Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Московский городской
университет управления
Правительства Москвы

ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ
ПРЕСС-ЦЕНТР
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

25.12.2014

Федерика Салиола: «Наше исследование поможет усовершенствовать госзакупки в мире»

Первые результаты глобального проекта по изучению систем государственных закупок озвучила в МГУУ Правительства Москвы руководитель проекта Всемирного банка Федерика Салиола. Пилотное исследование стартовало в начале 2014 года по поручению Большой двадцатки (G20). Для участия в нем были выбраны 11 стран, в том числе и Россия. Сравнительный анализ проводился на примере крупных деловых центров. Москва стала одним из них. На первом этапе в опросе приняли участие представители бизнеса, государственных органов и научного сообщества.

Еще в декабре 2013 года в стенах Университета Федерика Салиола объявила о старте пилотного проекта, цель которого – оценить в разных странах доступность систем госзакупок, снизить барьеры и ограничения для участников, сделать закупочный процесс открытым и честным. Спустя ровно год она рассказала о том, какие показатели эффективности изучались с помощью уникальной методики в Мексике, Турции, Таиланде, Швеции, США, Уганде, Афганистане, России, Гане, Иордании, Чили.

«Нам важно получить глобальные данные, – говоритФедерика Салиола. – С их помощью можно понять, какие проблемы существуют в разных странах и как их решить, используя лучшие мировые практики. Это поможет расширить возможности участия малого и среднего бизнеса в торгах, стимулировать конкуренцию, исключить коррупционные риски».

PowerPoint Presentation

Опрос проводился с использованием четырех анкет, содержащих в общей сложности более 200 вопросов. Изучались четыре основные группы индикаторов эффективности организации и проведения госзакупок. Оценивались доступность информации о госзакупках, легкость участия в торгах, возможности для обжалования результатов торгов, система подотчетности и контроля. «Например, правила распространения информации о торгах и ее объем значительно отличаются в зависимости от страны, – делится эксперт. – Потенциальные участники должны иметь возможность определить, интересно ли им участвовать в торгах, оценить, есть ли у них необходимые для этого ресурсы. Недостаток информации создает благоприятные условия для нарушений и коррупции. В России компании достаточно хорошо осведомлены о ситуации на рынке закупок. Сведения о торгах размещаются на единой онлайн-платформе, а по объему предоставляемой информации в извещениях о торгах Россия находится на одном уровне с США. Также отмечено, что в России законодательно установлена обязанность размещать информацию о планировании закупок. За счет этого достигается более высокая прозрачность процесса и расширяется круг участников. Также, различаются условия и сроки рассмотрения жалоб на неправомерные действия заказчиков. Ограничение времени принятия решения административным органом важно с точки зрения защиты прав и законных интересов участников торгов. В России, например, фактические сроки рассмотрения жалоб составляют 5–10 дней, в США – этот процесс может превышать 100 дней, что не самым лучшим образом сказывается на возможности участников защитить свои права».

1 (15)

В России работа велась с юристами в области закупок, чиновниками и представителями частного сектора. Более 55% экспертов, ответивших на вопросы анкет, были представители бизнеса, около 35% – сотрудники государственных органов, остальные 10% пришлись на научное сообщество. В России проект поддерживается Международным форумом лидеров бизнеса (IBLF), при активном участии МГУУ Правительства Москвы. Заместитель заведующего кафедрой управления государственными и муниципальными закупками Университета Николай Акимов рассказывает, как осуществлялась работа.

— Николай Александрович, почему Москва участвует в этом проекте? Что это дает конкретно городу?

— Во-первых, это дает нам возможность получить объективную информацию о системе госзакупок в Москве и в России в целом. Благодаря участию города в данном проекте выявляются административные барьеры и возможности снижения транзакционных издержек (операционных расходов и расходов на преодоление административных барьеров) для бизнеса. Во-вторых, мы получаем объективную картину организации закупок в других странах и возможность провести сравнительный анализ с российскими показателями. Это поможет внести изменения в закупочную практику и действующее законодательство в более благоприятную для бизнеса сторону.

— То есть данный проект открывает новые возможности для развития частного сектора?

— И не только для него. Проект Всемирного банка поможет выявить лучший мировой опыт организации закупочной деятельности. Перед малым и средним бизнесом открываются пути к честным и открытым закупкам. А Москва, как один из крупных мировых деловых центров, получает возможность позиционировать себя в качестве мегаполиса с эффективной системой управления государственными закупками. Выгода от этого проекта для делового сообщества, города и государства в целом очевидна: снижение административных барьеров и повышение прозрачности процесса напрямую сокращает коррупционные риски.

— Какие задачи в этом проекте выполнял МГУУ Правительства Москвы?

— Кафедра управления государственными и муниципальными закупками занималась юридическим переводом материалов анкетирования первого этапа исследования, адаптацией вопросов в соответствии с российской практикой, анализом первичных результатов исследования. Мы также провели несколько учебно-методических семинаров с целью разъяснения участникам опроса методики проведения исследования.

— Каковы перспективы участия МГУУ Правительства Москвы в проекте на следующий год?

— Второй этап проекта будет проводиться до конца 2015 года. Мы намерены продолжить взаимодействие с нашими партнерами, обеспечить наиболее полное и качественное отражение информации о государственных закупках в России в рамках проекта Всемирного банка, содействовать инвестиционной привлекательности как всей страны в целом, так и Москвы в частности. Как отметила Федерика Салиола в следующем году количество стран, принимающих участие в исследовании, расширится до 83. К 2016 году – до 189 стран. Добавятся новые показатели эффективности, все данные будут консолидированы, а каждая страна получит соответствующий балл.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Ф. САЛИОЛА «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК» (доклад с конференции «Контрактная система Москвы: власть и бизнес против коррупции»)



Также по теме:


Все новости МГУУ

Популярные теги:

МГУУ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
8 (495) 957 7575
info@mguu.ru
Москва, ул. Сретенка, д. 28
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ (ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ)
8 (495) 957 9132
priem@mguu.ru
© 1994–2017 Московский городской университет управления Правительства Москвы