УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


22.07.2016

Сотрудников московских госучреждений начали учить с помощью игры, воспроизводящей реальную работу бюджетной организации

Университет Правительства Москвы презентовал новую форму обучения — симуляционную игру для руководителей на госслужбе «Управление ресурсами госучреждений». Задача проекта — в простой игровой форме объяснить первым лицам государственных учреждений тонкости управления финансовыми ресурсами и госзакупками, принципы эффективного управления имуществом, особенности работы с персоналом и с клиентами — жителями Москвы.

Программа готовилась Университетом полтора года и воспроизводит работу госорганизации без выраженной отраслевой специфики, то есть подходит под любое направление работы Правительства Москвы. В разработке участвовали Управление госслужбы и кадров Правительства Москвы и Главное контрольное управление города Москвы. Ключевые показатели эффективности, которых стремятся достичь участники программы, чтобы выиграть, — это реально разработанные Главконтролем стандарты, несколько упрощенные для игры.

«Симуляционная деловая игра — это новый формат для обучения руководителей государственных учреждений качественному управлению финансовыми ресурсами и имуществом, начиная с грамотного планирования и реагирования на возникающие события до выполнения поставленных перед учреждением задач, — сообщает начальник Главконтроля Евгений Данчиков. — В игре учтен многолетний опыт Главконтроля по надзору за эффективным расходованием бюджетных средств и осуществлением закупок. Участники игры будут обучаться стратегически управлять учреждением, не допускать нарушений и обеспечивать развитие своих организаций. В ходе игры участники должны будут делать выбор — как закупать, как управлять персоналом и имуществом, и будут видеть последствия своего выбора, которые в обычной жизни можно увидеть только в долгосрочной перспективе».

Ключей к победе в игре два. Во-первых, это умение мыслить системно и масштабно, видеть взаимосвязь отдельных элементов организации, выходить за границы интересов только своего подразделения, уметь прогнозировать будущее, предвидеть, что произойдет с организацией через год, через несколько лет. Во-вторых, это эффективное управление: умение из имеющихся возможностей извлекать максимальный результат и при выполнении госзадания, и при реализации приносящей доход деятельности, умело перераспределяя ресурсы между этим двумя направлениями.

«Современный руководитель бюджетного учреждения совмещает в себе и хозяйственника, и политика, и маркетолога, — считает и. о. ректора Университета Правительства Москвы Василий Фивейский. — Он должен уметь и управлять организацией, и знать, как решить проблемы клиентов, жителей Москвы, чтобы они были удовлетворены. Игра учит именно этому. Правильно составлять финансовый план, мотивировать персонал, эффективно расходовать государственные деньги и зарабатывать внебюджетные, поддерживать репутацию учреждения — все, как в реальной жизни».

Участников делят на несколько команд. Игроки определяют, кто будет руководителем организации, кто — директором по персоналу, кто — директором по закупкам и т.д. Оказаться в игре в роли, которая несвойственна в реальной жизни, и по-новому посмотреть на, казалось бы, привычные процессы, поставить себя на место коллеги, понять его взгляд на организацию — это вызов и возможность научиться видеть организацию системно, а не только с привычной позиции.
У каждой команды есть игровое поле и набор фишек, которые символизируют разные ресурсы организации: человеческие, материальные. Как и в реальной жизни, цели команд, каждая из которых представляет «отдельное госучреждение», должны быть конкретны и измеримы. Команды должны вести планирование всех ресурсов организации: персонала, оборудования, закупок и финансов, выполнять госзадание, управлять этими ресурсами, принимая управленческие решения в момент непредвиденных событий, и при этом делать все это эффективнее других. Кроме того, внешняя конъюнктура постоянно меняется — команды получают от ведущего карточки, где описаны «незапланированные события», которые выбивают их из привычной колеи и имеют определенные последствия для организации. Игра заставляет участников думать не только о результативности, но и об эффективности, различать эти два понятия.

«Меня постоянно спрашивают, не легкомысленно ли заставлять госслужащих играть в игру, не проще ли им дать материал в лекции, — говорит Питер Нокс, приглашенный международный эксперт, ведущий симуляционной игры „Управление ресурсами госучреждений“. — Поверьте: нет. Я работал со многими государственными компаниями и институтами: Национальным институтом здравоохранения в Великобритании, российскими и южноафриканскими железных дорогами, южноафриканской полицией и так далее. Распределение ресурсов, оптимальное финансирование — скучный для людей предмет. Чтобы его усвоить, они должны быть вовлечены в процесс. А это не просто игра, это симуляция действительности, которую я разрабатывал с учетом специфики работы Правительства Москвы».

Питер Нокс

Питер Нокс

«В процессе участники понимают, как одно маленькое управленческое решение влияет на работу всей организации, — комментирует Юлия Смыслова, начальник Управления обучения и развития персонала Университета Правительства Москвы. — Игра максимально адаптирована к реалиям и специфике госслужбы и в то же время тренирует навыки коммерческой деятельности, учит увеличивать доход организации или заниматься внебюджетными инициативами».

Юлия Смыслова

Юлия Смыслова

Разработчики планируют, что с помощью игры «Управление ресурсами госучреждений» будут обучаться руководители и сотрудники практически всех бюджетных организаций Москвы. Для больших отраслевых направлений, как-то: здравоохранение, образование, социальная сфера, — игра будет модифицироваться с учетом их специфики. В целом же такой формат обучения подходит и для госучреждений всех субъектов Российской Федерации.

Питер Нокс и участники игры

Питер Нокс и участники игры

Важное отличие игровой симуляции, презентованной Университетом Правительства Москвы, от обычной лекции — участники в процессе игры могут общаться и обращаться к опыту своей команды. Практика показывает, что интерактивные форматы обучения гораздо эффективнее прочих.

«Как человек, который впервые играет в эту игру, хочу сказать, что здесь царит какая-то невероятная атмосфера: все участники команд погружены в игровой процесс и несомненно хотят понять каждый шаг и ничего не упустить, а команда тренеров нам в этом помогает. Здорово, что можно все обсудить друг с другом, понять процесс изнутри — в этом преимущество такого формата перед, например, обычной лекцией», — прокомментировал Владислав Сараджев, заместитель директора по экономике Московского клинического научного центра.





Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы