УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы

ВРАЧ ИЛИ МЕНЕДЖЕР — КТО ДОЛЖЕН РУКОВОДИТЬ КЛИНИКОЙ?

25.06.2016
– Босс (bossonline.ru)

Константин Царанов, директор Центра развития здравоохранения Московского городского университета управления Правительства Москвы, руководитель программ МРА/МВА в здравоохранении, к.м.н.
«Раньше я слушал слова людей и верил в их дела.
Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела»
Конфуций
Данный вопрос для сферы здравоохранения является риторическим. В мире есть две противоположные точки зрения: одни специалисты считают, что профессиональный управляющий (менеджер) будет идеально выполнять свои обязанности в любой организации, в том числе и медицинской; а другие полагают, что далекому от медицинской сферы менеджеру руководство клиникой будет даваться с трудом и сопровождаться серьезными дополнительными рисками. При этом для аргументации и первой и второй точек зрения приводится большое количество теоретических доводов. Но, как известно, именно практика — лучший критерий истины. А мировой практический опыт показывает, что профессиональный путь успешных руководителей клиник и в России и в мире, может развиваться по двум альтернативным карьерным траекториям и соответствует двум основным моделям управления современной клиникой. В первом случае у руководителя клиники есть медицинское образование (главный врач), а во втором случае управляет клиникой директор без медицинского образования (экономическое, управленческое, юридическое и др.), и в его подчинении находится медицинский директор, отвечающий за всю медицинскую часть.

Среди менеджеров мысль о том, что профессионал сможет управлять чем угодно и в любых условиях, достаточно распространена. Ведь базовые принципы работы не меняются и можно при переходе из одной сферы в другую основательно подготовиться, «промониторить рынок», проштудировать литературу, получить консультации специалистов, полностью погрузиться в среду, выстроить правильные отношения с сотрудниками. К тому же опытный менеджер может достаточно быстро показать высокие финансовые результаты, применяя техники не связанные напрямую с медициной, оптимизируя издержки, приводя в порядок финансово-хозяйственную деятельность и т.д. Другой вопрос, пойдут ли профессионалы-врачи за лидером, который не знает медицину и далек от клятвы Гиппократа… В этом случае, такому менеджеру-директору жизненно необходим заместитель — медицинский директор, который сможет вдохновлять коллектив и решать вопросы связанные с организацией качественной медицинской помощи.
Хочу подчеркнуть, что при любой модели управления, руководителю клиники необходимо развитие личностных качеств, приобретение опыта и соответствующее обучение, а еще, особенно в сфере здравоохранения — призвание. Это требует определенных жизненных установок, высокой степени ответственности, требовательности — во многом, к самому себе. Важно видеть стратегическое развитие клиники, уметь планировать не только собственный рабочий график, но и графики подчиненных, уметь выстраивать отношения с людьми, формировать и мотивировать команду, проводить переговоры, выходить из критических ситуаций, управлять изменениями. Руководители клиник заточены под жесткие дедлайны, четкие управленческие задачи и командную работу, умеют стратегически планировать развитие организации и умело сочетать в себе качества лидера, организатора, психолога.
В тоже время, специфика медицинской деятельности значительно влияет на методы управления. В большинстве организаций господствует дух соперничества между сотрудниками, а неформальная атмосфера стимулирует индивидуализм и повышает конкуренцию, но это недопустимо для медицинской организации, где задача руководителя заключается в выстраивании системы обмена информацией, сотрудничества и наставничества, чтобы пациент, который приходит в клинику, понимал, что врачи для сохранения его здоровья сделают все возможное и даже невозможное.
Руководство клиникой интегрирует принципы менеджмента с профессиональными, психологическими, этическими принципами, рождая новый специфический вид управления, который называется «Управление в здравоохранении или медицинский менеджмент». От уровня этого менеджмента, который фактически обеспечивает не столько сервисные услуги, сколько медицинские зависит подчас не только здоровье, но и жизнь пациентов. Знание основ медицинского менеджмента необходимо всем руководителя медорганизации независимо от вида его первого образования, ведь каждый руководитель, чтобы стать успешным, должен обладать необходимым набором компетенций, который составляет портрет руководителя современной медицинской организации.
Медицинскому менеджменту можно научиться на специальных двух и однолетних программах МРА\ МВА в здравоохранении, которые заточены под задачи руководителей соответственно государственных и частных медицинских организаций и на 50-60% отличаются от классических программ МВА\МВА. В частности у нас в Университете (mguu.ru) на программе МРА «Управление в здравоохранении» в настоящее время обучается 150 руководителей московских клиник, а в этом году мы открыли набор для руководителей медицинских организаций из регионов РФ. Получив соответствующее образование, Вы станете руководителем, идеи которого хочется поддерживать и развивать!

Источник
Все информационные сообщения в СМИ о нас