Не все новости одинаково полезны. Современный мир перенасыщен информацией, от этого мы можем испытывать стресс, перегрузки, работать менее продуктивно. Как в эпоху информационного шума выбирать полезную и нужную для себя информацию? Информационная гигиена поможет нам жить с ясным умом и в хорошем настроении! Об этом мы поговорили на вебинаре в рамках проекта «Делаем офис мобильным» с психологом Татьяной Мужицкой.

Советы по информационной гигиене от эксперта

Четыре сита для информации

Помните притчу о Сократе? Один человек услышал через третье лицо, что говорит о Сократе его друг, и решил рассказать об этом философу. Сократ остановил этого человека и предложил просеять информацию через три сита. Сначала через сито правды: ты уверен, что это правда? Затем через сито доброты: ты хочешь сказать о друге что-то хорошее? И, наконец, сито пользы: так ли уж необходимо услышать эту информацию? будет ли она полезной? На все три вопроса собеседник Сократа ответил отрицательно: в его словах, обращенных к философу, не было ни достоверно известной правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Если вы получаете какую-то информацию, просейте ее через три сита Сократа и добавьте еще четвертое — сито энергии:

  • Сито пользы. Когда вы залезаете в интернет или социальные сети, подумайте: для какого решения мне нужна эта информация, какую мне это принесет пользу. Если пользы нет, значит, эта информация будет только лишним шумом.
  • Сито доброты. Всегда задавайте себе вопрос: зачем я это делаю, сделает ли это мир лучше? Если вы хотите оставить хороший комментарий под фотографией друга в социальных сетях, чтобы ему стало приятно, или хотите написать ему, чтобы узнать, как у него дела, — это может стать добрым делом. А вот если вы собрались оставить гневный комментарий под чьей-нибудь записью или в какой-то группе, это явно не принесет в наш мир добра.
  • Сито правды. Освойте критическое мышление. Новости делаются по принципу ограничения внимания. События происходят одновременно на многих уровнях, с большим участием действующих лиц. И они зависят от ракурса журналиста: он может сам выбрать и смонтировать факты. Любое убеждение должно встречать вопрос: а как может быть еще? Вы уверены, что это правдивая информация? Есть ли в этом материале маркеры манипуляции сознанием: например, неуказанные источники, общие слова и ссылки на авторитетные мнения, которые вы не можете проверить?
  • Сито энергии. Подумайте, какая информация нужна, чтобы мне стало лучше? У вас точно есть ответ, просто нужно об этом задуматься. Получайте не «какую-нибудь информацию», а только ту, которая вас вдохновит.

Позитивное мышление

Увидеть возможности там, где другие видят препятствия, поможет благодарность. Учитесь благодарить за все, даже за небольшие позитивные события своей жизни и воспользуйтесь техникой «Зато». В любой ситуации находите не повод для претензий миру, а повод сказать «зато». Например, «мы сейчас работаем из дома, зато нам не нужно тратить время на дорогу, зато у нас есть возможность понять ценность работы в коллективе». И так далее.

Избавляйтесь от манипуляторов вашим временем: от множества чатов, конференций и подписок. Почистите медиапространство, отпишитесь от всего, что не приносит вам пользу и радость. Есть блогеры, на которых вы подписаны и которым завидуете? Отписывайтесь! Есть группы, которые выкладывают негативные новости? Тоже отписывайтесь! Важно оставить в своем информационном поле то, что вдохновляет, дает энергию и наполняет новыми знаниями и пользой.

Магия первой фразы

Всегда ли вы начинаете диалог с первой фразы?

Что это за фраза, узнаем из простой истории про ребенка, который возмущенно говорит родителям: «Почему мне не дали хлеба?!» Родители отвечают: «Почему ты начинаешь разговор с третьей фразы, если есть первая? Так не работает». Что же это за первая фраза? Она звучит так: «Пожалуйста, дайте мне хлеб» — прямая просьба решает большинство проблем сразу. Вторая фраза: «Я просила хлеб, наверное, вы не расслышали» — шанс на получение желаемого возрастает. И вот уже третья фраза может начинаться с недовольного «почему?».

Если вы начинаете злиться на кого-то за его поведение, спросите себя, знает ли этот человек, что вам нужно; сообщили ли вы ему, чего вы хотите. Возможно, он просто устал, загружен другими мыслями и просто об этом не подумал. Затем спросите себя, проверили ли вы связь, понял ли другой человек вас, и правильно ли он понял. Так можно избежать лишних ссор, негативных эмоций и разочарований.

Треугольник Карпмана

Драматический треугольник — это тип взаимоотношений между людьми, который впервые описал доктор медицины и практик транзактного анализа Стивен Карпман. По его мнению, в манипулятивных и токсичных отношениях между людьми есть три роли: «Контролер», «Спасатель» и «Жертва».

«Контролер» уверен, что он знает все лучше других, и хочет все держать под контролем. Он смотрит на жизнь и других людей как на источник проблем, часто критикует и злится, хочет изменить в ближних то, что ему не нравится.

«Спасатель» жалеет людей и всегда готов им помочь. Даже в ущерб себе. Ему сложно отказать другим людям, поэтому он часто дает обещания, о которых потом жалеет. Он готов спасать других, даже если они его об этом не просили. При этом он ждет благодарности за свою помощь и нуждается в том, чтобы его ценили. Да, даже за то, о чем его не просили.

«Жертва» недовольна своей жизнью, ищет виноватых в своих проблемах и нарушении привычного уклада, считает, что многим повезло больше. Она не в состоянии сама решить проблемы и пытается вызвать к себе сочувствие.

Как выйти из треугольника, если вы «Контролер». Примите тот факт, что все люди разные и не обязаны соответствовать вашим ожиданиям, не решайте чужие дела и не лезьте в них без просьбы. Научитесь расслабляться, не срывая эмоции на других. Не ищите виноватых в ситуациях, которые с вами происходят. Хотите кого-то обвинить? Начните с себя.

Как выйти из треугольника, если вы «Спасатель». Берите ответственность только за те ситуации, которые можете полностью контролировать. Если у вас не просят помощи и совета, лучше не навязывайтесь. Не давайте необдуманных обещаний и спросите себя честно, правда ли вы этого хотите.

Как выйти из треугольника, если вы «Жертва». Перестаньте жаловаться и винить других в своих неудачах. Беритесь за решение проблем самостоятельно, ловите себя на том, что вы хотите, чтобы за вас все сделали другие, — и избавляйтесь от этого желания. Не вините себя, если не соответствуете чьим-то ожиданиям, — это ваша жизнь и ваши уроки. Но это правило работает и в отношении других людей: они ничего вам не должны и не обязаны помогать вам и поступать так, как вам нужно. Верьте в себя и цените себя.