«Мы живем, как в кино» — эта фраза так актуальна в последние месяцы! А если бы вы действительно снимали фильм про свою собственную жизнь и работу сейчас — какой это был бы жанр? Как кино влияет на вашу жизнь, эмоции и отношения с другими людьми? Как смотреть фильмы не только для развлечения, но с терапевтическим и образовательным эффектом? Читайте в нашем материале ответы на эти многие другие вопросы от режиссера Юрия Быкова и психолога, бизнес-тренера Александры Соболевой.

 

Александра Соболева (А.С.):

Твой образ жизни, мышление, работа как режиссера, сценариста и актера похожи на психологию и даже на психотерапию. С моей точки зрения так — ты согласен?

Юрий Быков (Ю.Б.):

Режиссерская практика похожа на психологию. С помощью фильма я пытаюсь разобраться во всех проявлениях души человека, в его страхах и ощущении невозможности что-то изменить. Я пытаюсь разобраться в тяжелых ситуациях и в том, как в них ведут себя люди. В моем случае кино — это непрофессиональная медицина: я заглядываю туда, куда человеку чаще всего заглянуть страшно. Для меня фильмы — саморефлексия и психотерапия.

А вот на встрече со зрителями уже возможна психотерапия групповая! Мне важно, когда после выхода фильма возникает дискуссия, пусть и критическая. Размышления и страхи, которые я исследую в фильме, становятся для нее поводом. Здорово, если после просмотра фильма люди пытаются разобраться в том, кто они такие. Важно отмести мистическое, иллюзорное, напускное и разобраться в себе — тогда мы поймем, что человек стремится только к свету.

Жизнь — кино. Поэтому если ты знаешь законы драматургии, то и понимаешь, как себя поведет тот или иной человек в разных обстоятельствах. Тогда ты можешь менять сценарий, делать его более объемным или более локальным, двигаться к созиданию, а не к разрушению.

 

(А.С.) Мне как психологу приходится режиссировать — разбираться в жизненных сценариях вместе с клиентами. Наша жизнь вообще похожа на кино. Теперь мы все так или иначе становимся героями фильма про COVID-19 и самоизоляцию. На наших глазах разворачиваются глобальные события, меняющие нас!

(Ю.Б.) Продюсеры уже сейчас задумываются о том, как отразить сегодняшние события. Я думаю, главное, что об этой эпохе будет сказано, — социальные процессы не все вечны и выживаемы. Единственное, на что мы можем действительно опираться, — это наши близкие.

Сегодня мы осознали, что можем стать заложниками даже того, чего мы не видим; мы поняли ценность живого человеческого общения и нашли спасение друг в друге. Если кто-то из режиссеров отразит тему спасения внутри себя или в другом человеке, то это отлично отразит нашу эпоху!

(А.С.) Конечно, люди в этот период находили спасение в друг в друге. Но ведь и в кино тоже! Что смотрели больше всего?

(Ю.Б.) На самоизоляции скорее всего людей больше всего интересуют драмы и долгие сериалы. Сериалы — потому что интересно наблюдать целую долгую жизнь, нам всем нравится длительный исследовательский процесс человека. Самый распространенный жанр — драма, так как она позволяет изучить человека и его судьбу, полностью втянуться в другое пространство.

На меня, например, производят психотерапевтический эффект работы режиссера Ноа Баумбаха. Это современный Вуди Аллен! Недавно посмотрел у него два фильма: «Милая Френсис» и «Госпожа Америка». Его фильмы помогают понять, что жизнь состоит из мелочей и бережного отношения друг к другу.

А комедийные сериалы чаще всего короткие и плохо запоминаются. Они ненадолго развлекают и отвлекают, но не могут полностью включить в процесс. Я знаю немного хороших комедий. Например, мне нравится американский сериал Армандо Ианнуччи «Вице-президент».

Я считаю, что нужно раздвигать пространство, смотреть не только то, что тебе комфортно, но пробовать разные жанры. Так можно почувствовать, что мир состоит не только из тех вещей, которые имеют значение лично для тебя. Тогда мир будет более разнообразным и интересным.

СМОТРИМ КИНО С ПОЛЬЗОЙ

(А.С.) Фильмы можно использовать для психотерапевтического эффекта. Кинотерапия — одно из направлений практической психологии, заключающееся в совместном просмотре и обсуждении фильмов с психологом. Авторы этой теории — Антонио Минегетти, Гари Соломон и Берни Вудер.

Каждый человек интерпретирует фильмы через свои психологические особенности. Поэтому фильмы важно смотреть, чтобы давать ход эмоциям.

Кинотерапия возможна не только с психологом. Можно смотреть и обсуждать фильм со своими близкими и друзьями. Так вы узнаете несколько интерпретаций сюжета и другие мнения о героях.

Смотрите фильмы вместе с близкими и пробуйте обсуждать их на основе таких вопросов:

  • Что вы увидели в этом фильме? Что впечатлило, запомнилось, удивило, возмутило?
  • Что можно сказать о героях, экранизированной ситуации, принимаемых персонажами решениях, об их чувствах?
  • Могли ли герои в данной ситуации действовать иначе? Как именно? Как бы вы поступили в подобном случае?
  • Что об это фильме сказали бы ваши близкие, ваши коллеги, ваш руководитель? В чем разногласия или сходства ваших мнений по поводу фильма? Как это связано с вашими реальными отношениями?

(Ю.Б.) Любой хороший, искренний фильм дает нам правильное понимание того, что может произойти, если мы пойдем по той или иной дороге. Важно рефлексировать после просмотра кино и осознавать, что привело к его финалу. Фильмы дают нам хорошие примеры. Например, после хорошего кино о войне мы понимаем, что войны быть не должно. В «Крестном отце» Фрэнсиса Форда Копполы видим, как один неверный шаг даже из-за любви может сделать человека монстром. Фильм «Стыд» Стива Маккуина показывает, что потребительское отношение к людям создает пустоту, в которой ты уже не можешь построить здоровые отношения.

Упражнение для рефлексии своей жизни. Подумайте над вопросами:

  • На какой жанр кино похожа ваша жизнь?
  • Если бы вы снимали фильм о своей жизни, как бы он назывался? Почему именно такое название и жанр у фильма о моей жизни?
  • Кто главный герой этого фильма? Кто еще является в нем центральными героями?
  • Кого бы я взял на главную роль в этом фильме? Почему?
  • Какие эпизоды я предпочел бы переснять, изменить?
  • Какого развития сюжета я хотел бы в новых эпизодах?
  • Что мог бы сделать главный герой этого фильма, чтобы его жизнь изменилась к лучшему?
  • Какой жанр у фильма о вашей организации/ компании? Как он будет называться?

Посмотрите: может, в драме вашей жизни есть комедия или в комедии есть мелодрама? Хороший фильм, как «Форрест Гамп», соединяет в себе много граней: в нем есть все — от комедии до драмы, от пафоса до иронии.

(Ю.Б.) Вопросы самому себе о жизни как фильме помогают быть осознаннее, не совершать ошибок в будущем или простить себя за ошибки прошлого. Особенно мне нравится вопрос: Кто главный герой моего фильма? Кто центр всех ситуаций, в которых я нахожусь? Кто в фокусе внимания моего фильма? Может, это не мое кино? Может, шаг в сторону сделает свободнее?

Мнение близких о фильме нашей жизни важно. Но в первую очередь мы должны доверять самим себе! Любая оценка нашего фильма начинается с нас самих — научитесь определять качество фильма своей жизни по своим ощущениям. Близкие могут поддержать нас, что хорошо, а могут и не поддержать. Тут важно отсекать мнения, которые вредят жизни. Бывает, что художник-кинематографист делает работу, не соответствующую моменту, — критики ее не принимают. Это может значить, что эта работа принадлежит будущему, ее осознают позже. То же и в нашей жизни. О том, что вы идете в правильную сторону, должны судить только вы лично. Остальные могут осознать это позднее, когда путь будет уже пройден.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

Что интереснее: быть актером, режиссером, сценаристом, продюсером?

Мне ближе актерское мастерство — когда я начинаю играть, возникает внутреннее ощущение свободы. Могу легко «свалиться» в эту профессию и забыть о режиссуре — этого не хочу и поэтому ограничиваю себя в актерстве. У меня есть внутреннее ощущение ответственности перед гораздо большим потенциалом: перед талантом режиссера и сценариста. Создание фильма как целого мира мне гораздо важнее, чем отдельно сыгранная роль. Мне комфортно быть актером, но это очень… зависимая профессия. Я глубоко убежден, что в наше потребительское время больших ролей в большом количестве нет даже у великих артистов. Пока у меня такая иерархия: артист, режиссер, сценарист и в последнюю очередь — продюсер.

Когда в картинах совмещаются роли актера и режиссера, это необходимость обстоятельств — не нашли другого актера?

Во многом это действительно необходимость. Многие отказывались от тех ролей, которые я играл. Но у меня не было противоречия ни к одной из этих ролей. Когда пишешь сценарий, все равно так или иначе пишешь о себе.

Среди лучших фильмов по режиссуре вы называете «Утомленные солнцем» и «Крестный отец». Чем они привлекательны?

Первая часть «Утомленных солнцем» — пожалуй, самое выдающееся произведение Никиты Михалкова. Это квинтэссенция отношения к сложности устройства нашего пространства. Вот я успел пожить при Советском Союзе, затем в бандитизм девяностых и, наконец, в нулевые, где на первый план вышли уже иные ценности: православие и народность. Все это в одном человеке за небольшой промежуток времени требует тяжелой работы над собой, чтобы не сойти с ума. Так вот, «Утомленные солнцем» — отчасти о том, как человек является заложником идеи, которая неприменима в новых обстоятельствах. «Крестный отец» примерно о том же самом. Человек, обладающий четкими нравственными ценностями, из-за любви к собственному отцу становится чудовищем.

Для меня эти картины знаковые: они ярко сыграны и рассказывают о трагедии слома человека в жерновах между идеологиями разных поколений. И та, и другая картина вдохновляют меня тем, что говорят: ни идеология, ни система координат не должны влиять на внутренний выбор человека, он должен исходить только из человечности и из любви! Отталкивайтесь от внутренней правды, а не от внешней системы координат.

Советую посмотреть фильм «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа. Это мастерская работа по перенесению жизни на экран: в ней много мелочей, деталей, нюансов общения между людьми. Это фильм о любви человека к человеку. В нем есть внимательное отношение к людям.

Чем занимаетесь на самоизоляции?

Сижу дома, периодически выхожу в окрестные поля Новомичуринска. Пишу, общаюсь с родителями.

Фильм «Ноль» — это про что?

Спойлеров делать не буду! Это про оценку двадцатилетия, начиная с того момента, как уходили девяностые, — примерно с 1999 года до настоящего времени. Это история о том, что мы прожили двадцать лет без особого квантового скачка, которого так ждали в нулевые. В этой работе я задаю вопросы: чего я достиг, что изменилось в моей жизни и изменилось ли?

Кино и театр, с одной стороны, похожи. Но кино не переснять, а вот спектакль можно менять от показа к показу. Почему вы выбрали кино, а не театр?

Все очень просто. Театр общается со зрителем напрямую: люди сидят в зрительном зале и видят артистов практически на расстоянии вытянутой руки. Но живость театра на этом, на мой взгляд, заканчивается. Театр искусственен, в нем много условности. Кино транслируется через экран и дистанцирует зрителя от артистов. Но при этом там есть крупный план — режиссер может показать глаза героя, его мимику. В кино мы подходим очень близко к человеку. Можно выбрать и укрупнить любые элементы, выстроить кадр так, как хочется режиссеру. Когда я вижу крупный план артиста, который произносит одну реплику или вовсе молчит, — для меня это очень интимный процесс. Такой степени интимности в театре не может быть. Поэтому кино более сокровенно, чем театр.

Как режиссировать свою жизнь?

Режиссировать жизнь можно, если начать воспринимать ее как игру или как испытание. Не нужно привыкать к мысли, что жизнь — это трагедия и преодоление чего-то. Жизнь — это прежде всего увлекательно! Если напрячься, мы можем превратить ее в интересный фильм. Ломайте все каноны и предсказуемые развития сюжета, делайте то, что вам нравится, и рискуйте.

Какого размера должны быть паузы в жизненном сценарии?

В моем случае перезагрузку планировать сложно. Вообще планировать что-то, что не зависит от меня, я не могу — все же верю, что есть нечто, что приходит к нам свыше.

Только знаю, что не обязательно бездельничать в жизненную паузу — всегда можно делать маленькую работу над собой. Птицу счастья поймать нельзя, но можно сделать сад, в который она обязательно прилетит. Я за действенное ожидание.