Как найти эффективное решение проблемы, когда старые способы уже не помогают? Как минимизировать конфликты в командах, вырабатывать новые креативные варианты решений и эффективно выстраивать коммуникации в проектной деятельности? Поможет метод мозгового штурма. О его десяти правилах и пяти типичных ошибках, продуктивной подготовке и проведении, роли лидера и мотивации участников мы поговорили на вебинаре в рамках проекта «Делаем офис мобильным» с экспертом по трансформации и управлению изменениями Светланой Завражновой.

Основные этапы мозгового штурма

  1. Подготовка проблемы.
  2. Генерация идей.
  3. Отбор, систематизация и оценка идей.

Совет эксперта: «К мозговому штурму нужно готовиться заранее. Задача должна быть озвучена участникам за два-три дня до начала обсуждения».

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Обязательно подготовьтесь к обсуждению.
  2. Пригласите как можно больше людей разного опыта и возраста.
  3. Уточните поставленную задачу, еще раз озвучьте ее, зачитайте вопрос и убедитесь, что все его поняли.
  4. Во время мозгового штурма записывайте все идеи. Можно выводить их на экран — все должны видеть, что уже есть. Визуализируйте идеи.
  5. Никакой критики. Принимайте разные идеи, даже фантастические. Главное, чтобы работало креативное мышление.
  6. Каждый участник должен предлагать максимальное количество идей.
  7. Привлеките сторонних людей, например, пригласите экспертов из других команд, чтобы они посмотрели свежим взглядом на вашу задачу.
  8. Изменяйте, преображайте идеи.
  9. Визуализируйте — показывайте все записи на доске, экране или флипчарте.
  10. Представьте отрицательный результат. Можно задать вопрос команде: «Представьте, что вы хотите напасть на нашу команду. Что вы будете делать?» Команда придумает идеи, которые нужно переосмыслять и исправлять ситуацию.

Как генерировать больше идей

  1. Отправляйтесь в другую вселенную, в другую реальность. Посмотрите, как там это могло быть. Убирайте шаблонное мышление.
  2. Путешествуйте во времени: представьте, что это будет в далеком будущем.
  3. Представьте, что вы сотрудник не данной организации, а конкурирующей компании. Посмотрите с его точки зрения, поймите, где и в чем вы проигрываете.
  4. Не оставляйте пробелов. Каковы будут ваши действия от идеи до первого полученного результата? Просчитайте каждый шаг.
  5. Создавайте интеллект-карты, схемы и расщепляйте каждую задачу на более мелкие. Решая маленькие вопросы, вы подойдете к решению большой проблемы.
  6. Шпионьте. Возможно, в других отраслях кроется ваш способ решения.
  7. Продолжайте генерацию идей, пока не наберется 100.
  8. Записывайте, зарисовывайте случайные ассоциации.
  9. Находите вспомогательные факторы. Пытайтесь понять, что помогает, а что мешает вам двигаться вперед.
  10. Утрируйте ситуацию. Представляйте: что может произойти в десять раз хуже? а что если вот так? а что будет, если мы это не сделаем? Эти вопросы помогут включить творческое мышление.

5 типичных ошибок мозгового штурма

  1. Проводить сразу совещание и мозговой штурм.
  2. Не разбивать сложные задачи на несколько простых.
  3. Не вести записи на доске.
  4. Не просчитывать запасные варианты.
  5. Не подвергать анализу собранные данные.

Совет: «Собранные идеи важно проранжировать, выделить главные и приземлить. Если не сделать этого, они так и останутся идеями».

Популярные виды мозгового штурма

  • Брейнрайтинг. Участники записывают свои идеи, не проговаривая вслух. Они излагают свои задумки на листах бумаги и передают друг другу. Идея коллеги порождает новые мысли, которые дописываются на листе. Снова происходит обмен. Процесс повторяется не более 15 минут.
  • Мозговая атака на доске. На видном месте вывешивается доска, в центре которой написана задача, требующая решения. Когда сотруднику приходит идея по заданной теме, он записывает ее на листок и прикрепляет к доске.
  • Метод 365. Шесть экспертов выдвигают по три идеи, записывают их, затем обмениваются по часовой стрелке, в течение одной минуты изучают предложения соседа и вписывают три свои идеи в развитие предложенных. Процедура повторяется пять раз, время ознакомления с предложениями каждый раз увеличивается на минуту. Получается 108 вариантов.

Руководитель мозгового штурма — ключевой элемент процесса. Обязанности лидера:

  • принять решение о том, мозговой штурм какого типа провести;
  • поставить вопросы для участников;
  • обеспечить условия для активной деятельности собравшихся специалистов;
  • проанализировать и сгруппировать идеи;
  • оценить конечный результат.

Присоединяйтесь к нашим следующим вебинарам онлайн-марафона в рамках проекта «Делаем офис мобильным»!