МГУУ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


21.01.2021

Как цифровая трансформация и современные технологии влияют на рынок труда и подготовку кадров — в статье Геннадия Дёгтева

Современный мир постоянно меняется: появляются новые технологии, происходит стремительная цифровизация. Как в связи с этим изменяются требования к сотрудникам и компетенциям и почему на передний план теперь выходит «цифровая ловкость» и подбор кадров для взаимодействия «человек — машина», читайте в материале генерального директора Технополиса «Москва» Геннадия Дёгтева из нового выпуска журнала «Вестник Университета Правительства Москвы».

Сегодня цифровизация и образование — это две крупные системы, активно влияющие на жизнь современного общества, в чем-то полярные по отношению друг к другу, но при этом динамично взаимодействующие. Сегодня на рынке труда отмечается высокий спрос на работников, обладающих цифровыми навыками. Новейшие технологии позволяют изменять и форматы, и содержание обучения персонала, однако стратегия подготовки кадров для цифровой экономики требует глубокого и тщательного анализа перспектив дальнейшего развития науки и техники. В настоящий момент одно из главных препятствий на пути к эффективной подготовке персонала — нехватка специалистов, способных обучать актуальным компетенциям в цифровой парадигме. Эксперты отмечают высокий уровень инертности образовательной системы на фоне высокой подвижности технологий.

В органах государственной власти требования к сотрудникам, по всей видимости, также изменятся в скором времени, поскольку преобладающее большинство трудовых операций уже автоматизировано.

Глобальная апробация цифровых разработок сильно влияет на потребность работодателей в сотрудниках и требования к уровню компетенций персонала. Интенсивное развитие технологий сокращает жизненный цикл профессий. Снижается актуальность тех из них, которые предполагают формализированное выполнение регулярных, простых задач. Вместо этого появляются новые специальности и роли. Мы видим, как эволюционируют компетентностные парадигмы ряда профессий (к примеру, маркетологов, аналитиков и т. д.) из-за того, что преобразуется их профессиональный инструментарий. Растет уровень требований к универсальным компетенциям — так называемым soft skills (оперирование эмоциональным и социальным интеллектом, т. е. способностями, присущими индивиду). Усиливаются требования к адаптивности и гибкости сотрудников. Увеличивается спрос на специалистов, владеющих компетенциями «цифровой ловкости» (т. е. желающих и умеющих применять новейшие технологии для повышения профессионализма и улучшения профессиональной деятельности в целом).

Сегодня, как никогда прежде, важен вопрос конкурентоспособности высшего образования в России — ответ на него определяет не только настоящее, но и будущее нашей страны. Современные образовательные стратегии должны учитывать внедряемые новые технологии, из-за которых растет спрос на сотрудников, готовых продуктивно работать в технологичных направлениях. Подготовка специалистов, способных исполнять в повседневной профессиональной деятельности такие функции, — важная задача для Москвы как крупного мегаполиса мирового значения. Навыки взаимодействия с масштабными базами неструктурированных и структурированных данных значительно повышают качество и производительность труда, способствуя социально-экономическому развитию столицы.

Работа с большими данными, создание искусственных нейронных сетей, автоматическое распознавание лиц, речи, машинный речевой синтез, машинное обучение, нейросимуляции, проектирование нейроинтерфейсов — именно эти сферы остро нуждаются в квалифицированных специалистах.

В Москве развиваются технологичные направления, которые широко используют возможности человеческого мозга, индивидуальные процессы мышления, обращаются к высшей и низшей нервной деятельности, включают в себя разработки по управлению психическим состоянием и работоспособностью человеческого мозга. В профессиональной сфере применяются технологии, объединяющие интеллектуальные парадигмы поддержки решений и рекомендательные системы, так что процесс принятия решений автоматизируется. Уже сегодня технологии с использованием искусственного интеллекта оказывают влияние не столько на количество рабочих мест, сколько на содержание профессиональной деятельности. Примером служит Московский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), активно использующий технологии дополненной реальности в работе сотрудников (AR-очки).

В настоящий момент одно из перспективных направлений подготовки кадров для цифровой экономики — формирование цифровых коммуникативных навыков. Сети беспроводной связи и их инфраструктура, включая WAN (глобальную сеть), LPWAN (технологии связи в рамках промышленного интернета), WLAN (беспроводная локальная сеть), MAN (городская вычислительная сеть), BAN (нательная компьютерная сеть), спутниковые технологии связи и сетевые технологии 5G и другие, становятся обязательным элементом делового пространства.

Мы можем своими глазами наблюдать, как в повседневной жизни появляются прорывные технологии, о которых еще вчера никто не задумывался. Их развитием будут заниматься специалисты, способные управлять умным производством, — те, кто умеет создавать и использовать новые материалы и конструкции, проектировать в цифровом пространстве, участвовать в информационном и математическом моделировании, расширенном управлении жизненным циклом продукции.

Подготовка персонала для производств нового типа, с применением инновационных технологий манипулирования, цифровых платформенных решений для проектирования, инжиниринга, мониторинга и логистики, очевидно требует новых образовательных стратегий.

К рискам кадрового обеспечения цифровой экономики многие исследователи относят технологии робототехники. Подбор специалистов для взаимодействий «человек — машина» является общемировой проблемой. Интеллектуальные модели управления робототехническими системами, технологии сенсомоторной координации и пространственного позиционирования вносят кардинальные изменения в образовательные программы всех уровней обучения персонала. Примером широкого внедрения робототехники является столичный завод «Renault Россия», на линиях которого уже задействовано более 100 стационарных роботов, выполняющих сложную работу по сборке, сварке и окраске. Свыше 160 беспилотных транспортных средств доставляют детали и комплектующие. Управление такими машинами требует особой профессиональной подготовки.

Необходим мониторинг кадрового обеспечения рынка труда в условиях глобальной цифровизации, который позволит определить приоритетные HR-стратегии для цифровой экономики, а равно оценить степень исполнения указов Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Слежение за рынком труда позволит определить основные факторы, влияющие на уровень кадрового обеспечения цифровой экономики, даст возможность своевременно выявить возможные риски и угрозы.

Кадровое обеспечение цифровой экономики — актуальная теоретическая и практическая задача. Ее решение станет гарантом устойчивого развития столичного мегаполиса.



Также по теме:


Все новости МГУУ