УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


28.10.2019

Карта культурного будущего столицы: ведущие тенденции и актуальные практики

Руководители учреждений культуры столицы обменялись передовым опытом внедрения инновационных проектов на III городской научно-практической конференции «Социально-культурное проектирование в городе Москве: ведущие тенденции и актуальные практики» в Университете Правительства Москвы. Участники конференции на панельных дискуссиях обсудили успешные кейсы в сфере культуры, тренды и перспективы развития и поделились опытом реализации проектов на мастер-классах.

Культурное пространство Москвы трансформируется, меняет свои функции вместе с изменением современного мира. Культурные центры, библиотеки, музеи и выставочные залы столицы совершенствуются, внедряют новые технологии, создают общие креативные проекты и привлекают все больше молодежи. Как это происходит сейчас и что ждет сферу культуры в будущем, поговорили на панельных дискуссиях представители Департамента культуры Москвы и руководители культурных учреждений.

Новая жизнь культурных центров и библиотек

В панельной дискуссии «Мой культурный район» участвовали руководители культурных центров и библиотек столицы. Модерировал дискуссию Михаил Кочерга, начальник Управления по развитию культурных центров Департамента культуры Москвы.

Основная тенденция в сфере культуры — интеграция. Например, культурные центры реализуют проекты-коллаборации с библиотеками, парками, развивают общие каналы коммуникации и реализуют совместные проекты. «Сотрудничество с Университетом — важное стратегическое партнерство. В рабочей суете не удается часто встречаться с коллегами, тем более в масштабе всего города. А конференция — это возможность поделиться опытом, высказать пожелания, наметить стратегию развития», — считает Михаил Кочерга.

Современные библиотеки и дома культуры превращаются в полноценные творческие центры. В них появляется коворкинг с доступом к интернету, кафе и места для отдыха, клубы и лектории; проводят мастер-классы, семинары, творческие встречи с писателями и режиссерами.

Кейсы

Директор Дома культуры «Нагатино» Михаил Головин рассказал об актуальных направлениях в культурном центре. Например, здесь создан «Совет отцов Южного округа» — участники обсуждают лайфхаки воспитания, встречаются с психологами и педагогами. Среди успешных проектов — фотобаттл для жителей разных районов, лекции по генеалогии и квест по району для его жителей.

Cтандарт качества или качество нестандартных услуг — что важнее в формировании культурного предложения для горожан? Этот вопрос раскрыла Елена Тарасенко, директор Дома культуры «Берендей». Стандарт качества — это предсказуемый результат и равномерное распределение услуг по территории, а нестандартные услуги — разнообразие пользовательских сценариев и новый тренд local love, неповторимость переживаний получателя услуги. У Дома культуры «Берендей» есть проект «Районнале». Это экспериментальный фестиваль, где главные организаторы — дети. Они становятся художниками, продюсерами, режиссерами, кураторами и сами создают свой фестиваль. Также в доме культуры работают творческие лаборатории «Странные кружки». Ребята вместе с профессиональными дизайнерами делают инсталляции и участвуют в перформансах.

Фото с сайта Mos.ru

Как привлечь молодежь в библиотеку, рассказала заведующая детско-юношеским абонементом в библиотеке Светлова Анна Филатова. В одном из залов библиотеки освободили пространство от книг, поставили мягкие кресла, детский уголок и игрушечную железную дорогу. Здесь можно посетить молодежный медиацентр, сыграть на пианино, послушать концерт инструментальной музыки, посетить лекторий и поучаствовать в чтении по ролям.

Фото с сайта Библиотеки Светлова

Лайфхаки комьюнити-менеджмента раскрыл на мастер-классе Федор Мольков, заместитель начальника Управления по развитию культурных центров Департамента культуры Москвы.

Советы эксперта:

  • При работе с сообществом сначала научитесь играть по правилам сообщества: договоритесь о целях, удостоверьтесь, что говорите на одном языке, понимаете друг друга правильно.
  • В сообществе ищите сильных — лидеров общественного мнения, общайтесь с ними, устраивайте регулярные встречи. Продвигайте идею через лидеров, постепенно, не в лоб.
  • Не делайте работу за сообщество. Если реализовать идею за сообщество, то оно ничему не научится, а вы будете ответственны за чужую мечту и вас же осудят в случае неудачи.
  • Избегайте неоднозначности: общайтесь с представителями сообществ четко и ясно, любая неоднозначность трактуется в негативную для вас сторону.
  • Сильные уважают силу: общайтесь с сообществами доброжелательно и уважительно, но при этом защищайте интересы своего учреждения и по принципиальным вопросам занимайте сильную категоричную позицию.
  • Всегда выполняйте обещания.
  • Хвалите людей, но не рассчитывайте на благодарность — вашу работу многие принимают как должное.
  • Скажите «нет» аналитике во время кризиса. Чтобы начать работать с сообществами, обычно проводят сложную и долгую аналитику. Пробуйте без аналитики! Просто начинайте проекты, недорогие, волонтерские: запускайте работу с сообществом, не тяните, а уже в процессе проведете аналитику.
  • Откажитесь от неуспешных форматов. Если направление сейчас не дает результатов, хотя вам кажется, что оно удачное и полезное, смело отказывайтесь от него и решайте другие задачи.

Инновации в музеях. Музейно-выставочные проекты как драйвер развития столицы

Идеями обменялись руководители Дарвиновского музея, Бородинской панорамы, Мосгортура, Музея русского импрессионизма, Объединения «Выставочные залы Москвы» и других культурных учреждений.

«В Департаменте культуры большое внимание сейчас уделяют интернет-проектам. Запущен ресурс „Музейные коллекции онлайн“, где до 2025 года появятся экспонаты всех музеев столицы! — отметила модератор секции, директор Дома-музея Марины Цветаевой Елена Жук. — Мы решили воссоздать 3D-макет дома, где жила Марина Цветаева, по адресу: Трехпрудный переулок, 8. Сохранилось всего 5 фотографий и 80 предметов из этого дома, который в 1920 году был разобран на дрова. Сейчас на этом месте многоэтажный дом. Но нам удалось воспроизвести не только архитектуру и внутреннее убранство комнат, но и создать атмосферу того времени. Например, за окном поэтессы цокают копыта лощадей!»

Кейсы

О том, как идет открытая реставрация части полотна панорамы «Бородинская битва», рассказал директор одноименного музея Владимир Преснов. В 1967 году случился пожар и часть полотна погибла, остатки дублировались на новый холст. В 2013-м из-за нарушения температурного режима состояние шедевра ухудшилось, полотно площадью 187 кв. м стало отклеиваться от общей части. Руководство решило реставрировать панораму. В своей работе специалисты используют технологии, которые не имеют аналогов в мире и не требуют демонтажа полотна, а также современная методика позволяет проводить работы в присутствии посетителей. Все процессы реставрации воссоздадут с помощью VR-технологий, гости музея смогут виртуально поучаствовать в работах, а студенты — поучиться у мастеров.

Как изменяется городское пространство, когда на его территории появляются музеи, рассказала директор Государственного Дарвиновского музея Анна Клюкина. Что общего может быть между музеем о многообразии жизни на земле и музеем музыкальной культуры им. М. И. Глинки или Государственным музеем А. С. Пушкина? Эти музеи устраивают совместные экспозиции и проекты, которые пользуются большим успехом у москвичей.

Фото с сайта Дарвиновского музея

Во всем мире происходит усиление влияния музеев на городское пространство, отметил проректор по учебной и научной работе Алексей Александров: «Мы видим, как изменяется облик города в тех местах, где есть музеи: соседние здания реконструируются под музейные нужды. Музеи проводят не только экскурсии, но и концерты, театральные представления, а картины из музеев, установленные на жилых домах, стали визитной карточкой города. Музеи объединяют разные профессиональные сообщества, они служат площадками для обучения студентов и школьников».

«Сегодня в музеях работает очень много энергичных и талантливых людей, которых нельзя назвать узкопрофильными специалистами: они сочетают в себе различный профессиональный опыт и личные качества, — отметила генеральный директор музея-заповедника „Царицыно“ Елизавета Фокина. — В 2018 году музей-заповедник „Царицыно“ посетило более 6 млн человек. Простые экспозиции уже больше не привлекают массового посетителя, поэтому мы должны постоянно развиваться и находить новые креативные решения».

Сотрудники музея-заповедника создали круговую панораму 3D об истории строительства дворца в Царицыно. К этой работе были привлечены сценарист, кинорежиссер и архитектор, а в инверсивных роликах для театра снимались известные актеры Павел Деревянко и Павел Шумский.

О лучших практиках развития навыков в области творчества и культуры рассказала на мастер-классе Елена Мельвиль, директор образовательного учреждения «Воробьевы горы».

Совет эксперта для организаторов дополнительного образования:

«Почему дети теряют мотивацию к учебе? Потому что материал предыдущего урока часто не помогает на следующем. Например, восстание Пугачева по истории должны проходить одновременно с „Капитанской дочкой“. Предлагая свои программы, посмотрите, что ребята проходят в этом возрасте. Если знания будут полезны для улучшения результатов в школе, тогда школьники пойдут на программу».

Культурное и модное долголетие

Возрастных границ в современном мире не существует, пришли к выводу участники панельной дискуссии, посвященной социально-культурным проектам для людей пожилого возраста.

«Создавая и реализуя проекты для людей старшего возраста, мы создаем будущее города. В Москве не важно, сколько человеку лет, он всегда может найти свое место и самореализоваться!» — говорит модератор дискуссии, директор Центра социального обслуживания «Проспект Вернадского» Виктория Темирова.

Интересный опыт работы с людьми пожилого возраста представили Полина Уханова, начальник выставочного отдела «Музея моды», и Татьяна Носачева, менеджер по культурно-массовому досугу «Музея моды». В музее успешно реализован проект «Стильное долголетие», участники которого обучаются у модных стилистов и блогеров, учатся шить и создавать авторские аксессуары, участвуют в дизайнерских показах.

Фото с сайта Mos.ru

Создать интеллектуальный и при этом захватывающий квест: лайфхаками разработки квеста поделилась на мастер-классе доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права МГУУ Евгения Климкович.

Участники мастер-класса не только узнали теорию, но и на практике поняли технологию создания заданий для квеста: расшифровали загадочный шифр, потренировали кратковременную память и навык распознавания эмоций.

2B2A3327 2B2A3301 2B2A3440 2B2A2803 2B2A2828 2B2A3291 2B2A2529 2B2A2552 2B2A2599 2B2A2672 2B2A2694 2B2A2755 2B2A1841 2B2A1903 2B2A2018 2B2A2453 2B2A1692
<
>


Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы