УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


26.02.2021

Новая реальность: Университет Правительства Москвы и МГУ им. М. В. Ломоносова совместно развивают VR-технологии

МГУУ Правительства Москвы заключил соглашение о научно-исследовательском сотрудничестве с факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. VR-центр Университета Правительства Москвы предоставит экспертам-психологам площадку для изучения уровня тревожности перед публичными выступлениями.

«Вот здесь настраивается шкала интереса аудитории. Мы можем менять уровень симпатии, согласия. Например, если снизить шкалу интереса — публика начинает скучать, смотреть в телефоны», — увлеченно рассказывает специалист VR-центра МГУУ Андрей Шевченко. Его с интересом слушает заместитель декана психологического факультета МГУ Артем Ковалев.

Сотрудничество факультета психологии МГУ с VR-центром началось в 2019 году с совместной разработки экспериментов в виртуальной реальности по публичным выступлениям. Положительные результаты побудили к продолжению совместных научных изысканий. Первый эксперимент был проведен в минувшую пятницу. Его цель — установить взаимосвязь уровня тревожности и успешность публичного выступления в виртуальной реальности.

Научные изыскания проводились с применением новейшего и одного из наиболее совершенных VR-тренажеров — «Публичные выступления 2.0». Эта программа для обработки навыков публичного выступления даёт возможность полноценно общаться с виртуальной публикой, перемещаться по сцене, показывать презентации, а в конце получить подробный и объективный отчет о выступлении. Тренажер уже доступен для всех желающих отрепетировать свою речь или важную презентацию.

Участниками эксперимента стали студенты от 17 до 19 лет, желающие улучшить навыки выступлений. Эксперты измерили им пульс, надели VR-шлемы и включили симуляцию зала, заполненного людьми. Ученые следили за уровнем тревожности молодых людей и отмечали их реакцию на поведение зала.

Экспериментаторы следили за речью испытуемых, жестами и поведением, а также уровнем их зрительного контакта с аудиторией. Речь выступающих автоматически протоколировалась: программа выявляла слова-паразиты и неудачные речевые обороты. Виртуальная публика активно взаимодействовала с оратором. Слушатели бурно выражали недовольство, аплодировали и задавали острые вопросы. В конце исследования молодые люди получили подробный анализ своего выступления с указанием сильных и слабых сторон.

По результатам выступлений участников разделили на две группы с небольшим и высоким уровнем тревожности. Исследование показало, что первая группа уделяла 32,5 процента времени на зрительный контакт с аудиторией, тогда как вторая группа — 90,6 процента от общей длительности выступления. Это показывает, что участники эксперимента с низким и средним уровнем тревожности уделяют больше внимания своей презентации, чем виртуальной аудитории, в то время как испытуемые с высоким уровнем тревожности больше внимания уделяют контакту с залом.

Михаил Константинов, руководитель VR-центра Университета Правительства Москвы, доволен результатами совместной работы: «Мы заключили соглашение с факультетом психологии МГУ им. Ломоносова на 5 лет. Так что это точно не разовая акция. Помимо публичных выступлений у нас впереди еще много образовательных решений, которые можно и нужно исследовать».

Заместитель декана факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Артем Ковалев также считает, что виртуальные технологии в образовании ждет большое будущее: «С каждым годом снижается стоимость оборудования и создания виртуальных сред, при этом повышается качество контента. Совершенствуется психолого-педагогическая методология использования VR. Внедрение этих технологий в образование станет частью общего процесса цифровизации образовательного ландшафта, поэтому особенно ценно то, что сегодня VR-центр МГУУ и факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова совместно действуют в разработке оснований эффективности использования VR-технологий в обучении».

Виртуальная реальность позволяет погружать обучаемых в самые разные ситуации и учить их профессиональным навыкам в условиях, близких к реальным. Так, тренажеры VR-центра используют для обучения сотрудников ЗАГС. Подробнее об этом можно узнать из записи вебинара «VR-технологии в корпоративном обучении — опыт сотрудников ЗАГС в МГУУ». Использование VR-тренажеров МГУУ Правительства Москвы внедряет и Госинспекция по недвижимости.



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы