УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


20.12.2017

Сельхозкооперация, блокчейн и электромобили — госслужащие предлагают инновации

120 госслужащих из разных регионов России закончили обучение по федеральной программе «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2018)». В Университете Правительства Москвы они освоили свыше 300 часов очного и дистанционного обучения, 6 образовательных модулей с лекциями, выездными мероприятиями и тренингами. Учеба завершилась защитой проектов. Слушатели программы доказали, что инновации и государственное управление вполне совместимы.

Работа велась в группах. На итоговой аттестации был представлен 21 проект. Каждый разработан с учетом знаний, полученных в области проектного управления. Во время защиты участники программы также успешно продемонстрировали навыки, приобретенные на тренингах по публичному выступлению, правильной аргументации и построению презентаций.

Темы проектных работ выбирали сами слушатели. Они напрямую связаны с теми задачами, которые стоят перед органами власти. Сегодня на госслужбе важно повышать качество работы с населением, совершенствовать систему закупок и ротации управленческих кадров, эффективно решать экологические проблемы, развивать общественный транспорт и мн. др.

Во время выступлений участники отмечали, что кровно заинтересованы в решениях, предложенных в проектах. Ежедневно госслужащие сталкиваются с колоссальными трудозатратами. Поэтому они понимают, что необходимо внедрять новые технологии, снижать сроки выполнения работы, повышать ее эффективность.

Очень актуальная тема — повышение качества предоставления государственных услуг. Как быстро перевести их в электронный формат и ускорить сроки выполнения? Одна из проектных групп предложила внедрить технологию распределенных реестров (блокчейн). Она обеспечит интеграцию всех сведений и выполнение необходимых алгоритмов без участия человека. Это позволит перевести ряд госуслуг в беззаявительный автоматический режим. Будет исключено межведомственное взаимодействие, обеспечена сохранность данных и их достоверность. Сократятся сроки предоставления услуг, а значит, повысится удовлетворенность граждан. Снизится нагрузка на органы государственной власти.

«Нам пришлось погружаться в техническую, правовую и управленческую составляющие данной темы, — рассказывает руководитель проектной группы Светлана Попова. — Технологию, предложенную нами, необходимо распространить как на федеральном, так и на региональном уровне. И для полной реализации проекта должен быть один орган власти (или даже госкорпорация), который займется развитием системы блокчейн в целом по России, чтобы объединить усилия и платформы, эффективно использовать бюджетные средства. Эти реестры должны быть действительно достоверными и открытыми».

Еще один интересный проект был связан с созданием системы информационной поддержки российских граждан за рубежом. Идея на первый взгляд проста: помогать людям решать проблемы, возникшие в чужой стране. Однако сервиса, где можно быстро получить исчерпывающую информацию в формате «единого окна», до сих пор нет.

«Мы проанализировали опыт более 30 стран, — говорит начальник отдела организации прохождения службы Управления государственной службы и кадров ФТС России Максим Лунин. — Самые передовые в вопросе поддержки своих граждан — США, Великобритания, Турция, ОАЭ. У всех есть что-то свое особенное. Но то, что предлагаем мы, уникально, и таких аналогов нигде нет. Наше предложение более детально расписано по стране. Если брать, например, Великобританию, то там только несколько типовых неблагоприятных ситуаций. У нас же порядка 40 (кражи, аресты, ДТП, потеря документов, драки, изъятие детей). По каждой ситуации свой алгоритм действий. Также в нашей концепции четыре канала взаимодействия с людьми: интернет-портал, мобильное приложение, смс-информирование и колл-центр. Руководитель нашей группы Зоя Кокорина — представитель МИД. Проект был показан как в Министерстве, так и на уровне Администрации Президента. В рабочем порядке наши наработки рассмотрены, там видят перспективы их внедрения».

Не менее социально значимым оказался проект «Развитие каршеринга с использованием электромобилей в г. Москве». Главная идея группы — начав с каршеринга, стимулировать в дальнейшем переход на массовое использование электромобилей в мегаполисах. Поминутная аренда автомобилей в Москве завоевала популярность очень быстро. Слушатели надеются, что и использование для каршеринга именно электромобилей станет модным и востребованным так же стремительно. Проект получил высокую оценку со стороны профильных экспертов в этой сфере, и не исключено, что уже в 2018 году мы увидим каршеринговые электромобили на дорогах Москвы.

Все группы защитили проекты успешно. Некоторые команды выразили готовность внедрять и распространять предложенные идеи по всей стране. Члены аттестационной комиссии отметили «правильные заходы» в решении поставленных задач и максимально прикладной характер проектных работ. Когда управленческие кадры проходят такую серьезную многоуровневую подготовку, можно не бояться и смело продвигать их по карьерной лестнице. Результаты проектной работы это подтверждают.

«Проекты слушателей программы я оцениваю очень высоко, — подводит итоги профессор кафедры государственного управления и кадровой политики Университета Правительства Москвы, доктор физико-математических наук Станислав Фурта. — И не только потому, что многие из них имеют большую народнохозяйственную ценность или социальную значимость. И даже не потому, что многие из этих проектов можно начать претворять в жизнь прямо сейчас. Я работал с группой практически на всех этапах и воочию видел рост профессионализма наших слушателей в области государственного управления. И я очень рад, что нам с коллегами удалось привнести в их управленческий арсенал те инструменты и методы, которыми они раньше не пользовались. Если выделять лучшие проекты, то вне всякого сомнения я бы отметил проект под руководством Ашота Оганесяна „Повышение эффективности малых форм хозяйствования через сельскохозяйственную кооперацию“. Этот проект поразил меня не только актуальностью исследования, но и тщательностью и глубиной проработки».

В своих отзывах участники обучения отметили, что им было полезно общение с коллегами из других регионов, каждый из которых делился своим опытом и идеями по внедрению выдвинутых предложений.

В конце дня все слушатели программы получили заслуженные дипломы о переподготовке. Их вручал и. о. начальника Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы Павел Малыхин. Он пожелал всем удачи, профессиональных побед и успешного применения полученных знаний на государственной службе.

Представляем несколько проектов, которые получили наивысший балл.

«Повышение эффективности малых форм хозяйствования через сельскохозяйственную кооперацию»

За счет чего можно повысить уровень жизни в деревнях и селах? Как создать конкурентоспособных игроков в сельском хозяйстве? В своей презентации группа рассказала, что нынешний диктат агрохолдингов мешает развитию конкурентной среды. Поэтому важно создавать малые формы хозяйствования (ИП, крестьянские фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы), т.к. именно они являются драйверами развития села. А повышать их эффективность поможет сельхозкооперация. Она обеспечит рабочие места для людей и модернизацию сельской инфраструктуры, позволит ускорить импортозамещение продовольствия.

Какие решения предложила проектная команда? На базе сельхозкооперативов необходимо создать:

— машинно-технологические компании, чтобы снабдить аграриев современной техникой для проведения полевых работ;

— элеваторные комплексы, которые обеспечат прием, доработку и хранение зерна;

— специализированные овощехранилища для послеуборочной доработки продукции, их сортировки, упаковки, продления периода ее реализации (не нужно будет продавать овощи с поля по минимальным ценам);

— модульные цеха для переработки животноводческой продукции. Развитие малого перерабатывающего производства способствует повышению товарности продукции, реализации продукта с более высокой добавленной стоимостью.

«„Электронный магазин“ для государственных закупок малого объема на базе Единой информационной системы в сфере закупок и электронных торговых площадок»

В настоящее время есть потребность упростить процедуру закупок малого объема (до 100 тыс. руб. или 400 тыс. руб. для госзакупок, осуществляемых за счет бюджетов всех уровней). По мнению проектной команды, это позволит улучшать показатели их эффективности.

Как это можно сделать? Разработать и внедрить «Электронный магазин». Это программно-аппаратный комплекс для взаимодействия заказчиков и поставщиков в режиме онлайн. Он является местом реализации товаров, работ и услуг массового потребления (канцелярские товары, бумага, компьютерная техника и комплектующие, оргтехника, рабочая одежда, медицинские изделия, продукты питания, бытовая химия, мебель и прочее). Важно, что «Электронный магазин» — это площадка, которая работает на принципах оперативности, доступности, прозрачности, добросовестности, эффективного расходования средств, отсутствия ограничения конкуренции.

Внедрение «Электронного магазина» позволит заказчикам:

— оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах, услугах;

— сократить трудозатраты на проведение закупочных процедур;

— сократить затраты на приобретаемые товары, работы и услуги.

Поставщикам же «Электронный магазин» поможет:

— расширить перечень заказчиков;

— обеспечить непрерывный оборот реализуемой продукции и постоянный денежный поток;

— повысить качество сервиса, улучшить деловую репутацию, расширять бизнес.

«Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля в сфере закупок»

Существует разрыв между мониторингом и анализом эффективности закупок с их плановым контролем. Обеспечить взаимосвязь между ними поможет риск-ориентированный подход. Несмотря на общий вектор внедрения оценки рисков в государственном управлении, в настоящее время в сфере закупок данный подход почти не применяется.

В сфере закупок существует очень широкий круг субъектов плановых проверок (заказчики, контрактные службы и управляющие, комиссии по закупкам, уполномоченные на определение поставщиков органы и учреждения, операторы электронной площадки). Проверки проводятся не чаще чем раз в шесть месяцев в отношении каждого субъекта. Количество проверяемых превышает возможности каждого отдельного контрольного органа.

Отсутствие методики и инструментария применения мониторинга закупок для планового контроля приводит:

— к бессистемному планированию проверок без учета потенциальной опасности действий проверяемых субъектов;

— неэффективному использованию административных ресурсов контролирующих органов;

— потенциальному возникновению коррупционных отношений между контролером и субъектом контроля;

— неэффективному использованию бюджетных средств.

В результате реализации проекта контроль в сфере закупок должен планироваться и проводиться дифференцированно, с применением риск-ориентированного подхода на основе показателей мониторинга и анализа эффективности закупок. Оценка рисков помогает действовать опережающим образом, стремясь выявить проблемы, которые могут возникнуть в будущем, и предпринять профилактические меры, а не реагировать на нарушение установленных правил или жалобы участников закупочных процедур.

Ожидаемые результаты проекта:

— повышение эффективности контроля в данной сфере,

— снижение нагрузки на субъекты контроля, эффективно осуществляющие закупки;

— снижение коррупционной составляющей при организации контроля;

— систематизация постоянных зон рисков заказчиков.

«Механизмы привлечения общественности к управлению развитием регионов»

Взаимодействие власти и общества необходимо еще на этапе подготовки документов стратегического развития регионов. Сегодня уровень вовлечения граждан и экспертов в этот процесс остается низким. Они привлекаются лишь на этапе общественных слушаний, когда программы социально-экономического развития уже разработаны. Отсутствуют утвержденные порядки привлечения экспертов к разработке документов для генерации ими идей.

В проекте описаны механизмы налаживания конструктивного и эффективного взаимодействия с гражданами и экспертным сообществом (бизнес-структурами, профсоюзами, научными и образовательными организациями).

Проект предусматривает проведение опросов и создание экспертных групп для выработки предложений. Результаты работы должны увязываться с разделами документов стратегического планирования.

Ожидаемые результаты проекта:

— создание 32 экспертных сетей-групп по направлениям (наука и инновации, дорожная инфраструктура, сельское хозяйство, малый и средний бизнес и т.д.);

— создание электронной площадки для работы с экспертами и лидерами общественного мнения;

— подготовка разделов стратегии социально-экономического развития регионов;

— разработка методических рекомендаций по формированию экспертных сетей в субъектах РФ.

Открытость принимаемых управленческих решений повысит доверие к государственным органам, создаст дополнительные возможности для успешной реализации планов стратегического развития регионов России.

«Общественный контроль в реформе контрольно-надзорной деятельности на примере экологического надзора»

Сегодня угроза экологической безопасности — это несанкционированные свалки, варварское природопользование для получения максимальной прибыли с минимальными затратами, высокая степень загрязнения воздуха и мн. др.

В условиях недостатка ресурсов реализация профилактических мероприятий в сфере охраны окружающей среды становится практически невозможной. Назрела необходимость повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности без существенного роста использования ресурсов государства (финансовых, трудовых).

Проектная группа предлагает внедрить общественный экологический контроль. Он позволяет, не увеличивая штата инспекторского состава природоохранных ведомств, частично реализовывать функционал надзорного органа с минимальными затратами. Такой контроль предусмотрен статьей 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Однако пока реальной практики внедрения такого контроля в Российской Федерации нет.

Ожидаемые результаты проекта:

— создание и внедрение института общественных инспекторов как инструмента повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере экологической безопасности;

— формирование банка данных общественных инспекторов по охране окружающей среды как резерва для решения вопросов кадровой политики надзорного органа;

— формирование реестра зон особого контроля, требующих постоянного присутствия общественного инспектора.

Общественных инспекторов целесообразно привлекать к следующим мероприятиям:

— рейдовым осмотрам и обследованиям территорий;

— бесплатной консультационной помощи гражданам по вопросам соблюдения требований законодательства, проведению опросов общественного мнения, организации экологических акций;

— профилактических мероприятий для повышения экологической грамотности;

— подготовке и направлению в судебные органы исковых заявлений в защиту неопределенного круга лиц.

Справка:

Цель федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2018)» — повышение профессиональной и управленческой компетентности лиц, включенных в базовый и перспективный уровни резерва управленческих кадров. Координатор программы — Аппарат Правительства Российской Федерации, государственный заказчик — Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подготовка и переподготовка резерва включала обучение, организованное по модульному принципу, проектно-аналитические сессии, коммуникационные мероприятия, зарубежные стажировки, а также встречи участников программы с представителями политического и экономического сообщества.

В Университете Правительства Москвы прошли обучение слушатели шестого потока федеральной программы. Они изучали такие учебные курсы, как «Экономика и геополитика», «Человеческий капитал», «Инвестиции и финансы», «Управление рисками», «Инфраструктура и ресурсы», «Управление развитием» и др.



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы