МГУУ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы

МГУУ ПМ


Московский городской
университет управления
Правительства Москвы


26.11.2018

«Цифровой двойник» гражданина, архив на аутсорсинг, удаленный мониторинг здоровья, возрождение речного транспорта Москвы: госслужащие-резервисты защитили свои проекты

21 проект представили слушатели седьмого потока на итоговой аттестации по федеральной программе «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров». Позади полгода максимально практикоориентированного очного и дистанционного обучения. 128 слушателей знакомились с новшествами в сфере госуправления, получали знания в области проектного управления и развивали навыки, необходимые современному руководителю. У них была возможность общаться с экспертами из разных областей, участвовать в тренингах, выезжать на самые инновационные и знаковые площадки Москвы. Обучение завершилось защитой проектов и вручением дипломов.

Защита проектов стала результатом совместной командной работы. Руководители-резервисты из Дагестана, Татарстана, Бурятии, Республики Тыва, Красноярского края, Мурманской области, Хабаровского края и других регионов представили 21 проект. Каждая группа выбрала тему, которую посчитала наиболее актуальной и перспективной.

Команды провели очень большую и серьезную подготовительную работу, даже прошли этап командообразования, который помог сформировать группы и определить темы для будущих проектов.

Далее участники прописывали проблематику, цели, потенциальных заказчиков, план работы со стейкхолдерами, этапы реализации проекта. Также была проанализирована нормативная документация, взаимосвязь с другими госпроектами и программами, ключевые риски, бюджет проекта и ожидаемые результаты.

В своих презентациях некоторые участники рассказывали, как можно повысить качество госуслуг с помощью телефонии или создания цифрового профиля гражданина на основе единого ID. Были группы, которые обратили свое внимание на поддержку пожилых людей. Например, госслужащие предложили идеи, как привлечь пенсионеров в сферу туристических услуг, предлагая им стать гидами. А кто-то затронул тему взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и органов власти в сфере социального обслуживания. Для этого, к примеру, был предложен механизм государственно-частного партнерства для реконструкции Пензенского дома ветеранов.

Резервисты также предлагали вернуть жизнь Москве-реке и сделать ее частью транспортной системы столицы, делали ставку на внутренний туризм как импульс для развития регионов, обсуждали использование цифровых технологий для удаленного мониторинга показателей здоровья у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Комментируют слушатели федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров».

Маргарита Будкова, начальник управления по работе с высшим менеджментом Группы РусГидро. Участвовала в разработке проекта «Развитие региона путем создания туристко-рекреационного парка».

«Данная программа обучения в полной мере позволяет раскрыть свой потенциал. Это был отрыв от привычной реальности и погружение в другой мир новых знаний, коммуникаций. Я, например, за пять лет высшего образования не получала столько необходимой информации и друзей, сколько за эти незабываемые и сложные полгода. Любая защита — это волнительно, но мы все хорошо знали нашу работу, поэтому были готовы к любым вопросам. Наш путь к этому проекту был непростой. Изначально он назывался „Дальневосточный гектар. Переход в центр“, который предполагалось реализовать в Тверской области. По итогам нескольких предзащит эксперты дали понять, что нам необходимо пересмотреть направление. В результате, обдумав все, изучив материалы по Тверской области, федеральные программы, выступления президента, мы решили однозначно поменять тему. Исследовав проблемы и потребности региона, мы предложили новый проект по созданию туристско-рекреационного парка. Нам поставили „отлично“. Конечно, мы очень довольны».

Яна Ярыгина, руководитель управления кадровой политики Департамента государственной службы и кадров Администрации Губернатора Самарской области. Она представляла проект «Трансформация корпоративной культуры в системе государственного управления: законопроектная деятельность Минэнерго России. Перезагрузка». Слушательница поделилась своими впечатлениями об учебе и защите проекта.

«В нашей группе было 7 человек. Так вышло, что все мы — специалисты разных профилей и представители разных регионов России. Поэтому мы выбирали тему таким образом, чтобы она была знакома всем участникам. В любом органе власти или организации есть корпоративная культура, а также алгоритм оформления тех или иных документов. В итоге Минэнерго России выступило пилотным органом, и мы благодарны статс-секретарю этого ведомства Анастасии Бондаренко за сопровождение нашего проекта. Это прекрасный опыт получения обратной связи и командного взаимодействия, мы были в постоянном творческом процессе. В нашем проекте есть определенные недоработки, но нет предела совершенству. Ведь в обучении главное — не номинальная оценка, а налаживание контактов, в том числе с профессиональным сообществом, обмен опытом, получение знаний, которые в дальнейшем помогут в построении профессиональной траектории роста».

Члены аттестационной комиссии дали свою оценку работе слушателей. Они видели, как создавались проекты, оказывали необходимую поддержку в процессе их разработки и одновременно выступали в роли строгих критиков.

Ольга Чернышева, доцент кафедры государственного управления и кадровой политики, начальник Управления развития государственного управления Университета Правительства Москвы:

«Социальные вопросы заинтересовали многие команды как объект проектной деятельности. Большое внимания было уделено человеку, его среде обитания, здоровью. Меня подкупило бесстрашие нынешнего резерва управленческих кадров. Участники брались за сложные, заведомо неудобные темы и старались по мере возможности их раскрыть. В результате успешными стали те проекты, в которых было продумано все до этапа внедрения. По сравнению с прошлым годом таких работ стало больше.

Я бы выделила проекты с прописанной детализацией и нюансами, которые нельзя придумать, их можно добыть только в результате добротной командной работы. Среди них: „Развитие региона путем создания туристско-рекреационного парка“ (команда выехала в район будущего парка и прочувствовала объект, что называется, ногами); „Один звонок“. Предоставление государственных услуг через удаленные каналы на примере телефонии» (оригинальный взгляд на сервис с применением роботизированных средств связи); «Интеграция водного транспорта в городскую транспортную систему на примере г. Москвы» (жизнеспособный проект, который принят к реализации в Москве); «Аутсорсинг хранения архивных документов» (просчитана реальная экономия государственных средств при централизации ведомственных архивов)«.

Станислав Фурта, профессор кафедры финансового менеджмента, управленского учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС, доктор физико-математических наук:

«Мне как преподавателю, бизнес-тренеру и консультанту крайне интересно участвовать в реализации этой программы прежде всего из-за ее проектной направленности. По сути дела, все обучение строится вокруг единого стержня — подготовки и защиты итогового проекта. Очень интересен опыт, при котором слушатели из разных регионов объединяются в единые команды. В результате госслужащие из городов, в которых управленческая культура пока еще слаба, дотягиваются до уровня передовых регионов. Мне было очень отрадно наблюдать, как эти команды растут, начиная от первого прогона проекта до финальной защиты. Разумеется, университет не может подменить собой проектный комитет федерального или регионального уровня. Но все они живые и могут впоследствии быть защищены уже не в учебном, а в реальном формате и реализованы на практике. Слушатели чувствуют важность и реальность происходящего и болеют за свои проекты не понарошку, не как студенты, а как государственные служащие. Каждая представленная работа выделялась на фоне других какой-то изюминкой — технологической, социальной или управленческой. Больше всего запомнились проекты удаленного мониторинга здоровья, развития туризма в Тверской области и реконструкция дома ветеранов труда на основе государственно-частного партнерства».

Алексей Потапкин, куратор программы, советник ректора Университета Правительства Москвы:

«Два года мы обучали шестой и седьмой потоки участников федерального резерва. Это была прекрасная возможность внести свой вклад в переподготовку управленческих кадров России. Университет Правительства Москвы разработал очень интересную и, самое главное, практикоориентированную программу. Нам с коллегами удалось сделать ее очень насыщенной. Были не только лекции и встречи с государственными деятелями. Для резервистов мы подобрали самые лучшие тренинги, проводили симуляционные игры, командообразование и увлекательные экскурсии на московские объекты. Мы видели рост профессионализма наших слушателей в области государственного управления, наблюдали развитие их компетенций. Их вовлеченность в учебный процесс была максимальной, а качество подготовки проектов на выходе оказалось очень высоким».


Представляем несколько проектов, которые получили наивысший балл.
  • «Цифровой двойник» гражданина»

    В настоящее время в России большинство госуслуг оказываются на заявительной основе. Что касается частных организаций (банки, страховые компании и т. д.), то у них есть сложности с проактивным оказанием услуг, поскольку приходится нести огромные расходы на получение согласия для обработки персональных данных, их хранение и ежегодное обновление.

    Команда предложила создать модель цифрового профиля гражданина на основе единого ID, связанную с базами данных различных ведомств. Это поможет повысить качество оказания государственных и частных услуг. Сделать это получится за счет создания единого облака данных. Ключевой момент — каждый человек сможет сам настраивать доступ к своему профилю и управлять персональными данными.

    В ходе проекта предполагается решить ряд задач:

    • создать инфраструктуру для реализации проактивного оказания государственных и частных услуг;
    • упростить бюрократические процедуры;
    • предоставить гражданам управлять доступом к своим персональным данным;
    • оптимизировать численность работников, задействованных в оказании услуг;
    • сократить расходы органов власти и коммерческих компаний;
    • обеспечить прозрачность и безопасность сделок с имуществом граждан путем предоставления возможности заключения smart-контрактов;
    • существенно сократить объемы использования поддельных документов;
    • снизить коррупционную составляющую за счет перевода госуслуг в электронную форму.

    Проектное решение предполагает внедрение электронного документооборота с цифровой подписью, создание портала для управления гражданами своим цифровым профилем, внесение изменений в действующее законодательство для изменения подходов к хранению и обработке данных.

    Сроки реализации проекта — 2019–2025 гг.

  • «Внедрение системы удаленного мониторинга показателей здоровья»

    Как вовремя обратить внимание пациента на состояние его здоровья и предотвратить сердечно-сосудистую катастрофу? Одна из команд предложила для этого использовать современные цифровые технологии — гаджеты удаленного мониторинга показателей здоровья. Российские и зарубежные производители сегодня выпускают их в форме браслетов, колец, перчаток, крепящихся на грудь манжет.

    Система мониторинга будет автоматически собирать и анализировать поступающую информацию. Показатели нормы и отклонения, а также критические значения устанавливаются лечащим врачом-кардиологом индивидуально для каждого пациента. В случае чрезвычайной ситуации диспетчер может немедленно направить к нему скорую медицинскую помощь (устройства оснащены системой навигации). Информация о показателях здоровья отражается в электронных картах и может быть доступна для просмотра в любой медорганизации в случае необходимости.

    В рамках реализации проекта планируется:

    • привлечь инвестора, определить основных подрядчиков проекта;
    • создать диспетчерский центр;
    • подготовить систему удаленного мониторинга показателей здоровья;
    • оказывать услуги по удаленному мониторингу.

    Круглосуточное наблюдение за пациентами с сердечно-сосудистыми заболеваниями позволит увеличить продолжительность жизни россиян и продлить трудоспособный возраст. Пилотный запуск проекта запланирован в Липецкой области в 2018 г. Гаджеты планируется предоставлять по договору на безвозмездной основе.

  • «Аутсорсинг хранения архивной документации в органах государственной власти и государственных организациях»

    Хранение архива документов — дело важное для государственной службы и трудоемкое. Для этого необходимо отдельное помещение, оснащение архивохранилищ специальным оборудованием, средствами пожаротушения, охранной и пожарной сигнализацией, создание по нормативам температурно-влажного и светового режимов, проведение санитарно-гигиенических мероприятий и т. д. Строгие требования предъявляются также к условиям хранения электронной документации. Все это требует значительных финансовых и трудовых затрат.

    Цель проектной работы:

    • повышение качества архивного дела;
    • экономия бюджетных средств;
    • повышение эффективности деятельности органов власти и госучреждений с помощью оптимизации процессов архивного дела.

    Команда предложила следующее проектное решение: централизацию ведомственных архивохранилищ органов власти и госорганизаций субъектов РФ на базе специального учреждения, соответствующего нормам законодательства.

    Реализация проекта также позволит после утверждения на федеральном уровне единых стандартов создать материально-техническую базу для перспективного внедрения ведомственного хранения электронных документов.

    Это решит проблемы с дорогостоящим помещением под архив для каждой организации и содержанием специализированного штата сотрудников. Также снимется непрофильная нагрузка с сотрудников, которым данная функция вменена дополнительно, сократятся расходы бюджета субъекта, а в дальнейшем увеличится его доходная часть за счет оказания дополнительных услуг (например, хранения документов частных организаций, консультирования и методической помощи).

    Срок реализации проекта: два финансовых года.

  • «Интеграция водного транспорта в городскую транспортную систему в г. Москве»

    Одна из команд предложила развивать потенциал главной водной артерии столицы: интегрировать речной транспорт в городскую систему пассажирских перевозок.

    Как отметили участники проектной группы, территория Москвы-реки развивается и в скором времени прибрежная зона будет максимально доступной не только для жилищного строительства и отдыха. Интеграция регулярных речных маршрутов в единую транспортную систему столицы позволит снизить нагрузку на дорожную сеть, повысить качество пассажирских перевозок, их безопасность и снизить экологическую нагрузку.

    Группа проанализировала полномочия органов власти субъектов РФ, федеральное законодательство в области пассажирских перевозок, водного транспорта и реконструкции прибрежной инфраструктуры.

    Были прописаны четыре основных этапа реализации проекта:

    1. Утверждение и включение маршрутов в схему навигации движения водного транспорта 2020 года.
    2. Реконструкция и строительство речной инфраструктуры.
    3. Определение перевозчиков для работы на маршруте «Северный речной вокзал — Химки». Второй и третий этапы начинаются одновременно.
    4. Запуск маршрута «Северный речной вокзал — Химки».

    Всего на реализацию проекта заложено 26 месяцев. Начало работы маршрута запланировано на весеннюю навигацию 2021 года.

  • «Развитие и модернизация национального туристического портала RUSSIA.TRAVEL»

    Презентуя свой проект, команда вначале отметила ряд проблем, которые сегодня есть в туристической отрасли. В первую очередь это низкие показатели развития. По оценке Ростуризма, доля туристической отрасли в ВВП страны составляет 3,4% при мировом уровне порядка 10%. Также есть и другие сложности, которые носят информационный характер:

    • недостаток пропаганды развития внутреннего туризма;
    • низкая осведомленность граждан о туристических возможностях регионов России;
    • разрозненность информационных ресурсов и отсутствие единой системы.

    Все это приводит к тому, что россияне и иностранные граждане не имеют полного представления о туристических возможностях нашей страны.

    Участники команды предложили развивать путешествия по стране в рамках национального туристического портала RUSSIA. TRAVEL. Это поможет эффективному взаимодействию поставщиков и потребителей туруслуг.

    Среди проектных решений группа отметила необходимость:
    — изменения статуса портала с информационно-познавательного на коммерческий;
    — передачи владения порталом юрлицу, наделенному правом ведения коммерческой деятельности, при сохранении контроля со стороны государства на основе концессионного соглашения;
    — модернизации портала с введением интерактивной части. У посетителей будет возможность выбора видов отдыха, приобретения готового тура, общения с операторами. Также портал будет способствовать взаимодействию с региональными органами власти и общественным контролем (через форумы и систему оценки).

    Единая информационная система поможет туристу получить исчерпывающую информацию о турпродукте и оформить весь спектр услуг для качественного и безопасного отдыха. В свою очередь, проект может помочь повысить уровень господдержки в развитии внутреннего туризма, а также культурных и межнациональных связей между народами, проживающими в России.

    Сроки реализации — 4 года с момента принятия решения о реализации проекта.

  • «Развитие региона путем создания туристко-рекреационного парка»

    Еще один проект, связанный с туризмом, представила команда госслужащих, которая задалась целью социально-экономического развития Тверской области. Участники предложили создать на ее территории туристко-рекреационный парк с использованием мер господдержки.
    Проектная группа провела опрос жителей 10 субъектов РФ. Было проанализировано 135 анкет. В результате Тверская область, после Московской, попала в тройку лидеров наряду с Ярославской и Владимирской областями. В качестве наиболее предпочтительных видов отдыха и досуга опрошенные отметили такие направления как купание, санаторно-курортное лечение, туры по местным достопримечательностям (военные, архитектурные, паломнические), велопрогулки, зимние виды спорта (лыжи, сноуборд, хоккей), медицинские, косметологические, SPA-услуги, прогулки на лошадях, водные виды спорта (сплав на плотах, рафтинг).

    В результате анализа анкет, взаимодействия с Министерством туризма Тверской области и потенциальными инвесторами было выбрано живописное место на берегу Волги — деревня Каменица Ржевского района. Она находится в окружении природного заповедника, недалеко от трассы Р-87, по которой 70% туристов путешествуют на Селигерские озера. В 50 км от деревни — трасса М-9, которая считается одной из туристических артерий для автотуризма. Она ведет к культурно-историческим и природным памятникам Тверской области: исток Волги, Ольгинский женский монастырь, мужской монастырь «Нилова Пустынь», Оковецкий источник, остров Хачин.

    Команда предложила следующие проектные решения:

    • создание нормативно-методической базы функционирования ТРП;
    • определение мер государственной поддержки резидентов ТРП;
    • определение приоритетной территории;
    • инвентаризация земель и перевод их в статус рекреационных;
    • строительство инженерных инфраструктур;
    • запуск работы информационного центра и проведение пиар-кампании;
    • рассмотрение и отбор заявок и бизнес-планов резидентов;
    • передача участков земли резидентам (без торгов, арендная плата — 1 руб. за 1 кв. м);
    • строительство туристической инфраструктуры, формирование маршрутов;
    • открытие парка.

    Сроки реализации проекта — 2018-2019 гг.

  • «Государственно-частное партнерство в социальном обслуживании граждан пожилого возраста»

    Госучреждения социального обслуживания сегодня не имеют финансовых возможностей делать своевременный и качественный ремонт, обеспечивать надлежащее состояние зданий и имущества.

    Помочь улучшить ситуацию может механизм государственно-частного партнерства. Он позволяет привлечь инвестиции, создать новые рабочие места, повысить налоговые поступления в бюджеты всех уровней и решать главную задачу — улучшать материально-техническую базу госучреждений и поддерживать на должном уровне социальные услуги.

    Проектное решение команды включает реконструкцию учреждений с увеличением площадей. Причем у инвестора появляется возможность получать прибыль, поскольку есть возможность расширять спектр услуг, предлагая в том числе и платные (юридические, медицинские, психологические, педагогические). Сегодня есть большой спрос на сиделок, транспортные услуги по перевозке маломобильных пациентов, кратковременное пребывание в стационаре (например, на время отъезда родственников в отпуск), организацию комфортных условий проживания и качественного досуга пожилых клиентов.

    Участники группы разработали конкретный проект концессионного соглашения по реконструкции ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» площадью 7851 кв. м, мощностью на 305 коек. В результате площадь должна увеличиться до 10 000 кв. м, а коек будет на 90 штук больше (305 государственных и 70–90 платных). Одним из условий соглашения будет трудоустройство всех сотрудников госучреждения в штат эксплуатирующей организации, а также их обучение современным методикам обслуживания и ухода.

    Срок реализации проекта:

    • подписание концессионного соглашения — 2018 г.
    • реконструкция — 2019-2020 гг.
    • эксплуатация — 2021–2025 гг.

  • «Один звонок». Предоставление государственных услуг через удаленные каналы на примере телефонии

    Реализация проекта повысит доступность предоставления государственных услуг (в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья и граждан, не имеющих доступ к сети Интернет). Использование телефонии сократит время их оказания, упростит административные процедуры, оптимизирует расходы, снизит нагрузку на МФЦ.

    В рамках пилотного проекта определен перечь из 6 госуслуг, включающих выдачу справок и предоставление необходимой информации. В проектном решении предложен механизм их оказания с помощью роботизированных средств связи. Идентификация заявителя возможна при сопоставлении сотового номера с базой данных оператора мобильной связи и использовании функции распознавания голоса.

    Предполагается создание платформы «Мобильный заявитель», которая является банком данных аутентификации заявителя. Регистрация в банке осуществляется заявителем при личном посещении МФЦ и предоставлении персональных сведений (ФИО, паспортные данные, электронная почта, СНИЛС, ИНН, пароль). Также заявитель предоставляет образец своего голоса.

    Механизм взаимодействия с заявителем следующий:

    • человек по телефону обращается в кол-центр МФЦ;
    • автоматическая идентификация голоса;
    • автоответчик предлагает выбрать наименование госуслуги, которую он хочет получить;
    • заявителю предлагается выбрать способ получения результата услуги — по электронной почте или при личном посещении МФЦ;
    • после завершения звонка заявителю направляется СМС-сообщение с уведомлением о поступлении заявки на определенную госуслугу и сроке ее получения.

    Проект планируется реализовывать в два этапа:
    Проведение эксперимента на территории двух регионов и анализ его результатов с 2019 по 2021 г.
    Реализация проекта на территории РФ, увеличение количества госуслуг с 2022 г.



Справка:
Обучение слушателей Федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010—2018 годы)» Университет Правительства Москвы проводит с 2017 г. Программа разработана для базового и перспективных уровней резерва управленческих кадров.
Подготовка и переподготовка резерва организована по модульному принципу. В нее входят проектно-аналитическая сессия, коммуникационные мероприятия, зарубежные стажировки, а также встречи участников с представителями политического и экономического сообщества.
Координатором федеральной программы является Аппарат Правительства Российской Федерации, государственным заказчиком — Минтруд России.



Также по теме:


Все новости МГУУ