УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


20.11.2018

Удар ниже чека

Эксперты в области частного здравоохранения призвали коллег отказаться от использования ключевых показателей эффективности для мотивации врачебного персонала, так как это неэтично. С такой оценкой выступил управляющий партнер и генеральный директор клиники «Рассвет» Алексей Парамонов 18 октября на форуме руководителей медицинских учреждений «Конкуренция в медицине». По его словам, в погоне за доходом клиники, мотивируя врачей на большее число обследований и назначений, несут репутационные потери, и рано или поздно пациенты будут отказываться от их услуг.

Некоторые медицинские информационные системы частных медучреждений учитывают, сколько у врача в течение месяца было повторных приемов и это включается в его KPI, на основе которых рассчитывается зарплата. «Клиники создают надуманные экономические стандарты, которые включают в себя множество всякой ерунды, и эти назначения призваны повысить не качество лечения, а средний чек. Я знаю примеры, когда клиники закрывались из-за репутационных потерь. Эта информация передавалась из уст в уста: сюда не ходи здесь назначают лишнее, останешься голый и без диагноза», – рассказал он.

Среднее значение цены совершенных медицинских приемов в городах с численностью населения более 100 тыс. человек составило в 2017 г., по данным BusinesStat, 1485,8 руб. за прием. Самые высокие цены на медицинские услуги по итогам 2017 г. были установлены в Москве (3152 руб. за прием) и Санкт-Петербурге (2580,2 руб. за прием).

Врач-кардиолог Ярослав Ашихмин считает, что главная проблема практически всех частных клиник – алчность и недальновидность инвесторов, акционеров и высшего руководства. Они оценивают успех клиники, как умеют: по прибыли от бизнеса, а не по клиническому результату, а потом удивляются, почему им не сопутствует удача.

«Доктора реально продают душу дьяволу, подписавшись всегда выполнять план, то есть назначать ненужные обследования и необоснованно дорогое лечение, когда страховая компания или сам пациент готовы их оплатить. День ото дня вижу, как хорошие врачи, ввязавшись в эту грязную игру, постепенно принимают ее правила, радуются тому, что они сами или их клиника заработали больше денег – радуются деньгам существенно больше, чем клиническому успеху. Год, два, три и они забывают про пациентов! На собеседованиях такие врачи не помнят, когда последний раз у них встречался интересный клинический случай, зато с радостью рассказывают про собственную высокую финансовую эффективность и стабильное число повторных приемов», – посетовал он.

Оба эксперта призвали коллег отказаться от KPI в медицине в пользу стандартов, основанных на доказательной медицине. Таким образом, контроль деятельности врача должен основываться на проверке того, насколько хорошо этот стандарт выполняется. По их оценкам, пациенты в массе своей видят и ценят хорошее отношение, когда врач объясняет все, что он делает, ссылается на медицинские стандарты. Правда, этичное лечение, строгое следование принципам доказательной медицины и минимизация расходов пациента наверняка приведут к снижению маржинальности медицинского центра.

Медицинский директор и главный врач сети клиник «Семейная» Павел Бранд считает, что KPI имеет право на существование, но он должен быть индивидуальным для каждого врача.

«У нас идет настоящая борьба по Марксу между инвесторами и врачами. Врачи хотят лечить, и часто игнорируют вопросы стоимости обеспечения медицинского процесса. Инвестор говорит: где же собственно деньги, если вы так хорошо лечите. Между ними есть управленец, который пытается это сбалансировать. Я видел очень жестких руководителей, которые хотят ломать врачей через колено системой мотивации. В клинике могут работать очень хорошие врачи, но управленец не сможет правильно инкорпорировать их в схему, так как у акционера и управленца часто просто нет возможности оценить, насколько хорошо лечит этот врач», – считает Ярослав Ашихмин.

Впрочем, он уточняет, что подход, основанный на стандартах доказательной медицины, ведет к снижению числа повторных приемов, одному из основных критериев, используемых руководителями в оценке труда врачей. Ранее представители медицинского бизнеса констатировали, что невозможно добиться от коллег отказа от использования подобных порочных практик в существующих правовых и нормативных реалиях.

Напомним: среди частных клиник Москвы лидером по продажам, по данным рейтинга агентства BusinesStat, стала в 2017 г. компания «Европейский медицинский центр». Выручка сети клиник ЕМС от медицинской деятельности оценивается в 10,5 млрд руб., что соответствовало практически 2% рынка медицинских услуг России. В тройке лидеров – компании «Медси» (выручка – 8,99 млрд руб.) и «РЖД-Медицина» (5 млрд руб.).

Самые высокие цены медицинских приемов в московских клиниках — лидерах рынка были зафиксированы в 2017 г. в ЕМС (15 128 руб. за прием), сети клиник «Мать и дитя» (12 994 руб.) и в ОАО «Медицина» (5 250 руб.).

Источник