УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


16.06.2015

Международный опыт управления медицинскими клиниками для слушателей программы MPA

Руководители клиники Милосердных Братьев города Трир (Германия) Маркус Ляйневебер и Ханс-Петер Лох провели для слушателей программы «MPA-Управление в здравоохранении» мастер-класс. Они поделились немецким опытом управления медучреждением, обсудили проблемы, стоящие перед современными менеджерами в этой области. Визит специалистов из Германии стал возможен благодаря сотрудничеству МГУУ Правительства Москвы с Фондом Конрада Аденауэра.

Привлечение инвестиций и оптимизация финансирования, отбор и удержание высококвалифицированного персонала, контроль качества и управление врачебными рисками. Эти вопросы сегодня волнуют не только западных специалистов в области здравоохранения. Близки они и для главных врачей московских медицинских учреждений. Именно поэтому в МГУУ Правительства Москвы во время обучения по программе Master of Public Administration уделяют пристальное внимание изучению международного опыта.

Что актуально?

Клиника Милосердных Братьев является одним из крупнейших лечебно-диагностических комплексов Германии. Она объединяет 28 отделений и 12 научно-исследовательских центров.

Кадровый вопрос для немецких экспертов один из самых актуальных. Именно сейчас происходит смена поколений специалистов, а многие частные клиники закрываются из-за нехватки врачей. Помимо финансовой мотивации персонала, клиника уделяет особое внимание социальному менеджменту и привлечению лучших выпускников медицинских вузов, созданию собственной базы младшего медперсонала. Так, при клинике работает «Школа санитаров», «Школа физиотерапии», отработана система партнерства с Университетом города Майнц, вводится практика стипендий для студентов, прорабатывается вопрос строительства нового образовательного центра.

Коммуникации с пациентами – особое направление в стратегическом развитии. Для того, чтобы врачи не отвлекались на «бумажную работу», документацией занимаются секретари. С пациентами и их родственниками общаются специалисты информационного центра. Они могут подробно рассказать о специфике заболеваний и возможных вариантах их лечения.

Лояльность специалистов клиники обеспечивается не только системой открытой оценки профессиональных компетенций и достижений, но и заботой о семьях сотрудников. К примеру, есть детский сад для детей сотрудников и льготы в дома престарелых для родителей медперсонала.
В оценке качества работы клиники участвуют сообщества экспертов по защите прав пациентов, страховые компании, профессиональные ассоциации. Оставить свои отзывы о медперсонале, лечении и в целом о больнице сами пациенты могут на открытых ресурсах «Белый список» и «Навигатор больниц». Результаты комплексной оценки определяют исход переговоров о финансировании клиники на следующий год, а также могут стать причиной существенных недоплат (штрафные санкции). Показателями качества служат результаты лечения, время выздоровления и нахождения в клинике, оправданность медицинских процедур и назначений лекарственных препаратов.

Мнение слушателей

Столичные руководители учреждений здравоохранения оценили стратегический подход немцев к повышению качества услуг. Из плюсов также отметили систему маршрутизации пациента при оказании ему медицинской помощи.

«Немецкий опыт подкупает системностью подхода, – говорит главный врач ГБУЗ ГП № 6 Геннадий Терешин. – Нам есть что обсудить с зарубежными коллегами. Мы сейчас активно работаем над развитием эффективных коммуникаций с пациентами. Ведь врач должен не только ставить диагнозы и делать назначения, но и правильно общаться с людьми, налаживать диалог. Нужно, чтобы каждый сотрудник вносил свой вклад в положительный имидж учреждения. От этого зависит выбор москвичей. Мастер-класс от немецких коллег еще раз доказал, как важно уделять повышенное внимание качеству медицинских услуг».

«Опыт заботы о сотрудниках клиники Милосердных Братьев очень интересен, – делится главный врач детской поликлиники № 125 Татьяна Васильева. – Что же касается оптимизации временных затрат, то мы этим занимаемся давно. Наши врачи, например, выписки лишь надиктовывают. Мы смогли часть рутинных функций эндокринолога передать квалифицированной медсестре. Теперь она отслеживает периодичность посещения пациентами врача, занимается приглашением на прием, ведет первичную проверку пищевых дневников и динамики показателей. В целом обучение в МГУУ Правительства Москвы для нас как для руководителей – это отличная возможность получать бесценный комплекс знаний в области юриспруденции, экономики, психологии и даже иностранного языка. Такое внимание к профессиональному развитию руководителей государственных клиник очень важно. Результаты учебы отражаются на уровне качества медицинских услуг для жителей Москвы».

«Тренинги, семинары, мастер-классы, разбор кейсов, которые включены в программу MPA, а также встречи с зарубежными экспертами – все это нам очень помогает, – рассказывает главный врач ГБУЗ ГП № 3 Наталья Маркова. – В первую очередь, чтобы выстроить у себя в учреждениях эффективную систему работы».

«Меня заинтересовал рассказ о роли в развитии клиник профессиональных сообществ и ассоциаций, – говорит главный врач ГБУЗ ГП № 2 Андрей Тяжельников. – Думаю, и в России в скором времени они тоже станут более влиятельными. Экспертная оценка станет еще одним объективным критерием в определении уровня профессионализма специалиста, а для самого врача – дополнительной мотивацией к постоянному совершенствованию. Обучение по программе МРА в какой-то мере способствует созданию подобного сообщества. Ведь на занятиях мы открыто обсуждаем новации в своих учреждениях, вопросы повышения эффективности системы здравоохранения в целом. За возможность общения в профессиональной среде, обсуждения важных тем с достойными экспертами и преподавателями стоит сказать отдельное спасибо Университету».

Кстати

Маркус Ляйневебер и Ханс-Петер Лох посетили Центр «Содействие». Его координатор, директор Центра развития здравоохранения МГУУ Правительства Москвы Константин Царанов рассказал о московском опыте комплексной поддержки медработников, которые находятся в поиске работы. Он отметил, что прямая задача Департамента здравоохранения города Москвы – предоставить людям широкие возможности для нового трудоустройства. Для этого проводятся ярмарки вакансий, в том числе и в режиме онлайн, встречи с работодателями из региональных медучреждений, обучающие программы, используется консолидированная база вакансий и т. д.

в тело

Также г-н Ляйневебер и г-н Лох побывали в одном из лучших медучреждений столицы – клинической больнице № 36. Главный врач, доктор медицинских наук, профессор Александр Митичкин и его заместитель по медицинской части, кандидат медицинских наук Роман Висков познакомили гостей с одним из самых современных городских родильных домов, открытым после капитального ремонта в мае 2015 года. Кроме того, немецкие коллеги посетили центр сочетанной травмы, ожоговый центр больницы, а также Региональный сосудистый центр, оснащенные современным медицинским оборудованием.

в тело 2

По словам г-на Ляйневебера и г-на Лоха, они будут рады продолжить сотрудничество с МГУУ Правительства Москвы и с Фондом К. Аденауэра.



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы