МГУУ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


10.03.2020

В мегаполисе грядет VR-эпоха

Как VR заменит мониторы, покажет будущее, повысит производительность и научит практически всему, обсудили на семинаре в МГУУ.

Иммерсивные технологии упрочат лидерские позиции Москвы среди мегаполисов мира в сфере образования и цифровизации. VR — это возможность визуально и психологически поверить в виртуальную ситуацию, оказаться в образе будущего и, если нужно, скорректировать его. Специалисты VR-центра МГУУ уже разрабатывают решения для управления городом, благо VR применим во многих областях — строительстве, обучении, коммуникациях, медицине, культуре, туризме и производстве. С участием одного из партнеров VR-центра — компании-разработчика VR Concept — мы провели совместный семинар, чтобы выяснить возможности применения VR-технологий в управлении городом. И это только начало.

Специализация VR-центра МГУУ — развитие гибких навыков (soft skills). Совсем недавно VR представлялся как чисто «игровая реальность». Но за последние годы все изменилось: возможности VR могут быть применены в бизнесе и науке порой с ошеломительной эффективностью. Согласно отчету одной из крупнейших в мире консалтинговых компаний в сфере менеджмента и информационных технологий Capgemini Consulting, компании, которые используют дополненную и виртуальную реальность, в среднем на 26% прибыльнее своих конкурентов, так как они могут быстрее выявлять ошибки в работе, учить и оценивать персонал, осваивать новое оборудование. Пока это недешевое удовольствие, индивидуальная разработка и внедрение VR обойдется не менее чем в $10 000. Открытие VR-центра МГУУ — это шаг к тому, чтобы повысить доступность VR как в плане готовых «пакетных» решений для города, так и для организаций, желающих создать индивидуальное решение для себя.

Сергей Журихин: Хороших VR-тренажеров на рынке мало. А тех, кто делает их, еще меньше.

Семинар, прошедший в МГУУ, посвящен практическому использованию VR. Денис Захаркин — сооснователь и генеральный директор VR Concept, рассказал и об истории возникновения VR. Так, первый шлем был создан в NASA еще в 1985 году и был предназначен для обучения астронавтов работе на кораблях, станциях и в открытом космосе. Но на тот момент несовершенство технологий и слабое развитие дисплеев, низкие возможности ЭВМ не позволили создать массовый продукт. Зато в 2013 году появились очки Oculus Rift, которые сделали VR доступным. Количество шлемов растет на 50% в год, и в конце этого года по миру может быть 3,5 миллиона шлемов. Серьезность технологии нельзя недооценивать. VR сейчас занимаются Facebook, Vive, HTC, Valve, Microsoft, HP, Lenovo. Развитие технологии также провоцирует и рост рынка программного обеспечения.

Денис Захаркин: «Как было с первым айфоном, когда мы брали его в руку? Весело, прикольно, но непонятно зачем, потому что не было приложений. Старый телефон был в этом плане гораздо удобнее. Как долго мы на него переходили. Нужно было учиться заново. То же самое с виртуальной реальностью. Она появилась, и мы сейчас учимся использовать эту технологию. Однозначно, через 5, 10, 20 лет она будет доступна всем и заменит, по сути, монитор».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ VR В РАЗВИТИИ ГОРОДА

У VR-технологий огромные перспективы, например в строительстве. Более того, они уже используются: строительство меняется путем внедрения полной цифровой модели строительства — BIM (Building Information Model). В BIM заложены все аспекты: составление сметы, планов, даже работа с персоналом. Использование этого решения позволяет на 15–30% сократить время работ и денег на создание нового изделия или здания. И у VR есть уникальное преимущество в этом отношении — можно увидеть объект в масштабе 1 к 1, что позволяет обсудить проект вместе со всеми заказчиками и специалистами, защитить его и учесть все возможные тонкости. Можно понять, как здание повлияет на окружающую среду: например, неверно спроектированное стеклянное здание выжигало асфальт. VR дает возможность посмотреть здание не только снаружи, но и внутри, оценить эргономику и удобство эксплуатации, меблировку и различные коммуникации.

Москва строится, ведется реновация, сотни тысяч семей окажутся не просто в новых квартирах, но и в новой среде, поэтому использование VR здесь весьма актуально. Технология также применима для обучения эксплуатации и ремонту. Особенная тема — эвакуация из здания при пожаре. Уже скоро такой тренажер будет доступен для обучения в МГУУ. Исследования показывают, что, спасая свою жизнь и имущество, люди впадают в ступор, в отчаянии вспоминая правила техники безопасности, что ведет к жертвам, которых можно было бы избежать.

Но самое важное то, что VR можно использовать в любой организации или производстве, и Университет Правительства Москвы совместно с партнерами могут разработать продукт, полезный в любой сфере. В этом году в полную силу заработает VR-центр МГУУ, в который войдут:

  • VR-лаборатория, которая займется внедрением и расширением новых форматов обучения. У VR-центра Университета широкая целевая аудитория: студенты ВПО, слушатели ДПО, госслужащие Москвы и других регионов, бизнес-структуры. Такая лаборатория не только поднимет VR-обучение на новый уровень, но и позволит создавать более эффективные и качественные тренажеры.
  • Мобильный и стационарный классы для занятий в виртуальной реальности.

С текущей деятельностью VR центра МГУУ можно ознакомиться здесь.

Также Сергей Журихин представил новый перспективный проект — комплексный VR-тренажер по публичным выступлениям для коммуникации с различными аудиториями. Тренажер рассчитан специально на руководителей города, но уже через полтора-два месяца в классе нашего VR-центра он будет доступен для всех.

Сергей Журихин: «Этот тренажер позволяет не только выступать перед аудиторией и общаться с ней. Там живут боты. Там есть персонажи, которые могут мне задавать вопросы, могут критиковать меня, могут общаться между собой, вставать, уходить, сидеть в телефонах, то есть вести себя как полноценная живая аудитория».

Тренирующийся спикер сможет передвигаться и жестикулировать, от качества его действий и зависит реакция публики. По итогам можно получить подробный отчет, даже более совершенный, чем в действующем тренажере.

Сергей Журихин предложил участникам семинара подумать о том, какие VR-решения нужны городу. Ведь использование VR для удобства клиентов, увеличения производительности — это одно, совсем другое — создание продукта, полезного для всех горожан. Предлагаем и вам поделиться своими идеями! Обратитесь к нашим специалистам по телефону +7 (495) 957-75-75 (доб. 219) или напишите нам на KonstantinovMA@edu.mos.ru.



Также по теме:


Все новости МГУУ