УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


10.12.2015

Василий Фивейский: «В условиях кризиса повышаются требования к экономистам: нужны только самые лучшие»

Как студентам МГУУ Правительства Москвы удается совмещать учебу и работу по специальности, каких экономистов сейчас не хватает на рынке труда, и почему работа в государственном учреждении сложнее, чем в коммерческом? Об этом порталу Учеба.ру рассказал исполняющий обязанности ректора МГУУ Правительства Москвы Василий Фивейский.

Сейчас в МГУУ Правительства Москвы открыты три экономические программы — одна по бакалавриату («Экономика и финансы организации») и две по магистратуре («Контроль и аудит в финансово-бюджетной сфере города Москвы» и «Антикризисное управление урбанистическими процессами»). Насколько именно эти специализации отвечают требованиям времени?

«Контроль и аудит в финансово-бюджетной сфере города Москвы» — новая программа, направленная на подготовку специальных аудиторов-контролеров, которые в соответствии с федеральным законодательством должны быть в каждом органе власти. Это очень важное и перспективное направление: необходимо развивать финансовый контроль и аудит, в частности в Москве как в субъекте РФ. Сегодня таких специалистов на рынке труда практически нет, поэтому, открывая это направление в нашем университете, мы решаем важную правительственную задачу. Я бы сказал, что актуальность данной программы исключительная. Если говорить о подготовке бакалавров, то мы даем качественное образование в области экономики и финансов, но делаем акцент именно на специфику городского хозяйства и бюджетной сферы города Москвы. Мы учим работать с государственными финансами.

Есть ли еще вузы, которые учат студентов работать с государственными финансами?

Конечно, на рынке есть вузы, которые также предлагают обучение по направлению подготовки «Экономика и финансы», в том числе и для госсектора. Однако наша уникальность заключается в том, что мы готовим специалистов для московской системы госуправления. В наши учебные программы «зашиты» участие в различных городских проектах, прохождение практики и стажировки в органах власти, а также в сети подведомственных учреждений столицы. У студентов есть возможность после туда трудоустроиться. Уже в ходе учебы они могут отрабатывать на практике те теоретические знания, которые получают в аудитории.

Смогут ли ваши выпускники-экономисты работать не в госучреждениях?

Смогут, и у нас есть определенная статистика: не все наши выпускники идут работать в систему госуправления. Они могут сделать другой выбор и пойти работать в частные компании. Наше образование это позволяет, потому что государственная система более сложная, чем коммерческий сектор, с моей точки зрения. Если у человека была хорошая подготовка для работы в госсекторе, он сможет работать и в коммерческом. Кроме того, в МГУУ Правительства Москвы есть совместная программа двойного диплома с Пражским экономическим университетом, которая направлена на изучение экономики и финансов на международном уровне. Наши студенты проходят практику за рубежом, получают знания и развивают компетенции не только для работы в России, но и на международном уровне.

Чем работа экономиста в госучреждении сложнее, работы в коммерческом секторе?

Работа чиновника и сотрудника бюджетной организации сложнее тем, что здесь приходится учитывать специфику большой нормативной базы и те ограничения, которые есть в бюджетной сфере как на уровне РФ, так и на уровне конкретного субъекта. Есть много особенностей работы с казначейством и с бюджетными средствами. Допустим, вы сотрудник-экономист или финансист бюджетной организации и хотите осуществить платеж. Вы не можете просто (по своему усмотрению) выбрать поставщика товара или услуги, заключить с ним договор и произвести оплату. Вы должны это сделать в соответствии с действующим законом и правилами госзакупок. То есть вам приходится учитывать существенно большее количество факторов. Поэтому в коммерческой сфере проще работать: вы сами выбираете поставщика, а работа с банком по многим параметрам легче, чем с государственным казначейством. Но под «сложнее» я имею в виду другую нормативную базу и более жесткие требования. Конечно, и в коммерческом секторе есть своя специфика — там работают в рыночных условиях и есть свои практики выбора, например, выбора поставщика. Другое дело, что это больше вопрос закупщиков или продавцов-маркетологов и не всегда финансистов.

Отмечаете ли Вы, скажем так, «моду» на те или иные экономические специальности? Что сейчас в тренде?

Те направления в нашем вузе, о которых я говорил, — новые. Нам достаточно легко в этом году удалось набрать студентов в магистратуру: пожелания студентов и потребности города в этом случае совпали. Учитывая, что мы — университет Правительства Москвы, мы стараемся развивать те направления подготовки, которые нужны столице. И, конечно, проводя соответствующую рекламную кампанию, мы всегда стараемся донести до наших абитуриентов мысль о том, что та специальность, которую мы вводим, максимально актуальна для города. Кроме того, прошедшие обучение по этим специальностям не столкнутся с проблемами в трудоустройстве. Отмечу, что к нам в магистратуру приходят учиться и действующие чиновники, которые уже имеют работу и для которых не стоит вопрос ее поиска. Им важно повышать уровень знаний и развивать навыки в новой для себя сфере (если у них, например, появился новый функционал). У нас популярно то, что нужно городу.

Существует расхожая точка зрения о переизбытке на рынке труда экономистов. Есть ли такая проблема в госсекторе?

На рынке может и существует некоторый переизбыток экономистов и финансистов, но есть значительный недостаток квалифицированных специалистов этих профессий. В целом, для работников с соответствующим дипломом, вакантных мест как в государственном секторе, так и в коммерческом немного. Однако в условиях кризиса повышаются требования к этим специалистам: нужны только самые лучшие. С другой стороны, нужны не экономисты и финансисты вообще, а экономисты и финансисты с определенной специализацией и определенным опытом. Если говорить о нашей сфере госуправления, то нужны те, кто знает основы работы с бюджетными средствами, нормативную базу и практику. Кроме того, если мы говорим про направление подготовки «Финансы и аудит», здесь речь идет о новой специальности, представителей которой на рынке практически нет, а они сейчас очень нужны. Мы, скорее, испытываем дефицит этих специалистов, чем можем свободно выбирать из многих кандидатур. Проблема сейчас, возможно, заключается в том, что у нас мало квалифицированных прикладных экономистов, которые бы знали не только «экономику как науку» (как раз таких специалистов сейчас много не нужно), а экономистов, хорошо знающих еще какое-то направление — дизайн, искусство. Таких людей не хватает: разрабатывать, внедрять, предлагать новую идею без экономических расчетов в современных условиях практически невозможно. Поэтому, думаю, это то, что нас ждет в ближайшее время: не подготовка чистых экономистов, а обучение по новым направлениям, куда будет встроена серьезная экономическая составляющая.

Каких еще специалистов не хватает в сфере экономики?

С моей точки зрения, сотрудники контрактных служб также в цене. Сейчас в госорганах и бюджетных учреждениях должны работать специалисты, обеспечивающие государственные закупки и знающие, например, специфику закупок города Москвы. А это не только знание федерального законодательства, но и большой московской нормативной базы, подзаконных актов.

Студенты МГУУ Правительства Москвы проходят учебную и производственную практику, и при трудоустройстве на первое место работы иного опыта работы у них нет. Нужно ли, с Вашей точки зрения, студентам старших курсов начинать работать параллельно с учебой?

В современных условиях определенный опыт работы, безусловно, нужен, но важно, в какой форме это будет осуществлено. Например, в этом году мы набирали стажеров в Правительство Москвы по новой схеме. Привлекли не только выпускников, но и студентов старших курсов. В течение девяти месяцев у них будет возможность первую половину дня учиться в вузе, а вторую — работать в органе власти города Москвы или подведомственном учреждении. Такая работа, которая позволяет учиться, причем не в вечернем формате, а дневном, максимально эффективна. При желании ее можно совмещать и с написанием диплома. У стажеров есть возможность реализовывать проекты Правительства Москвы без отрыва от учебы. Конечно, некоторые студенты подрабатывают на последних курсах просто для того, чтобы иметь средства на жизнь или на карманные расходы, но такая работа не коррелирует с направлением подготовки, по которому они обучаются. Это в меньшей степени эффективно. С моей точки зрения, если работать — то только по специальности и желательно в той сфере, с которой вы хотите связать свою карьеру. Студент, работающий на полставки в госорганах, конечно, не будет зарабатывать большие деньги, но это, скорее, его инвестиция в будущее. У него появляется возможность практиковаться в том органе власти, в котором он будет работать в дальнейшем, да еще и получать за это зарплату. По сути, это инвестиция в него как в специалиста. За такую работу на полставки он сможет получать порядка 20 тысяч рублей в месяц. К окончанию стажировки и моменту получения диплома у него будет очень хороший опыт. После устройства на работу в эту систему, он начнет зарабатывать больше, но адаптационный старт и погружение в специфику работы проходить уже не придется — не надо тратить на это ни время, ни силы, ни средства.

Насколько студенту-экономисту или выпускнику важно постоянно «поддерживать себя в форме»? Посещать лекции известных экономистов, читать статьи. Или достаточно просто разбираться в предмете на уровне вузовских знаний?

Мне кажется, это нужно в любой сфере, и экономика здесь — не исключение. Прежде всего это касается международного опыта. Широта кругозора, эрудиция, знание того, как решаются те или иные задачи в других странах, очень важны. Обучение в вузе это как раз период, когда молодой человек должен больше всего впитывать, брать информацию из всех возможных источников, творчески ее перерабатывать и использовать. Нужно смотреть, сравнивать, обсуждать полученную информацию в студенческой среде. То, что дается на лекциях и мастер-классах, действительно полезно только в том случае, если это осмысливается.

Источник: http://www.ucheba.ru/article/1848



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы