Чтобы быть успешным, нужно быть быстрым и гибким: меняться не тогда, когда есть возможность, а тогда, когда есть потребность. Самое главное и самое сложное — научиться фокусироваться на том, как вы воспринимаете людей и как они воспринимают вас. Осознали происходящие изменения, но еще не знаете, как действовать; хотите убрать барьеры, которые мешают достичь желаемого результата? О том, как начать это делать, мы поговорили на вебинаре в рамках проекта «Делаем дом мобильным» с экспертом по инновациям и управлению изменениями Василием Снапковским.
Сейчас мы остановились, сделали паузу, вышли из привычного цикла: работа — дом — семья. Кто-то из нас видит в этом угрозы, а кто-то — возможности. Наше сознание несовершенно: эмоции могут главенствовать над логикой, мы можем отступать перед неопределенностью и откладывать важные дела на потом, доверять только тому, что уже известно; а наш мозг привык отказываться работать, если не понимает четкой структуры и цели задачи. Нестабильность — время исправить это и начать работать над собой и своим сознанием. Определенности вовне больше не найти, но это хороший повод искать ее в себе.
Для успешного существования в быстро меняющемся мире нужно новое мышление — метафорически говоря, «квантовое мышление». Оно основано на творческом потенциале, сбалансированном действии физического, эмоционального и духовного аспектов и на умении пользоваться своим телом. Квантовое мышление делает упор на созидательном потенциале неопределенности.
Что важно для нового мышления: советы эксперта
- С энтузиазмом встречайте изменения — они принесут много хорошего. Помните, что нестабильность дает свободу выбора, возможность проявления инноваций и пересмотра устаревших правил. Все системы сложно устроены и прочно взаимосвязаны между собой — при этом лучше всего они функционируют в точке нестабильности.
- Перенесите акцент внимания на человеческий потенциал. Если вы руководитель, помогите системе посмотреть на себя изнутри и понять, что не так. Например, в этом помогает платформа краудсорсинга. В одной компании запустили краудсорсинг для клиентов, и они указали на процессы, без которых можно обойтись, но которые тратят время сотрудников, клиентов и создают лишний документооборот. Процессы отменили — в итоге компания сэкономила миллионы рублей за год и время своих сотрудников.
- Поймите, как устроен ваш тип личности. Что вы можете: ваши сильные стороны, помогающие добиваться целей. Что вы хотите: какой тип у рабочей среды, которую вы создаете. Что вас ограничивает: как вы себя ведете в состоянии стресса.
- Осознайте ваши страхи: примите их, найдите в своем страхе дар — что он может вам дать. Подумайте: что бы вы сделали, если бы этого страха у вас не было? А теперь сделайте это.
- Следите за своим фокусом внимания. Куда он направлен? Он внутри: направлен на ваше тело, в ваши чувства, в ваши мысли, или он снаружи — на объекты, явления, людей? Понаблюдайте за собой, не убирайте фокус внимания от себя, даже когда общаетесь с людьми.
- Будьте и субъектом, и объектом наблюдения. Понаблюдайте за своими мыслями и чувствами: откуда это чувство появилось, что ему предшествовало? Наблюдение меняет мышление. Отслеживайте свои состояния, ощущения постоянно и рефлексируйте.
- Следите за тем, что происходит вокруг, станьте наблюдателем и учеником этого мира.
- Начните задумываться о прогнозах: что может произойти дальше?
- Рассматривайте жизнь как игру: это просто новый уровень, и он пройдет. Не получилось в этот раз, получится в другой.
- Помните, что вы ценны сами по себе, независимо от вашей роли в обществе — потому что вы чувствуете и мыслите, потому что вы идете по своему пути и так, как вы умеете.