С введением самоизоляции цифровизация бизнес-процессов только усилилась. Молодежь давно привыкла к цифровому взаимодействию и давно в этом живет. Теперь пора осваивать ее и более старшим поколениям. О трансформации бизнес-моделей, которая происходит в настоящее время, мы поговорили с Николаем Комаровым — инноватором, предпринимателем, общественным деятелем.

Гибкость цифрового бизнеса (Agility) определяется следующими факторами:

  • Hyperawareness — способность распознать будущие тренды, которые внесут вклад в развитие.
  • Informed Decision Making — способность активно собирать и анализировать полезную для организации информацию.
  • Fast Execution — высокая скорость внедрения новых решений, связанных с цифровой трансформацией.

Ключевые изменения в бизнес-процессах и бизнес-моделях:

  1. Развитие социальных сетей. Это дает возможность управлять поведением клиентов, мониторить ситуацию, оперативно реагировать на изменения и конкурентное поле, давать обратную связь.
  2. Мобильные приложения. Они дают возможность вести бизнес подвижно. Время в бизнес-процессах сжимается, появляется мобильный бизнес, трансформируются «торговые» площади.
  3. 3D-печать. Сокращает время производственных процессов и сроки прототипирования. Дает возможность 3D-моделирования и производства товара любой сложности.
  4. «Интернет вещей». Происходит большая стандартизация бизнес-процессов, прогнозируемость, автоматизация бизнес-процессов, освобождение от посредников и сокращение трансакционных издержек.
  5. Новые технологии сбора, хранения, передачи и обработки информации.
  6. Технологии распределенного реестра (блокчейн). Повышается доверие, сокращаются издержки, появляются умные контакты.
  7. Внедрение методов машинного обучения, дающих в том числе возможность профилирования потенциальных потребителей.

В современных условиях изменилась и механика формирования добавленной стоимости, что также оказывает влияние на рынок.

Ключевые изменения — в объектах добавленной стоимости и субъектах, ее создающих.

  1. Виртуализация физических объектов приводит к переходу добавленной стоимости от создания физического продукта к владению его виртуальным образом.
  2. Переход от массовой модели к ремесленным платформенным решениям с упором на функциональность.
  3. Добавленная стоимость может переходить от продукта к процессу (контроль качества, умные контракты, профайлинг клиентов).
  4. Добавленная стоимость формируется на этапе разработки нового продукта (vs массовое производство — чем больше продали, тем больше заработали).
  5. Роботизация процессов позволяет создавать добавленную стоимость, не изменяя действующие бизнес-процессы, но меняя субъекты.
  6. Контракты жизненного цикла позволяют сильнее автоматизировать операционную деятельность. Это контракты, предусматривающие закупку товаров или работу, последующее обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работ объекта.
  7. Перефокусировка с товара на его сервис. Например, куда выше котируется образование, которое дает гарантированное трудоустройство.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕДЕНИЯ DIGITAL-БИЗНЕСА. ТРИ КЛЮЧЕВЫХ СОВЕТА

  1. На первом плане должна быть оптимизация и понимание бизнес-процессов.
  2. Помните, что оптимизацию можно вести, только когда запрос потребителя хорошо удовлетворяется.
  3. Не пугайтесь современных технологий — внедряйте их.