Как найти эффективное решение проблемы, когда старые способы уже не помогают? Как минимизировать конфликты в командах, вырабатывать новые креативные варианты решений и эффективно выстраивать коммуникации в проектной деятельности? Поможет метод мозгового штурма. О его десяти правилах и пяти типичных ошибках, продуктивной подготовке и проведении, роли лидера и мотивации участников мы поговорили на вебинаре в рамках проекта «Делаем офис мобильным» с экспертом по трансформации и управлению изменениями Светланой Завражновой.
Основные этапы мозгового штурма
- Подготовка проблемы.
- Генерация идей.
- Отбор, систематизация и оценка идей.
Совет эксперта: «К мозговому штурму нужно готовиться заранее. Задача должна быть озвучена участникам за два-три дня до начала обсуждения».
10 правил эффективного мозгового штурма
- Обязательно подготовьтесь к обсуждению.
- Пригласите как можно больше людей разного опыта и возраста.
- Уточните поставленную задачу, еще раз озвучьте ее, зачитайте вопрос и убедитесь, что все его поняли.
- Во время мозгового штурма записывайте все идеи. Можно выводить их на экран — все должны видеть, что уже есть. Визуализируйте идеи.
- Никакой критики. Принимайте разные идеи, даже фантастические. Главное, чтобы работало креативное мышление.
- Каждый участник должен предлагать максимальное количество идей.
- Привлеките сторонних людей, например, пригласите экспертов из других команд, чтобы они посмотрели свежим взглядом на вашу задачу.
- Изменяйте, преображайте идеи.
- Визуализируйте — показывайте все записи на доске, экране или флипчарте.
- Представьте отрицательный результат. Можно задать вопрос команде: «Представьте, что вы хотите напасть на нашу команду. Что вы будете делать?» Команда придумает идеи, которые нужно переосмыслять и исправлять ситуацию.
Как генерировать больше идей
- Отправляйтесь в другую вселенную, в другую реальность. Посмотрите, как там это могло быть. Убирайте шаблонное мышление.
- Путешествуйте во времени: представьте, что это будет в далеком будущем.
- Представьте, что вы сотрудник не данной организации, а конкурирующей компании. Посмотрите с его точки зрения, поймите, где и в чем вы проигрываете.
- Не оставляйте пробелов. Каковы будут ваши действия от идеи до первого полученного результата? Просчитайте каждый шаг.
- Создавайте интеллект-карты, схемы и расщепляйте каждую задачу на более мелкие. Решая маленькие вопросы, вы подойдете к решению большой проблемы.
- Шпионьте. Возможно, в других отраслях кроется ваш способ решения.
- Продолжайте генерацию идей, пока не наберется 100.
- Записывайте, зарисовывайте случайные ассоциации.
- Находите вспомогательные факторы. Пытайтесь понять, что помогает, а что мешает вам двигаться вперед.
- Утрируйте ситуацию. Представляйте: что может произойти в десять раз хуже? а что если вот так? а что будет, если мы это не сделаем? Эти вопросы помогут включить творческое мышление.
5 типичных ошибок мозгового штурма
- Проводить сразу совещание и мозговой штурм.
- Не разбивать сложные задачи на несколько простых.
- Не вести записи на доске.
- Не просчитывать запасные варианты.
- Не подвергать анализу собранные данные.
Совет: «Собранные идеи важно проранжировать, выделить главные и приземлить. Если не сделать этого, они так и останутся идеями».
Популярные виды мозгового штурма
- Брейнрайтинг. Участники записывают свои идеи, не проговаривая вслух. Они излагают свои задумки на листах бумаги и передают друг другу. Идея коллеги порождает новые мысли, которые дописываются на листе. Снова происходит обмен. Процесс повторяется не более 15 минут.
- Мозговая атака на доске. На видном месте вывешивается доска, в центре которой написана задача, требующая решения. Когда сотруднику приходит идея по заданной теме, он записывает ее на листок и прикрепляет к доске.
- Метод 365. Шесть экспертов выдвигают по три идеи, записывают их, затем обмениваются по часовой стрелке, в течение одной минуты изучают предложения соседа и вписывают три свои идеи в развитие предложенных. Процедура повторяется пять раз, время ознакомления с предложениями каждый раз увеличивается на минуту. Получается 108 вариантов.
Руководитель мозгового штурма — ключевой элемент процесса. Обязанности лидера:
- принять решение о том, мозговой штурм какого типа провести;
- поставить вопросы для участников;
- обеспечить условия для активной деятельности собравшихся специалистов;
- проанализировать и сгруппировать идеи;
- оценить конечный результат.