Как понять истинное отношение сотрудника к организации с помощью удаленной работы и трансформировать это отношение? Как создать сильную команду, которой не нужен постоянный контроль и которая эффективно работает как в офисе, так и из дома, и как самому быть «взрослым» лидером? О проверенных инструментах управления рассказал на вебинаре в рамках проекта «Делаем офис мобильным» управляющий партнер консалтинговой компании «Правила игры», бизнес-консультант Сергей Бехтерев.

Четыре направления менеджмента:

Системное управление. Правила и процессы (синий контур на рисунке выше) — постоянное повышение эффективности деятельности с помощью неповторения допускаемых ошибок за счет улучшения бизнес-процессов, зон ответственности и существующих правил. Когда каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права на ее повторение.

Оперативное управление. Выполнение задач (красный контур на рисунке выше) — набор технологий, правил и принципов, применяемых в организации для достижения максимального результата в течение одного дня.

Стратегическое управление будущим. Проекты, инновации, цели (оранжевый контур на рисунке выше) — методология анализа и управления стратегией: определение ключевых точек приложения усилий, главных целей и проектов.

Управление смыслом. Отношение (зеленый контур на рисунке выше) — методология объединения команды, управляющая картой мира и отношением сотрудников к организации.

По каким критериям мы принимаем решение о расставании с сотрудником? Во-первых, это отсутствие результата и недостаток компетенции; во-вторых, «кислотность» сотрудника для коллектива, когда от него все устали; и, наконец, неправильное отношение к культуре компании, некорректная картина мира, которая и является причиной отсутствия результата и недостатка компетенции.

Помните: человек всегда стремится создать самую адекватную картину мира; считает, что у него самая адекватная картина мира; готов изменить свою картину мира, как только она перестанет адекватно трактовать реальность.

Применение самоуправления:

Что важно понять, чтобы определить уровень взрослости сотрудника? Выясните, как сотрудник относится

  • к планированию,
  • делегированию задач,
  • созданию новых правил,
  • выполнению правил,
  • улучшению правил,
  • контролю,
  • руководителю / лидеру организации,
  • самой организации,
  • возможности брать на себя полномочия.

Как изменять картину мира сотрудников?

Подготовьтесь: Определите картину мира сотрудника. Поговорите с ним: «Расскажи, чем ты руководствовался. На основе каких принципов ты это сделал?». Затем определите свою картину мира, поймите, почему сотрудник так сделал и что вы думаете по этому поводу. Теперь сотрудник должен понять свою картину мира и картину мира руководителя, испытывать чувство разрыва и спланировать свои действия для объединения картины мира обоих.

КРИТЕРИИ «ВЗРОСЛОГО» СОТРУДНИКА:

  1. Воспринимает работу как дело своей жизни, как возможность реализовывать свой творческий потенциал, где нет никаких границ для реализации себя.
  2. Активно инициирует сами процессы планирования, берет на себя лидерскую роль в реализации планов, при этом в любой подходящий момент принимает решения об изменении и адаптации плана под новую возможность.
  3. Самостоятельно находит пустые зоны безответственности и инициирует их заполнение с помощью постановки задач.
  4. Стремится понять, как работает организация и какой вклад в ее успех вносит каждый сотрудник.
  5. Самостоятельно находит системные напряженности и коллизии (новые процессы, правила) и инициирует улучшение.
  6. С благодарностью и конструктивно воспринимает обратную связь и старается перевести ее в возможность улучшения своей зоны ответственности и всей организации.
  7. Ответственно выполняет любое правило или процесс организации. При этом готов нарушить его в случае, если высока вероятность

улучшения. Потом готов рассказать о своем как успешном, так и неуспешном опыте остальным членам команды.

  1. Делает полностью прозрачной зону ответственности — так, чтобы контроль был не нужен.
  2. Относится ко всем сотрудникам как к равным взрослым партнерам по совместной работе, но просто в других ролях и с другими обязанностями.
  3. Берет на себя новые проекты и полномочия, которые соответствуют предназначению и в которых хочется себя реализовать.

ЧТО ДЕЛАЕТ СОТРУДНИКА «НЕВЗРОСЛЫМ»:

  1. Назначение поручений в соответствии с тем, что сотрудник и так должен делать в своей зоне ответственности.
  2. Правила «для них»: когда руководитель не следует правилам, которые подчиняются остальные сотрудники.
  3. Отношение к сотрудникам как к «наемным» и «временщикам».
  4. Невовлечение сотрудников в процесс планирования, когда план — это приказ.
  5. Разделяй и властвуй: когда вся информация скрыта и непонятна и каждый видит только свой кусок ответственности.
  6. Культура обратной связи как критики.
  7. Непонимание предназначения организации.
  8. Контроль поручений вместо контроля результата.
  9. Дисбаланс полномочий и ответственности, тотальное согласование.
  10. Когда победы достаются начальнику, а поражения — подчиненным.