Комплексная безопасность парковых территорий в мегаполисе

Комплексная безопасность парковых территорий в мегаполисе

Для цитирования: Каманин И. О., Титов Е. В. Комплексная безопасность парковых территорий в мегаполисе // Вестник Университета Правительства Москвы. 2023. № 3. С. 27–34.

И. О. Каманин

Доцент кафедры экономики городского хозяйства и жилищного права Университета Правительства Москвы, кандидат технических наук

Е. В. Титов

Профессор кафедры экономики городского хозяйства и жилищного права Университета Правительства Москвы, доктор педагогических наук, доцент

Один из важных ориентиров для Москвы как экономического, культурного, политического, образовательного и научного центра – устойчивое развитие. Однако устойчивость недостижима, если в городе не обеспечены комфорт и безопасность для жителей. Важным компонентом городской среды являются парковые территории, выполняющие культурную, рекреационную и экологическую функции. Поэтому безопасная и комфортная среда в парках – это предмет особой заботы городских властей. Появляются новые цифровые технологии, которые могут пополнить арсенал средств, позволяющих обеспечивать комплексную безопасность в городе. Внедрение инновационных технологий – одно из перспективных направлений в управлении городским хозяйством, в частности, парковыми территориями.

Comprehensive Security of Park Areas

E. V. Titov

Professor with the Chair of City Economy and Housing Law of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Docent

I. O. Kamanin

Associate Professor with the Chair of City Economy and Housing Law of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, PhD in Engineering

One of the important touchstones for Moscow as economic, cultural, political, educational and research centers is sustainable development. The sustainability, however, can hardly be achieved if the city fails to provide comfort and security for its citizens. An important component of the urban environment is the city’s park territories that perform cultural, recreational and ecological functions. Thus, secure and comfortable parks environment becomes a matter of the city’s authorities special care. New digital technologies emerge that can reenforce the arsenal of means, which provide for the city’s comprehensive security. Infusion of innovative technologies represents one of the promising trends in city management, particularly in park territories management.

For citation: Kamanin I. O., Titov E. V. Comprehensive Security of Park Areas in Metropolis. MMGU Herald, 2023, no. 3, pp. 27-34. (In Russ.).

 

Безопасность можно определить как состояние защищенности – личности, общества, государства, среды от внутренних и внешних угроз. Наряду с потребностью в пище, воде, одежде, жилище и информации, безопасность представляет собой ключевое условие существования человека. Безопасность – это и важнейшее условие нормального функционирования и развития страны. Согласно закону Российской Федерации «О безопасности» [1] обеспечение безопасности – одно из важнейших направлений внутренней и внешней политики России. При этом основное внимание сконцентрировано на совершенствовании системы предупредительных мер. Первейшая задача в обеспечении безопасности включает в себя «прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности» [1].

Городскую территорию можно считать безопасной, если учтены все возможные негативные влияния на здоровье и жизнь людей. Пространство города должно быть максимально защищено от потенциальных угроз. Между тем в городской среде существует множество источников опасности, включая стихийные явления неживой природы, эпидемии, аварии на транспорте, производственных объектах, в местах скопления большого количества людей, нападение хулиганов. Поэтому о полноценной безопасности в городе, в том числе на парковых территориях, можно говорить, только если она комплексная. Иными словами, такому крупному городу, каким является Москва, необходима хорошо продуманная система мероприятий и качественно подготовленная система городских служб, которые обеспечивают полноценную защиту горожан от угроз и опасностей различного происхождения.

В российской столице существуют две государственные программы, нацеленные на комфортное и безопасное пребывание жителей на парковых территориях, – «Развитие городской среды» и «Безопасный город». Программа «Развитие городской среды» была запущена в 2011 г. [4]. В ее рамках должны создаваться объекты городской инфраструктуры, которые повышают комфортность городской среды для отдыха горожан и гостей столицы. Сегодня благодаря усилиям городских властей и активному участию бизнеса москвичам доступны самые разнообразные варианты проведения досуга. Есть возможности и для активного, и для пассивного отдыха – рекреация, спортивные клубы, оздоровительный, познавательный и экологический туризм. Для взрослых и детей работают городские спортивные кружки, проводятся мастер-классы. Весьма популярны фитнес-клубы, бассейны и спортивные залы. Учреждения охватывают самые различные направления физкультурно-оздоровительной деятельности и виды спорта, начиная от спортивной ходьбы, футбола и бега и заканчивая теннисом, биатлоном и фигурным катанием. Для многих видов активного и пассивного отдыха москвичи выбирают озелененные территории.

Москва рассматривает городские парки и городские сады как ключевые элементы городской инфраструктуры, важные для жителей. Об этом отношении свидетельствует содержание второй городской программы – «Развитие городской среды». Большое место в ней отведено повышению удобства парковых территорий. В частности, в программе сказано об устойчивом развитии парков. Под этим выражением следует понимать создание комфортной среды для отдыха горожан, ее поддержание и развитие в течение продолжительного времени. Одновременно на парковой территории проводят природоохранные мероприятия, благодаря которым снижается негативное влияние хозяйственной деятельности на природу [12].

Важное условие устойчивого развития парковой территории – повышение ее значимости как пространства, подходящего для проведения досуга, для спорта, марафонов и всевозможных оздоровительных видов активности. Необходимо, чтобы и городские власти, и жители признавали культурную (возможно, историческую), этическую и экологическую ценность парка. Посетители должны приобретать положительный опыт от своего пребывания на этой территории, испытывать желание еще раз вернуться. Поэтому городские власти создают в парках современную, отвечающую запросам времени, инфраструктуру, которая помогает обеспечивать положительные эмоции от времяпрепровождения и полноценный отдых. Проводят массовые развлекательные мероприятия, организуют рекламные кампании, чтобы через средства массовой информации рассказывать горожанам о достоинствах и преимуществах парков как источников положительных эмоций. Специальные службы следят за чистотой территории. Деревья, кустарники, газоны, клумбы, тропинки и дорожки поддерживают в надлежащем состоянии, заботятся о сохранности озелененных участков.

Очевидно, что, кроме перечисленных мер, город заботится о том, чтобы посещение парковых территорий было не только комфортным, но и безопасным. С этой целью в Москве запущена государственная программа «Без­опасный город». Среди ее задач:

  • комплексное обеспечение безопасности горожан и городских объектов от угроз природного и техногенного характера;
  • снижение рисков чрезвычайных ситуаций;
  • защита личности и государства от противоправных действий [3].

Город заботится о том, чтобы посещение парковых территорий было не только комфортным, но и безопасным

В теории безопасности жизнедеятельности принято различать несколько видов угроз (опасностей) для человека и объединять их в несколько групп по происхождению [10]. В зависимости от источника все вероятные риски для здоровья и жизни людей можно разделить на две большие группы – природные и антропогенные. С учетом данной классификации можно назвать угрозы, потенциально возможные на территории парков, и описать меры, принимаемые руководством города, которые позволяют предотвратить негативные последствия.

Многие угрозы природного происхождения возникают под влиянием факторов неживой природы. Для практики городского управления наиболее характерны такие опасности, как экстремально высокие и экстремально низкие температуры, сильный ветер и обильные атмосферные осадки (снег, дождь, град). Некоторые угрозы могут быть вызваны воздействием живых организмов. Применительно к городским паркам можно назвать, прежде всего:

  • насыщение воздуха пыльцой в период цветения растений, которая вызывает у некоторых посетителей аллергические реакции;
  • контакт с дикими животными, являющимися переносчиками заболеваний;
  • возможность заражения болезнетворными микроорганизмами в водоемах, через почву.

Человек и его деятельность, к сожалению, сами могут стать источниками рисков для жизни и здоровья людей. Среди таких антропогенных опасностей в парках наиболее часты техногенные угрозы. Они – результат влияния промышленных и транспортных объектов. Причем вредны они не только для посетителей парков, но и для обитателей. Здесь нужно отметить воздействие шумового и светового загрязнений среды в городе, химическое загрязнение почв и источников воды (например, продуктами неполного сгорания и неф­тепродуктами).

Совсем другой род опасностей представляют собой угрозы, которые связаны с агрессивным поведением людей – нарушителей общественного порядка. Эти так называемые социальные угрозы направлены исключительно на людей. Они возникают, если кто-то совершает противоправные действия по отношению к посетителям парков.

Предотвращать возможные последствия природных и антропогенных угроз намного рациональнее, нежели их ликвидировать. Поэтому наиболее очевидный и эффективный способ минимизировать негативные воздействия природных катаклизмов – заблаговременно оповещать городское население о возможных угрозах. И в Москве, и в других российских городах функционируют различные системы массового информирования, а за их работу отвечают различные городские службы.

На всей территории нашей страны действует Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Она объединяет федеральные, межрегиональные и городские информационные центры, различные программно-технические средства информирования жителей [6]. В работе используются мониторы и громкоговорители, размещенные на активно посещаемых территориях и внутри общественных зданий.

Функция оповещения городского населения на общественном транспорте возложена на СЗИОНТ – систему защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте. Действенным способом оповещения, который сегодня используют государственные службы, является рассылка СМС-сообщений на персональные мобильные устройства жителей. При необходимости информация размещается на новостных теле-, радио- и онлайн-каналах СМИ.

В столичном мегаполисе работу региональных ОКСИОН и СЗИОНТ обеспечивают специа­листы Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по городу Москве.

В городских парках для жизни и здоровья горожан и туристов наиболее опасны сильные ветры с дождем или градом и высокая температура воздуха, значительно превышающая климатическую норму. Этими стихийными явлениями люди пока не научились управлять, и единственная мера, позволяющая предотвратить негативные, а иногда и трагические последствия, – это обязательное информирование горожан о возможных погодных условиях. В Московском регионе штормовое предупреждение объявляется, если прогнозируемая скорость ветра превышает 15 м/с (54 км/ч). Например, 28 июня 2021 г. в Москве прошел сильнейший ливень, с выпадением 70% месячной нормы осадков и скоростью ветра более 25 м/с (90 км/ч).

Во время сильного ветра основным поражающим фактором в городских парках является падение обломившихся ветвей, ветхих деревьев и вертикальных конструкций. К таковым относятся информационные щиты, устройства для отдыха и развлечений, в том числе аттракционы, опоры осветительных приборов, крыши павильонов и навесы. За контроль состояния вертикальных конструкций в парках отвечает Объединение административно-технических инспекций. Ежегодно перед началом сезона инспекторы проверяют аттракционы в городских парках на надежность и безопасность.

Летом существенным фактором риска становится высокая температура воздуха, значительно превышающая климатическую норму. С 2022 г. во всех павильонах «Здоровая Москва», размещенных в столичных парках и скверах, установлены кондиционеры и кулеры с бесплатной питьевой водой. В некоторых московских парках – парке культуры имени Горького, «Сокольниках» – в летний сезон работают фонтанчики с фильтрованной питьевой водой.

Во всех павильонах «Здоровая Москва», размещенных в столичных парках и скверах, установлены кондиционеры и кулеры с бесплатной питьевой водой

Источником разрушительных последствий для парковых территорий является пожар. Начаться он может как по естественным причинам, так и по вине человека. В пределах Москвы пожар, возникший под влиянием природных факторов (например, от удара молнии), – крайне редкое явление. Более вероятная причина пожаров в городских парках – рекреационная деятельность людей. Во время отдыха на парковых территориях посетители используют для тепловой обработки пищи открытый огонь – костры и мангалы. Для предотвращения пожаров парки предлагают горожанам использовать специально оборудованные площадки. Они освобождены от деревьев, кустарников и травяного покрова в радиусе не менее двух метров.

В соответствии с требованиями пожарной безопасности и нормами, действующими в Москве [5], площадки оснащены противопожарным инвентарем и емкостями – отдельно для сбора мусора и для углей. Участками, предназначенными для пикников в московских парках, отдыхающие могут пользоваться бесплатно [8]. За разведение костра или использование мангала, жаровни в не предусмотренном для этого месте нарушителей штрафуют.

В летние дни, когда люди чаще всего выходят на пикники с использованием открытого огня, в городских парках за наиболее рискованными пожароопасными участками ведется наблюдение. На оборудованном пожарном посту сотрудники пожарной охраны следят за обстановкой.

Одна из сфер, входящих в систему мер комплексной безопасности, – забота о горожанах, посещающих водотоки и водоемы. В Москве берега рек и прудов, которые обычно привлекают купальщиков, расположены на территории парков. За предупреждение травм и трагических случаев на околоводных территориях отвечает Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах (МГПСС). В весенне-летний сезон и осенью здесь работают спасательные патрули, постоянно инспектируются зоны пляжного отдыха. С осени служба начинает подготовку к зимнему сезону и оказанию помощи в зимних условиях, если она понадобится. Рыбаки, любители кататься на коньках, лыжники, дети часто выходят на некрепкий лед, где в любой момент может наступить чрезвычайное происшествие.

Летом во время отдыха у воды угрозой здоровью горожан может оказаться плохое санитарное состояние пруда, реки или ручья. В таком случае они не пригодны для купания. В реке или пруду могут находиться паразиты. В случае техногенной аварии в реку или ручей могут поступить загрязнители – нефтепродукты, отходы химической промышленности или тяжелые металлы. Поэтому в столичном мегаполисе качество воды в местах отдыха и пляжей постоянно контролируют, следя за пригодностью мест для купания. Работы по мониторингу – зона ответственности Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве.

Над пешеходными дорогами и велодорожками, проходящими под линиями электропередачи, возводятся защитные со­оружения

Внутри парков и возле них расположены промышленные и технические объекты, рядом проходят железные дороги и автомобильные трассы. Все они являются потенциальным источником угроз и для посетителей, и для обитателей – в первую очередь, птиц, а также зверей, земноводных, насекомых. Если говорить о технических объектах, то, например, через ряд городских озелененных территорий проходят высоковольтные линии электропередачи. Присутствие такого потенциально опасного объекта накладывает ограничения на планировку парковых территорий. В охранной зоне, расположенной в непосредственной близости от ЛЭП, запрещена посадка деревьев [2]. Зеленые насаждения затрудняют техническое обслуживание, а если случится аварийный обрыв провода, может произойти замыкание на землю, что очень опасно для тех посетителей, которые окажутся неподалеку. Удар электрическим током высокого напряжения неизбежно приводит к гибели. Поэтому под высоковольтными линиями в парках высаживают низкорослые кустарники, разбивают газоны и клумбы. Над пешеходными дорогами и велодорожками, проходящими под линиями электропередачи, возводятся защитные со­оружения. Такие навесы имеются в парке «Братеевская пойма» и на территории природного заказника «Берег реки Москвы в Капотне».

 


Навес под ЛЭП в парке «Братеевская пойма» (фото из архива
авторов)

 

Если парковая территория находится в непосредственной близости от транспортных магистралей – автомобильных и железных дорог, там устанавливаются противошумовые экраны и акустические барьеры.

В теплое время года горожан, отправляющихся на природу, в московских и подмосковных парках подстерегает еще одна опасность: вероятность заразиться бактериальной или вирусной инфекцией через укусы животных. Наибольшую угрозу представляют клещи – потенциальные переносчики смертельно опасных инфекционных болезней. Управление Роспотребнадзора по городу Москве непрерывно контролирует эпидемиологическую ситуацию в мегаполисе. Оцениваются риски таких заболеваний, как клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз (болезнь Лайма), моноцитарный эрлихиоз человека, гранулоцитарный анаплазмоз человека [11]. Каждый год начиная с ранней весны парковые службы проводят профилактические и противоэпидемические мероприятия, чтобы предупредить распространение названных инфекционных заболеваний. Вокруг детских и спортивных площадок скашивают траву. Обязательная мера защиты посетителей парков от нападения клещей – профилактическая обработка парковой территории специальными противоклещевыми (акарицидными) препаратами – зон вдоль дорог и троп, детских и спортивных площадок. Проводят ее перед началом теплого сезона, обычно начиная с апреля [7]. Дополнительную процедуру выполняют в течение лета на основании результатов мониторинга заселенности территории клещами. В 2023 г. с начала летнего сезона обработано около 5,8 тыс. га территорий парков и садов, что почти в 1,5 раза превышает масштабы работ прошлого года [11]. Сотрудники Роспотребнадзора регулярно обследуют озелененные участки на наличие клещей. Особенно внимательно проверяют места, где ранее регистрировались случаи нападения. Если клещи выявлены на той или иной территории, администрация парка организует акарицидную обработку.

В течение теплого периода года власти, пользуясь основными каналами СМИ, напоминают горожанам о том, что во время прогулок в парках существует опасность нападения клещей. Префектуры и управы размещают объявления на своих официальных сайтах, на информационных щитах при входе на парковые территории, публикуют сообщения в районных газетах. Управление Роспотребнадзора по городу Москве обращается к жителям через свой официальный сайт: рекомендуется в парках и лесопарковых зонах города «совершать прогулки по специально выделенным пешеходным зонам и обрабатывать открытые участки тела и одежду репеллентами» [11]. На наш взгляд, для оповещения горожан следует более активно использовать онлайн-каналы – неофициальные популярные районные и тематические паблики в социальных сетях.

В парках и городских садах обитают мыши, крысы, ежи, лисы. С их укусами люди и домашние животные могут получить вирус бешенства – смертельно опасного заболевания. Если произошло несчастье, специалисты Управления Роспотребнадзора по городу Москве проводят эпидемиологическое расследование, чтобы установить круг лиц, контактировавших с пострадавшим. Москвичам рекомендуют обязательно вакцинировать питомцев, если их выгуливают в городских парках. В Москве прививки от бешенства домашним животным делают бесплатно, а прививочные пункты работают во всех административных округах. Комитет ветеринарии города Москвы публикует график работы прививочных пунктов на официальном портале Мэра Москвы (mos.ru) [9].

Особое место в обеспечении комплексной безопасности на парковых территориях занимает общественная безопасность. Первое место в данном случае занимает профилактика социальных угроз – слежение за общественным порядком. Общественная безопасность может быть нарушена в любой момент. Критичны такие риски в выходные дни и во время массовых мероприятий – праздников, фестивалей, концертов, марафонов и т. п. Общественная без­опасность – одно из наиболее ресурсоемких направлений комплексной безопасности в парке. Для ее обеспечения требуются:

  • продуманное размещение таких элементов благоустройства, как осветительные приборы и зоны тихого отдыха (скамейки и беседки);
  • определенная посадка и состояние кустарников, чтобы не возникало препятствий для зрительного контроля за всей парковой территорией;
  • постоянное наблюдение при помощи камер видеонаблюдения, размещенных в каждом уголке парка.

Чувство защищенности и ощущение комфорта при нахождении в парке – обязательное условие для полноценного отдыха

Новейшие технологии дистанционного мониторинга локаций, способы идентификации личности, основанные на анализе больших данных и с использованием искусственного интеллекта, дают городу большие возможности для предотвращения социальных угроз. По-прежнему весьма важным для общественной безопасности в парках, особенно на удаленных участках, остается пешее и конное патрулирование службами правопорядка. Такой контроль за территорией проводится, например, на территории музея-заповедника «Коломенское», в Битцевском, Измайловском парках.

В качестве дополнительного технического и информационного средства может оказаться весьма полезна практика Московского метрополитена, адаптированная к условиям парков. Для обеспечения общественной безопасности на парковых территориях можно установить справочные терминалы (информационные колонны) с тревожной кнопкой, камерой видео­наблюдения и переговорным устройством. В парке телефонная связь не всегда и не всем доступна. При необходимости человек, нуждающийся в помощи, посредством информационной колонны сможет быстро связаться с дежурной службой, пунктами охраны правопорядка, первой медицинской помощи. Кроме того, в лесопарках можно разместить маркировочные номерные столбы наподобие деляночных – так будет удобнее ориентироваться, что повысит точность локации того, кто делает вызов.

Безопасность – важнейшее свойство городской среды, то, что люди в обиходе называют уютом. Чувство защищенности и ощущение комфорта при нахождении в парке – обязательное условие для полноценного отдыха, гарантия хорошего настроения и эффективного восстановления сил. Безопасность в городских парках – одна из главных задач, планомерно и успешно решаемых службами городского хозяйства Москвы.

Безусловно, мегаполис, выбравший путь устойчивого развития, нуждается в самых современных технологиях и новейшем техническом оснащении служб, которые делают общественные пространства безопасными и удобными. Тем не менее ответственность за обеспечение безопасности лежит на сотрудниках этих служб. От качества подготовки и профессионализма специалистов различных организаций городского управления ключевым образом зависит уровень комплексной без­опасности в российской столице.

Информационные источники

  1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 10.07.2023). Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  3. Постановление Правительства Москвы от 23.09.2011 № 443-ПП (ред. от 29.03.2022) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Безопасный город». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  4. Постановление Правительства Москвы от 07.10.2011 № 476-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие городской среды». Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  5. Постановление Правительства Москвы от 19.04.2016 № 186-ПП «Об утверждении правил пожарной безопасности на природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях, особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве». Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  6. Распоряжение МЧС России от 05.02.2020 № 76 «Об утверждении Временного порядка организации функционирования общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  7. Более 360 км лесопарковых и парковых зон Москвы обследовали на наличие клещей // ТАСС: [сайт]. 18.07.2023. URL: https://tass.ru/obschestvo/18302711 (дата обращения: 13.08.2023).
  8. Где и как устроить пикник // Официальный портал Мэра Москвы: [сайт]. URL: https://www.mos.ru/otvet-parki-i-zelenie-zoni/gde-i-kak-ustroit-piknik/ (дата обращения: 13.08.2023).
  9. График прививочных пунктов на 2023 год // Официальный портал Мэра Москвы: [сайт]. URL: https://www.mos.ru/moskomvet/function/punkti_vakcinacii/ (дата обращения: 13.08.2023).
  10. Закинчак А. И. Разработка проблемно-ориентированной системы управления инфраструктурой безопасностью городской среды // Современные проблемы гражданской защиты. 2021. № 3 (40). С. 68–75.
  11. Управление Роспотребнадзора по г. Москве контролирует проведение мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний, передающихся с укусами клещей // Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве: [сайт]. 28.07.2023. URL: https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/san-epid/40-2009-08-20-06-08-14/11989-upravlenie-rospotrebnadzora-po-g-moskve-kontroliruet-provedenie-meropriyatij-napravlennykh-na-preduprezhdenie-rasprostraneniya-infektsionnykh-zabolevanij-peredayushchikhsya-s-ukusami-kleshchej-28-07-2023 (дата обращения: 13.08.2023).
  12. Устойчивое развитие территорий // Университет Минстроя: [сайт]. URL: https://niisf.org/biblio/kompleksnoe-i-ustojchivoe-razvitie-territorij/ustojchivoe-razvitie-territorij-1 (дата обращения: 19.08.2023).

References

  1. Federal Law of 28.12.2010 No. 390-FZ “On Security (as Amended on 10.07.2023)”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  2. Russian Federation Government Decree of 24.02.2009 No. 160 “On the Order of Setting up Security Zones of Electric Sites and Special Conditions of Land Use Thereof (as Amended and Supplemented)”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  3. Moscow Government Decree of 23.09.2011 No. 443-PP (as Аmended on 29.03.2022) “On Approval of Moscow’s State Program “Secure City”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  4. Moscow Government Decree of 07.10.2011 No. 476-PP “On Approval of “Development of the City’s Environment” State Program”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  5. Moscow Government Decree of 19.04.2016 No. 186-PP “On Approval of Fire Safety Rules at Natural and Green Territories, in Specially Protected Regional Areas in the City of Moscow”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  6. Directive of Emergency Situations Ministry of Russia of 05.02.2020 No. 76 “On Approval of Provisional Order of Organizing the Functioning of All-Russian Comprehensive Information and Warning System for Citizens in Places of Mass Concentration of People”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  7. Over 360 Kilometers of Forest and Park Zones in Moscow Have Been Monitored for Ticks’ Infestation. TASS: [website], 18.07.2023. Available at: https://tass.ru/obschestvo/18302711 (accessed: 13.08.2023). (In Russ.).
  8. Where and How to Organize a Picnic. Moscow Mayor’s Official Portal. Available at: https://www.mos.ru/otvet-parki-i-zelenie-zoni/gde-i-kak-ustroit-piknik/ (accessed: 13.08.2023). (In Russ.).
  9. Schedule of Inoculation Points’ Work for 2023. Moscow Mayor’s Official Portal. Available at: https://www.mos.ru/moskomvet/function/punkti_vakcinacii/ (accessed: 13.08.2023). (In Russ.).
  10. Zakinchak A. I. Development of a Problem-oriented Management System for the Urban Environment Security Infrastructure. Modern Problems of Civil Protection, 2021, no. 3 (40), pp. 68-75. (In Russ.).
  11. Rospotrebnadzor Department for Moscow Controls Events Aimed at Prevention of Proliferation of Infectious Diseases Passed Through Ticks’ Bites. Department of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare for the City of Moscow: [website], 28.07.2023. Available at: https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/san-epid/40-2009-08-20-06-08-14/11989-upravlenie-rospotrebnadzora-po-g-moskve-kontroliruet-provedenie-meropriyatij-napravlennykh-na-preduprezhdenie-rasprostraneniya-infektsionnykh-zabolevanij-peredayushchikhsya-s-ukusami-kleshchej-28-07-2023 (accessed: 13.08.2023). (In Russ.).
  12. Sustainable Development of Territories. University of Russian Ministry of Construction and Housing and Communal Services: [website]. Available at: https://niisf.org/biblio/kompleksnoe-i-ustojchivoe-razvitie-territorij/ustojchivoe-razvitie-territorij-1 (accessed: 19.08.2023). (In Russ.).