Культурный код управления городом: к 200-летию А. Н. Островского. Межкафедральный проект

Культурный код управления городом: к 200-летию А. Н. Островского. Межкафедральный проект

Для цитирования: Культурный код управления городом: к 200-летию А. Н. Островского. Межкафедральный проект // Вестник Университета Правительства Москвы. 2024. № 2. С. 59–64.

Социально-культурные научно-исследовательские проекты – важная часть современной системы образования. Университет Правительства Москвы уделяет большое внимание развитию этого направления, поскольку проектные мероприятия не только активизируют взаимодействие людей из разных научных и социальных сфер посредством обращения к культурным ценностям, но и способствуют духовно-нравственному воспитанию. В 2023–2024 гг. в университете был реализован межкафедральный проект, посвященный 200‑летию со дня рождения А. Н. Островского.

Cultural Code of City Management: to the 200th Anniversary of A. N. Ostrovsky. Interdepartmental Project

Sociocultural research projects make an important part to the modern education system. Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University pays a lot of attention to the development of this area, since project activities not only help intensify the interaction between people from different scientific and social spheres by appealing to cultural values, but also contribute to moral education. In 2023 and 2024 an interdepartmental project was set off at the University, dedicated to the 200th anniversary of the birth of A. N. Ostrovsky.

For citation: Cultural Code of City Management: to the 200th Anniversary of A. N. Ostrovsky. Interdepartmental Project. MMGU Herald, 2024, no. 2, pp. 59-64. (In Russ.).

 

В начале 2023 г. в Университете Правительства Москвы приступили к реализации уникального общеуниверситетского научно-исследовательского проекта «Культурный код управления современным городом: наука и искусство. К 200‑летию А. Н. Островского». Одним из инициаторов и идейных вдохновителей этого масштабного межкафедрального проекта выступила заместитель заведующего кафедрой юриспруденции Ю. Г. Бабаева.

Основная цель проекта – рассмотреть различные сферы городского управления сквозь призму русской классической литературы, исследовав на примере произведений А. Н. Островского предметное поле профессий, к которым готовит Университет Правительства Москвы. Для реализации этой цели была определена стратегия: изучить пьесы великого русского драматурга и провести научные исследования по разным аспектам, касающимся сфер управления, права, городского хозяйства, социальной политики и, конечно, нравственности. Таким образом, каждая университетская кафедра выбрала произведение А. Н. Островского, которое наиболее соответствовало ее направлениям подготовки.

 

«Островский – не только русский писатель, но и в некоторой степени наш коллега-юрист. В его произведениях жизнь обычных людей описана через ситуации, а способы решений этих ситуаций раскрывают особенности нашей культуры. Изучая Островского, мы исследуем российскую реальность XIX в., поэтому особенно важно анализировать ее с профессиональной точки зрения и делать выводы».

Ю. Г. Бабаева,
заместитель заведующего кафедрой юриспруденции
Университета Правительства Москвы

 

Преподаватели кафедры экономики городского хозяйства и жилищного права остановили свой выбор на пьесе «Женитьба Бальзаминова», поскольку действие в ней происходит в одном из районов Москвы – Замоскворечье, наиболее сохранившем образ городского хозяйства времен А. Н. Островского. Идея взять для кафедрального исследования тему «Воссоздание визуального образа Замоскворечья середины XIX в.» возникла не случайно. Для драматурга А. Н. Островского московский район Замоскворечье был особенным, писатель всегда находил очень образные и выразительные слова для описания любимой части города, где он прожил более 17 лет. За мастерское описание культурно-исторического быта этого московского района Островского называли не только «поэтом», но и «Колумбом Замоскворечья».

Исследовательский процесс по проекту на кафедре под руководством О. А. Горановой и О. В. Дмитриевой проводился по двум направлениям: теоретическому и эмпирическому. В части теории участники проекта прочитали пьесу «Женитьба Бальзаминова», нашли и изучили иконографические и исторические источники, картографические материалы. В результате студенты смогли составить достаточное представление об архитектурной среде Замоскворечья XIX в. В рамках теоретического подхода к исследовательскому процессу был проведен конкурс эссе на тему «Городская среда в произведениях А. Н. Островского».

Выбрав в качестве второго направления исследования эмпирический подход, ребята проводили полевые исследования архитектурной и градостроительной ситуации середины XIX в., фотофиксацию интересующих объектов – старинных особняков, храмов, улиц.

Практическим результатом теоретико-эмпирических исследований преподавателей и студентов кафедры экономики городского хозяйства и жилищного права стало создание визуального образа городского объекта. Ребята смоделировали на компьютере Дом-музей А. Н. Островского, который находится в Москве на Малой Ордынке. Методом электронного голосования из девяти работ была выбрана одна, автор которой и стал победителем кафедрального конкурса.

 

«Мы выбрали путь познавательного досуга, разработали и прошли маршрут «Замоскворечье глазами Островского». Цель нашего исследования состояла в том, чтобы воссоздать визуальный образ городского хозяйства Москвы, в частности, района Замоскворечья середины XIX в., ведь именно здесь родился Островский. Мы решили посмотреть на город и городское хозяйство его глазами, чтобы глубже понять смысл произведений писателя».

О. А. Горанова,
заведующий кафедрой экономики городского хозяйства и жилищного права
Университета Правительства Москвы

 

Участники проекта, изучавшие район Замоскворечье, отметили, что научно-исследовательский процесс оказался для них не только увлекательным, познавательным, но и полезным. Совместная работа студентов и преподавателей вывела коммуникацию между ними на новый уровень. Они открыли для себя архитектуру московских храмов, познакомились с «типовым особняком» и «типовой усадьбой» той эпохи, нашли так называемые бовешки – здания, которые называют хрущевками XIX в., и выяснили, что свое название этот столичный район получил по местоположению – относительно Кремля он располагался за рекой Москвой.

Пьесу «Доходное место» выбрали сотрудники кафедры государственного управления и кадровой политики. И преподаватели, и студенты увидели в этом произведении актуальные проблемы современности, непосредственно относящиеся к их направлениям подготовки. Еще в позапрошлом веке А. Н. Островский поднимал в своих пьесах вопросы коррупции, управления, кадровой политики. Заместитель заведующего кафедрой О. Н. Любина пояснила, что участники проекта поставили перед собой задачу проанализировать отражение науки городского управления в произведениях А. Н. Островского и оценить их влияние на нравственно-этическое воспитание будущих работников государственной и муниципальной службы.

На первом этапе проекта студенты посетили спектакль «Доходное место» в Государственном академическом Малом театре России и посмотрели художественный фильм «Реальные места вымышленных героев». После знакомства со спектаклем ребята получили задание подготовить эссе, в котором они смогли поделиться своими впечатлениями и рассуждениями на тему увиденного на сцене. Результаты творческих работ позволили сделать вывод о том, что студенты кафедры не только прониклись произведениями русского драматурга, оценили и прочувствовали атмосферу того времени, но и смогли уловить главные посылы автора. «Сама пьеса не теряет актуальности и по сей день, затрагивая проблемы чести и морального выбора», – написала в своей работе одна из участниц проекта. В другом эссе можно увидеть размышления студента о смысле жизни и о будущем: «Материальное благополучие не является единственным источником счастья и удовлетворения потребностей в жизни. Счастье в нахождении своего истинного пути в жизни».

Большой отклик у студентов вызвали викторины на знание биографии и интересных фактов из жизни А. Н. Островского, языковая игра «Антонимы и синонимы» по произведениям драматурга, городской квест по достопримечательностям Москвы, связанным с именем А. Н. Островского, конкурс рисунков к его произведениям. Студенты основательно подготовились к участию в деловой игре «Образы А. Н. Островского в управлении городом», разработанной преподавателями кафедры. Перед ребятами была поставлена задача изобразить основную идею или замысел пьесы А. Н. Островского «Доходное место» с помощью графических методов через призму современности с учетом своих направлений подготовки.

Научный подход студенты применили при подготовке докладов для выступления на конференции, посвященной актуальным проблемам государственного управления в их историческом развитии, в том числе на основе произведений А. Н. Островского, и для участия в Международном молодежном конкурсе социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции».

Заключительным мероприятием кафедры государственного управления и кадровой политики в проекте стала постановка в конце 2023 г. сцен из пьесы А. Н. Островского «Доходное место». Дата ее показа – 11 декабря – была выбрана не случайно: 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. А. Н. Островский много внимания уделял этому общественному явлению в своих произведениях. Герои его пьес присваивали и растрачивали государственные средства, занимались кумовством, вовлекали подчиненных в коррумпированную деятельность, продавали должности, то есть наносили вред обществу, государству, и, ра­зумеется, своими действиями не способствовали повышению престижа государственной службы. Поскольку подобные факты имеют место и в современном мире, задача мероприятия состояла в том, чтобы, проанализировав произведение не только со стороны наблюдателя, но и с позиции действующих лиц, учащиеся продумали, какие меры стоит предпринять, чтобы противодействовать этому явлению.

Кафедра юриспруденции выбрала пьесу «Сердце не камень». Познакомившись с биографией А. Н. Островского, участники проекта отметили, что великий русский драматург два года проучился на юридическом отделении Московского университета. Неудивительно, что в пьесах А. Н. Островского тщательно прорисованы не только бытовые, эмоциональные, нравственные, но и юридические детали. Поэтому будущим юристам, обучающимся в Университете Правительства Москвы, было интересно выстраивать параллели между правовой системой середины XIX в. и ее современным состоянием.

Примерно в это же время Ю. Г. Бабаева познакомилась с интересным проектом Малого театра, который называется «Диалог времен. По страницам истории». На просмотр и обсуждение пьес приглашаются студенты. Таким образом, в рамках внутреннего межкафедрального проекта студенты Университета Правительства Москвы приняли участие в мероприятиях проекта Малого театра.

Первым этапом работы над пьесой стала ее совместная читка. Между ребятами были распределены роли, чтение получилось вдумчивым и эмоциональным. Участники обращали внимание на все незнакомые или не очень понятные слова, юридические термины, чтобы впоследствии уточнить их лексическое значение, причины и цели употребления автором. В частности, обнаружилось следующее. По сюжету пьесы «Сердце не камень» дядюшка, которого в Малом театре играет народный артист России В. И. Бочкарев, составляя завещание, произносит: «Племяннику моему… Вся моя торговля, фабричное заведение, опричь стен…» Последняя фраза не была понятна ни студентам, ни профессиональным актерам. Ю. Г. Бабаева вместе с ребятами подняла юридические документы того времени, и выяснилось, что в законодательстве, помимо движимого и недвижимого имущества, был имущественный комплекс «фабрика», которым невозможно было распорядиться иначе, как единым имущественным комплексом. То есть дядюшка поступил хитро: из-за фразы «опричь стен» завещание становилось недействительным. Когда В. И. Бочкарев узнал, в чем смысл этой фразы, он был очень удивлен, поскольку изначально считал, что это просто фигура речи.

После коллективной читки пьесы участники проекта посетили спектакль «Сердце не камень» и затем приступили к анализу. Второго ноября состоялся круглый стол, на котором студенты кафедры юриспруденции представили результаты своих исследований. По итогам запланирован выпуск монографии, посвященной историко-правовому анализу общественных отношений, представленных в пьесе. Материалы монографии были переданы ведущим актерам спектакля для оценки ими результатов исследований студентов. В. Г. Зотов, играющий в спектакле роль приказчика Ераста, положительно отозвался о работах будущих юристов, подчеркнув, что «это по-настоящему замечательная идея, поскольку они ведут к пониманию Островского, пониманию глубины его пьес, и это все идет на пользу спектаклю». Занятый в пьесе С. Г. Сошников, комментируя исследования, выразил сожаление, что этой работы не было у актеров в руках в тот момент, когда они разбирали пьесу: «Современные люди живут не только личными отношениями, но активно работают и в юридической, банковской и прочих сферах. Для представления этих сфер в текстах Островского актерам иногда очень не хватает образования и осведомленности конкретно в этих областях. Результаты студенческих исследований помогли бы нам представить ситуации пьесы выпуклее и понятнее для современного зрителя». В. И. Бочкарев предложил включать аспекты, освещенные ребятами в исследованиях, в программку спектакля, «чтобы зрителям было проще понимать А. Н. Островского, ситуации и проблемы, поднятые в пьесах».

Еще одно направление реализации проекта на кафедре юриспруденции – проведение традиционного конкурса эссе, в рамках проекта посвященного цитатам из произведений А. Н. Островского. Студентам в качестве предмета для рассуждения были предложены фразы из пьес драматурга, имеющие философский подтекст, например: «На что богатым людям даны деньги и как богатому человеку проживать их следует, чтобы непостыдно мог стать он перед последним судом», «Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться», «Пока человека не знаешь, так ему и веришь, а как узнаешь про дела его, так по делам ему и цена». В результате отбора по соответствию заданным критериям и системе антиплагиата в конкурсе приняли участие 54 эссе. По оценкам университетского жюри было выделено 12 лучших работ. Из них жюри Малого театра отметило четыре самых оригинальных эссе, и их авторы получили специальные дипломы. Начальник музейно-информационного отдела Малого театра Т. Ю. Крупенникова от имени членов театрального жюри высоко оценила исследования и конкурсные эссе студентов.

 

«Драматургия А. Н. Островского современна, взаимоотношения между людьми, понимание чести, достоинства, любви – все это современно и воспринимается так, как будто мы говорим о людях XXI в. Однако пьесы драматурга бытовые, и они часто насыщены юридическими, финансовыми понятиями, сейчас для нас не близкими. Благодаря исследованиям Университета Правительства Москвы мы сможем правильнее и четче понимать эти произведения и передавать их зрителю. Мы очень надеемся в новом сезоне издать совместно с университетом ряд буклетов, посвященных разбору спектаклей, которые идут на сцене Малого театра».

Т. Ю. Крупенникова,
начальник музейно-информационного отдела Малого театра

 

Магистрантов и аспирантов кафедры финансового менеджмента и финансового права заинтересовала пьеса «Бесприданница». Жизненный опыт дипломированных специалистов и осознанный взгляд на искусство через призму сформированных управленческих навыков позволили участникам проекта не только серьезно погрузиться в сюжет социально-философской драмы «Бесприданница», но и обнаружить в этом произведении многие аспекты актуальных сегодня проблем. Перед тем как провести анализ этой пьесы, было решено не только прочитать текст, но и просмотреть записи спектаклей, поставленных в разные периоды разными режиссерами. В процессе обсуждения увиденного и прочитанного участники проекта под руководством научного куратора – профессора кафедры финансового менеджмента и финансового права И. П. Гладилиной поднимали вопросы финансовой зависимости и независимости, противопоставления мира денег, капитала искренности чувств, честности и нравственной чистоте. Студенты магистратуры и аспирантуры для всех образов драмы «Бесприданница» нашли отзвук в современной реальности, и каждый по-своему, но в едином ключе отметил, как именно характеры героев могут быть воплощены в современных взаимоотношениях. Выпускники аспирантуры 2023 г. подготовили коллективное эссе по ключевым, на их взгляд, цитатам, вызвавшим одновременно и возмущение, и желание обсудить их: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» – звучит в пьесе из уст Паратова. Вторая цитата – «всякому товару цена есть», произнесенная в драме Вожеватовым в адрес Ларисы Огудаловой, вызвала самый живой отклик. Эссе получилось очень глубоким, продуманным, эмоционально тонким, с критическим анализом характеров и ситуаций.

Студенты и преподаватели кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права остановили свой выбор на комедии А. Н. Островского «Таланты и поклонники», в основе которой лежит конфликт между творческим человеком (его талантом, самореализацией) и обществом, которое воспринимает талант потребительски, пренебрегает им. Как и в других произведениях А. Н. Островского, участники проекта увидели ситуации и взаимоотношения, которые можно наблюдать и в современном мире.

В качестве формы реализации проекта кафедра выбрала театрализованное представление. Постановочная группа, в которую вошли студенты направления «Государственное и муниципальное управление» профиля «Социально-культурное развитие мегаполиса», под руководством заместителя заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и истории права М. В. Селеменевой подготовили и показали избранные сцены из пьесы «Таланты и поклонники», иллюстрирующие наиболее значимые проблемы творческой среды. Авторский текст, выступающий комментарием к этим сценам, озвучивали антрепренеры, представшие перед зрителями в образах дельца, романтика, скептика, мецената и резонера.

 

 

Сцены из пьесы «Таланты и поклонники» в исполнении студентов
Университета Правительства Москвы (фото А. Красавина, 2023 г.)

 

Было выделено и разобрано пять основных проблем:

  • зависимость сферы культуры от запросов аудитории;
  • роль знакомств в построении карьеры в сфере культуры;
  • зависть и соперничество в творческой среде;
  • выбор: семья или карьера;
  • компромисс как способ реализации.

Помимо работы на кафедрах, в рамках проекта проводились общеуниверситетские мероприятия. Преподаватели устраивали встречи, посвященные жизни и творчеству драматурга, в формате книжного клуба, создавали библиотечно-выставочные экспозиции.

 

«Мы рассматриваем научно-исследовательский проект как особую форму обучения профессии. Обучение энергией искусства, классики. Наша ключевая задача – воспитать любовь студентов к городу, Отечеству. Уникальность проекта заключается в том, что науку городского управления мы попытались рассмотреть посредством русской литературы. Это дало возможность проанализировать накопившийся за столетия опыт управления городом. Очень важно, что этот проект объединил преподавателей и студентов всего университета в исследовательской деятельности, показал эффективность такого взаимодействия, искренний интерес к проводимому исследованию».

А. А. Александров,
проректор по высшему образованию и молодежной политике
Университета Правительства Москвы

 

Логическим завершением уникального общеуниверситетского научно-исследовательского проекта «Культурный код управления современным городом: наука и искусство. К 200‑летию А. Н. Островского» стал круглый стол, который состоялся 21 марта 2024 г. в Университете Правительства Москвы.

Другие статьи номера