Московский опыт градостроительного развития
Для цитирования: Иванова А. А. Московский опыт градостроительного развития // Вестник Университета Правительства Москвы. 2024. № 2. С. 8–15.
Заместитель директора Института Генплана Москвы, член Экспертного совета при Минстрое Российской Федерации по формированию комфортной городской среды, член Союза московских архитекторов, архитектор
За последние десять лет в Москве кардинально изменились подходы к планированию и развитию городских территорий. В ответ на новые вызовы, продолжающуюся урбанизацию и рост города градостроительная повестка трансформируется. Меняются требования к качеству застройки, формированию общественных пространств, развивается транспортный каркас, увеличивается количество мест приложения труда. Для реализации новых решений разрабатываются масштабные программы для жителей мегаполиса, обеспечивающие синергетический эффект. С одной стороны, происходит реновация жилого фонда и промышленных территорий, развивается метро, МЦД, МЦК, совершенствуются улично-дорожная сеть и маршруты для пешеходов и индивидуального мобильного транспорта. С другой – возникают уникальные общественные объекты, пространства, арт-кластеры. Оба направления вместе нацелены на обеспечение устойчивого развития территорий и создают среду, в которой каждый чувствует себя комфортно и безопасно. На сегодняшний день Москва сама задает тренды и высокие стандарты качества городской среды. Полученный опыт позволяет искать новые оптимальные для города решения и нарабатывать инструменты для их реализации.
Moscow Best Practices of City Planning Development
А. А. Ivanova
Deputy Director of Genplan Institute of Moscow, Member of Expert Council on Creating Comfortable Urban Environment with the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation, member of Union of Moscow Architects, Architect
In the last decade Moscow has seen a dramatic change in approaches toward planning and developing of the city’s territories. In response to new challenges, the unrelenting urbanization and growth of the city the architectural agenda is undergoing a major transformation. The changes are manifest in the quality of construction works, in the shaping of public open spaces, in the development of the transit framework, in the increased numbers of workplaces. For the sake of realizing novel designs large scale programs are being evolved for the citizens of the metropolis that shall provide for synergetic effect. On the one hand, housing renovation and that of former industrial territories is under way, along with extending subway, Moscow Central Diameters, Moscow Central Ring railroads lines, developing the streets and roads network, making pedestrian and individual mobile transport routes. On the other hand, there come about unique public amenities, spaces, art clusters. Both of these are spearheaded at providing sustainable development of territories and create an environment, which is conducive to the feelings of comfort and security. As of today, Moscow sets its own trends and thresholds of the city’s highest quality standards. The acquired track record offers possibilities for exploring new solutions optimal for the city, as well as instruments for their realization.
For citation: Ivanova A. A. Moscow Best Practices of City Planning Development. MMGU Herald, 2024, no. 2, p. 8-15. (In Russ.).
Мегаполисы сегодня стали основной точкой приложения усилий и опорой в поиске решений для преодоления различных вызовов – переменчивого экономического и политического фона, глобального потепления и других. Их развитие занимает значимое место в общемировой повестке. Для Москвы достижение целей устойчивого развития – эффективный инструмент, который позволяет ежегодно повышать уровень качества среды и услуг. Город становится привлекательнее и комфортнее для жизни, которая соответствует всем мировым стандартам, и диктует новые тренды, удовлетворяет все потребности граждан.
В 2023 г. в Москве действовало 13 программ, ориентированных на достижение целей устойчивого развития. На реализацию этих мероприятий было затрачено 95% бюджета, причем 52% расходов пришлись на социальные нужды – развитие систем здравоохранения и образования, меры социальной поддержки населения. Не менее важным направлением стало развитие городской среды, в частности сферы транспорта [2]. Иначе говоря, город активно вкладывал средства в «экономический рост, повышение качества жизни людей, снижение негативного влияния на экологию» [2].
Целый ряд вопросов предопределяет будущие сценарии развития Москвы. Среди них: каков будет прогноз численности населения? Сколько потребуется жилья и какого? Каковы предельные показатели высотности и плотности застройки для разных районов и участков? Как будут развиваться экономика и рынок труда? Какими будут эффективный транспорт и инфраструктура, которые повысят городскую мобильность? За последние десять лет в городе произошло столько изменений, что в градостроительной повестке невозможно их не учитывать.
Любые планы по развитию города напрямую связаны с градостроительным планированием территории. К основным задачам по обеспечению устойчивого развития сегодня можно в первую очередь отнести:
- выявление и формирование новых центров городского развития в срединном и периферийном городских поясах в зонах, прилегающих к новым станциям скоростного внеуличного транспорта;
- развитие транспортного каркаса с созданием современных транспортно-пересадочных узлов для сокращения времени на поездки, упрощения логистики пересадок, с развитием сети районного и местного значения;
- реновацию жилого фонда;
- реновацию и ревитализацию промышленных территорий;
- поиск баланса в распределении мест приложения труда и новых форматов осуществления производственной деятельности;
- использование разнообразных принципов и подходов к планировочным и функциональным характеристикам застройки для разных территорий;
- поиск новых архитектурно-пространственных решений для типовой застройки и разработку требований к их качеству;
- развитие и формирование каркаса общественных пространств, пешеходных маршрутов и маршрутов для движения средств индивидуальной мобильности;
- благоустройство территорий с учетом особенностей каждого места и пространства;
- размещение и поиск новых форматов для объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта;
- выработку новых подходов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в городе;
- интеграцию объектов историко-культурного наследия в жизнь города.
Одной из наиболее значительных программ, связанных с качественными изменениями подходов к планировке и застройке в городе, стала реновация жилого фонда. На первом этапе в программу в основном были включены пятиэтажные дома, которые часто называют «хрущевками». Для периода 1950–60‑х годов была характерна следующая планировочная особенность квартальной застройки. Корпуса зданий размещались торцом по отношению к красным линиям улиц, часто со значительным от них отступом, а на внутриквартальных территориях создавались сады. Требовалось возвести большое количество жилья в короткие сроки, что во многом повлияло на архитектурные решения. Первые этажи домов были жилыми, квартиры – небольшими по площади, лифты отсутствовали. Композиция застройки позволяла создать дворы-сады, но исключала возможность формирования нежилого фронта вдоль улиц.
Многочисленные исследования, как российские, так и зарубежные, сосредоточены на решении задач по организации среды, в которой человек чувствовал бы себя максимально комфортно, а значит, и безопасно. С одной стороны, эти изыскания предопределили, а с другой стороны, подтвердили основные принципы, заложенные в нынешнюю программу реновации.
При новом подходе исключено размещение квартир на первых этажах зданий. В результате застройки с нежилыми первыми этажами жители, с одной стороны, обеспечены всеми услугами первой необходимости (теперь они в шаговой доступности). С другой – такая планировка позволяет осуществлять социальный контроль и обеспечивать безопасность круглосуточно. Квартальная застройка в виде компактных урбан-блоков позволяет четко артикулировать общественные и приватные пространства, создавать уютные и закрытые дворы. Внутриквартальная территория таким образом становится безопасной – в любое время дня и любое время года жители будут чувствовать себя здесь комфортно.
«Ни один единичный архитектурный объект не может поспорить с тем влиянием на облик города, которое оказывает массовая жилая застройка» [3, с. 169]. Неслучайно еще одним требованием к планированию застройки стал поиск новых архитектурно-художественных и объемно-пространственных решений для самих зданий. Разные архитектурные команды приняли участие в разработке предложений по созданию фасадов [1], в том числе в поиске колористических решений, материалов, форм, их сочетания для выделения ярусности и придания объема фасадам. Сама же застройка урбан-блоков разновысотная, что делает силуэт разнообразным и интересным (рис. 1).
Рис. 1. Комплексная застройка жилого квартала по программе
реновации (фото предоставлено автором)
По мнению Мэра Москвы С. С. Собянина, дома, построенные по программе реновации, «одни из лучших в своих районах и по архитектурным решениям, и по планировке, и по качеству выполненных работ. Мы отказались от стандартной застройки и безликих фасадов, чтобы жителям в новых квартирах было комфортно, а облик новостроек радовал глаз» [4].
Более 150 тыс. москвичей уже переехали в новые дома, построенные по программе реновации
За 2017–2023 гг. в рамках реализации программы реновации построено 4,3 млн квадратных метров жилья [4], 8 млн квадратных метров домов находятся в стадии проектирования и строительства. Более 150 тыс. москвичей уже переехали в новые дома, построенные по программе реновации, или находятся в процессе переезда.
Комплексный подход при организации придомовых территорий проявился и в новом тренде на создание безопасного двора без машин. Под дворами организуются подземные паркинги, упорядочивается парковочное пространство на прилегающих к внутриквартальной застройке улицах и проездах. В районах формируется современная городская среда, в которой расширяются тротуары для комфортного и безопасного движения пешеходов, обустраиваются игровые и спортивные площадки, места для спокойного отдыха, выделяются дорожки под движение на велосипедах и средствах малой мобильности.
Городское развитие сбалансировано в том случае, когда заранее продумываются и предусматриваются новые места приложения труда. Для этого анализируются возможные форматы работы и потенциальные отрасли, для которых будут востребованы работники. Например, могут понадобиться коллективные офисы (коворкинги) для людей, занятых на удаленной работе, что потребует создания подобных объектов. Всевозможные службы доставки, использующие средства малой мобильности для передвижения по городу, нуждаются в обширной сети специальных маршрутов и выделенных полосах движения. В ходе планирования мест приложения труда необходимо четко представлять их объем.
Для гармоничного развития территорий важно также соблюдать баланс между размещением жилья и обеспечением территории местами приложения труда. Над выработкой новых стандартов в этой области постоянно работают специалисты, поскольку рынок труда непрерывно меняется и необходимо учитывать различные факторы, в первую очередь, возможности того или иного района с точки зрения транспортного обслуживания и др. Появление новых станций метро, продление действующих линий, создание и запуск Московского центрального кольца, запуск юго-восточной, северо-восточной хорд придали новый импульс развитию городских территорий. «Принципиально новым проектом стали Московские центральные диаметры, обеспечивающие одновременно и пригородногородские, и внутригородские перевозки, с принципиально новым качеством сервиса, что позволяет их называть наземным метро» [5, с. 120].
Комплексное развитие общественного транспорта позволяет с другого ракурса взглянуть на тему создания новых центров в городе. Возникают дополнительные возможности у районов срединного и периферийного поясов, где также появляются уникальные общественно-деловые объекты, формируются новые районные центры и общественные пространства. Кроме реализации задач городского масштаба, в рамках развития транспортного и пешеходного каркаса каждый год строят все больше надземных и подземных пешеходных переходов, чтобы обеспечить связанность территорий.
Создание пешеходных и транспортно-пешеходных мостов стало еще одним направлением работы в последнее время. Москва восприняла идею пешеходного города и одновременно взяла курс на оптимизацию времени, расходуемого при движении на общественном и личном транспорте. Обе концепции требуют устранить сегрегированность городского пространства. В новом прочтении мосты через реку приобретают разнообразные архитектурно-художественные формы, что придает и самой реке, и набережным дополнительную силуэтность наряду с решением утилитарных задач. К примеру, пешеходный мост, который планируется построить на юге Москвы в районе Нагатинский Затон, позволит сократить для жителей путь до станции БКЛ «Нагатинский Затон» почти в три раза.
Важной транспортной и планировочной осью города всегда была Москва-река. Преобразование прилегающих к ней территорий и раскрытие их исключительного потенциала стало еще одной важной задачей для города. Генпланом 1935 г. огромное значение придавалось развитию и формированию набережных вдоль реки как визитной карточке города. «В границах столицы Москва-река по Генплану 1935 г. становилась главной транспортной артерией. Высокие гранитные набережные, появившиеся в центре города, предохраняли берега от затопления. По ним проложили автомобильные трассы, которые по сей день являются важной частью современного транспортного каркаса» [3, с. 145].
В 2014 г. был проведен масштабный международный конкурс проектов развития территорий, прилегающих к реке Москве. Основной его идеей было возвращение реки жителям города, создание взаимосвязанных непрерывных маршрутов и качественных общественных пространств. Москва так же, как и другие мировые столицы, в свете существующей экологической повестки пересмотрела значение реки для города и ее рекреационный потенциал.
С 2015 г. началась реализация комплексной программы развития, предусмотренной до 2035 г. Результаты конкурса стали основой для освобождения большого количества промышленных территорий, размещения жилых и общественно-деловых комплексов вдоль набережных, формирования прибрежных парковых зон и маршрутов. Среди ярких примеров – создание разнообразных зон для отдыха у воды в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького.
Функция набережной в парке была почти утрачена в течение 1980–1990‑х гг. Создание пешеходной зоны от Крымского моста на участке Крымской набережной вдоль Новой Третьяковки (рис. 2) позволило вдохнуть новую жизнь в парк Музеон, а сама локация стала еще одним центром притяжения горожан и гостей столицы.
Рис. 2. Благоустроенная Крымская набережная возле Новой Третьяковки
(фото А. Сивова, 2024 г.)
Интегрирование реки в новые комплексные градостроительные проекты, такие как территория бывшего завода АМО ЗИЛ, способствует появлению новых востребованных городских пространств (рис. 3). Наряду с размещением современного жилья и общественно-деловой застройки здесь в качестве ключевого решения предложено создать вдоль набережной Марка Шагала уникальные маршруты и пространства для мероприятий с разнообразными аттракторами.
Рис. 3. Территория бывшего завода АМО ЗИЛ с набережной
Марка Шагала и застройкой (фото предоставлено автором)
Проект благоустройства участка от проспекта Лихачева в сторону улицы Лисицкого был разработан бюро «Меганом», а следующий за ним участок, включая затон Новинки, был включен в концепцию, разработанную в 2018 г. Институтом Генплана Москвы совместно с архитектурным бюро ASADOV. Данный проект предусматривал новые маршруты для бега, оздоровительной ходьбы, движения на велосипедах вдоль набережной. Все предлагаемые траектории связывались с первым, ранее благоустроенным участком. Кроме того, в рамках концепции предполагалось создать уникальные прибрежные объекты – парк у воды с площадками для проведения различных городских мероприятий, сад на воде со специально подобранными видами растений и бассейновый комплекс.
В 2000‑е гг. многие промышленные предприятия прекратили свою работу и превратились в заброшенные объекты, которые быстро стали местами притяжения асоциальных элементов общества. Решение о ревитализации бывших промышленных территорий позволило Москве по-новому взглянуть на промзоны и создать интересные для жителей локации как в центральной части города, так и за пределами исторического центра. Нередко пространства прежних фабрик и заводов имеют значительные площади, и этот их ресурс позволяет осуществлять кластерный подход к застройке. Таким путем была переосмыслена территория вышеупомянутого бывшего завода АМО ЗИЛ и нескольких других. Творческий кластер – Центр современного искусства «Винзавод» – появился на месте бывшего завода «Московская Бавария», а рядом с ним, на месте завода «Манометр», – Artplay (рис. 4), где разместились многочисленные студии архитектуры и дизайна. «Дизайн-завод «Флакон» создан на базе бывшего хрустального завода имени Калинина.
Рис. 4. Территория Artplay (фото Н. Падалко, 2020 г.)
Промышленные здания второй половины XIX – начала XX в., выполненные в так называемом краснокирпичном стиле, стали пространствами для выполнения принципиально новых функций. Между тем предприятия советского времени подлежали более серьезному переосмыслению. В качестве примеров можно привести «Красный Октябрь» и названный выше Центр современного искусства «Винзавод»,
к работе с которыми приступили еще в начале 2000‑х гг. На территории «Винзавода» имелись ценные исторические объекты, в которых сохранились оригинальные интерьеры, а их масштабные пространства были перекрыты разными по конфигурации сводами. Потребовалась долгая и кропотливая работа по их приспособлению к выставочной деятельности. Новое прочтение получила и территория внутреннего двора, превратившись в продолжение экспозиции с арт-объектами и элементами уличного стрит-арта.
Сегодня «Винзавод» вышел за свои исторические пределы: стены и заборы вдоль улиц, идущих от него и от центра Artplay до Курского вокзала, расписаны лучшими художниками. Их произведения «перепрограммировали» еще вчера казавшуюся запущенной и небезопасной городскую среду. Синергетический эффект от концентрации разных резидентов – представителей различных, но взаимодополняющих отраслей – на одной площадке положительно сказывается и на городской экономике.
Москва обладает большим историко-культурным потенциалом – в ее центральной части сконцентрированы объекты культурного наследия. Это еще один вызов для градостроителей, поскольку работа с городской архитектурой такого рода всегда трудоемкая и финансово затратная. Подлинные исторические здания и пространства обладают бесценным для города ресурсом. Одной из знаковых культурных площадок стала ГЭС‑2. Кроме непосредственно реконструкции старинной электростанции, вся прилегающая территория была благоустроена, превратившись в новый городской центр искусства с городским арт-объектом, расположенным на Болотной набережной.
Наряду с вышеперечисленными программами в городе реализуется комплекс мероприятий по благоустройству общественных пространств и созданию новых мест для отдыха и досуга горожан. Создание парка «Зарядье» (рис. 5) в историческом центре города стало смелым, принципиально важным шагом, который подтвердил то, что Москва умеет реализовывать эффективные, ориентированные на жителя проекты.
Рис. 5. В парке Зарядье (фото Н. Падалко, 2021 г.)
«В 2012 г. в ходе своего визита в Зарядье президент страны Владимир Путин предложил мэру Сергею Собянину разбить на территории парк. В 2017 г. его открыли к 870‑летию столицы. Так город продемонстрировал, какие ценности для него действительно стали важными» [3, с. 157]. До недавнего времени было просто невозможно представить, что на самой дорогостоящей и привлекательной по расположению и значению городской земле появится общественное озелененное пространство. Сегодня «Зарядье» – единственный в своем роде объект не только столичного, но и общефедерального уровня, что еще раз подтверждает верность принятого решения. В 2023 г. в парке побывало почти 12 млн человек, не только жителей города, но и туристов. Территория, разбитая в непосредственной близости от реки Москвы, дополнила водно-зеленый городской каркас. Здесь представлены различные по назначению и архитектурно-художественному исполнению уникальные объекты, включая грандиозный концертный зал, вписанный в структуру искусственного рельефа парка.
Москва умеет реализовывать эффективные, ориентированные на жителя проекты
Все мероприятия по созданию маршрутов вдоль набережной реки Москвы, постройка и обновление (актуализация) спортивных объектов – часть городской повестки в сфере оздоровления горожан и развития массового спорта. На территории спортивного комплекса «Лужники» сформирована разнообразная спортивная инфраструктура, обустроены пространства для спорта и отдыха, организованы беговые, велосипедные и пешеходные маршруты. При работе над территорией ряд объектов советской эпохи прошел реновацию, также в планировочную композицию существующей застройки были включены и новые оригинальные объекты.
Кроме благоустройства парков в центральной части города, в рамках реализации программы «Мой район» районные парки обрели второе дыхание. Здесь созданы новые игровые и спортивные площадки, места для проведения мероприятий локального уровня, проложены разнообразные маршруты для активного и спокойного отдыха, оборудованы площадки для пикников и подходы к водоемам.
Иное прочтение и переосмысление получили и некоторые городские улицы, превратившись в комплексные общественные пространства. «В 2014 г. стартовала программа «Моя улица». Это был первый шаг в решении беспрецедентной по масштабу задачи – изменения самой философии города: десятилетиями бывшие исключительно транзитом улицы предстояло переформатировать в общественные пространства» [3, с. 181].
Упорядочение парковочных мест, расширение пешеходных зон, создание выделенных дорожек для велосипедистов, оборудование мест отдыха, размещение в первых этажах зданий ресторанов, кафе, магазинов – все это кардинально преобразило московские улицы. Их транзитная функция была дополнена возможностью с комфортом прогуливаться между разными городскими объектами и пространствами, получая эстетическое удовольствие.
Помимо планировочных мероприятий, на улицах была проведена замена воздушных коммуникаций на подземные, высажены деревья-крупномеры. У станций метро были снесены торговые палатки, а на их месте установлены унифицированные объекты мелкорозничной торговли. Были приведены в порядок вывески, рекламные и информационные конструкции. Появилась единая система навигации, позволяющая и горожанам, и туристам легко ориентироваться в пространстве города. Каждый средовой элемент занял свое место, способствуя формированию целостного и узнаваемого образа той или иной территории. Такой подход к планированию и благоустройству городской среды позволяет даже в масштабах мегаполиса создавать единое городское пространство, ориентированное на пешеходов.
Город – сложный живой организм. Сбалансированное распределение всех имеющихся ресурсов способствует его устойчивому развитию. Сегодня в Москве создана масса возможностей и для продуктивной работы, и для жизни, и для отдыха. Прорабатываются новые механизмы и инструменты для реализации проектов, обсуждаются вопросы, связанные с совершенствованием нормативной градостроительной базы. Вместе с тем сохраняется ощущение, что еще многое предстоит сделать, а значит, в городской среде российской столицы продолжат появляться новые высококачественные управленческие решения.
Информационные источники
- Гук Т. Н. Москва сегодня: тренды в градостроительном планировании // Вестник Университета Правительства Москвы. 2021. № 1. С. 19–22.
- Собянин: Расходы социальной направленности составляют 52 процента бюджета Москвы // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. 14.08.2023. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/16299/9883050 (дата обращения: 21.05.2024).
- Москва: проектирование будущего. М.: Змеул А. А.; Музей Москвы, 2021. 291 с.
- Собянин С. С. Программа реновации. Итоги и планы на 2024 г. // Сергей Собянин. Личный блог: [сайт]. URL: https://www.sobyanin.ru/programma-renovatsii-itogi-i-plany-na-2024 (дата обращения: 21.05.2024).
- Московское метро. Т. 1: Сеть / Анна Броновицкая, Александр Змеул, Наталья Мурадова [и др.]; Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. М.: Институт Генплана Москвы, 2020. 130 c.
References
- Guk T. N. Moscow Today: Trends in Town-building Planning. MGUU Herald, 2021, no. 1, pp. 19-22. (In Russ.).
- Sobyanin: Socially Targeted Expenditures Amount to 52% of Moscow Budget. The Mayor and Government of Moscow official portal: [website], 14.08.2023. Available at: https://www.mos.ru/mayor/themes/16299/9883050 (accessed: 21.05.2024). (In Russ.).
- Moskva: Proektirovanie Budushhego [Moscow: Planning the Future]. Moscow: Zmeul A. A. Publ.; Museum of Moscow, 2021. 291 p. (In Russ.).
- Sobyanin S. S. Renovation Program. Results and Plans for 2024. Sergey Sobyanin. Personal blog: [website]. Available at: https://www.sobyanin.ru/programma-renovatsii-itogi-i-plany-na-2024 (accessed: 21.05.2024). (In Russ.).
- Bronovitskaya A., Zmeul A., Muradova N. [et al.], City of Moscow Committee of Architecture and City Planning. Moscow Subway. Vol. 1: Network. Moscow: Genplan Institute of Moscow, 2020. 130 p. (In Russ.).
Другие статьи номера