Открытое образовательное пространство Университета Правительства Москвы
Для цитирования: Журихин С. А. Открытое образовательное пространство Университета Правительства Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. 2023. № 2. С. 46–49.
Проректор по повышению квалификации Университета Правительства Москвы
Сегодня многие заинтересованы в обучении новым навыкам, которые позволяют развиваться в профессиональном отношении. Трудности, возникающие в условиях стремительно меняющегося мира, для многих стали сигналом к обновлению универсальных, личностных компетенций. Можно обозначить четыре тренда в среде дополнительного образования, которые будут актуальны в ближайшие пять-семь лет, – доступность знаний, гибкие формы обучения, адаптивность обучения, онлайн-форматы образования. В период пандемии Университет Правительства Москвы запустил концептуально новый онлайн-проект – «Открытое образовательное пространство». На его платформе размещены бесплатные и доступные каждому желающему образовательные курсы, которые включают в себя обучающие материалы в форматах вебинаров, интервью, подкастов и предоставляют возможность получать обратную связь от экспертов. У команды проекта строгие требования к отбору экспертов, так как главная цель «Открытого образовательного пространства» – обеспечивать слушателей качественными знаниями, которые помогут им быть более адаптивными и более счастливыми людьми.
The Open Educational Space of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University
S. A. Zhurikhin
Vice-Rector of Professional Development of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University
Many Russian citizens are quite keen on acquiring new skills that boost professional development. The challenges that are building up as the world is rapidly changing have for many become a signal to upskill universal personal competences. Four distinct trends can be identified in the complimentary education domain, which will dominate in the next five to seven years – easily available access to knowledge, flexible education forms, adaptivity of learning, educational online formats. During the recent pandemic Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University launched a conceptually novel online project – Open Educational Space. Free, easily available to any willing individual educational courses were uploaded to its platform, and included instruction materials in webinars, interviews, podcasts format, also offering opportunities of expert feedback. The project’s teem has rigorous requirements to the choice of experts since the goal of the Open Educational Space is to provide quality knowledge to its students enabling them to become more adaptive and happier individuals.
For citation: Zhurikhin S. A. The Open Educational Space of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. MMGU Herald, 2023, no. 2, pp. 46-49. (In Russ.).
В XXI в. мы сталкиваемся с постоянно возрастающим спросом на доступное образование для взрослых. Все больше людей хотят приобретать новые знания, улучшить свои навыки и перейти на новые карьерные позиции. Многие заинтересованы в обучении навыкам, помогающим адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.
Можно обозначить несколько основных трендов доступного образования для взрослых в период до 2030 г. Первым и самым важным является тренд доступности знаний. Сегодня многие взрослые люди не имеют возможности посещать учебные заведения из-за высокой трудовой занятости или финансовых ограничений. С развитием информационных технологий должна появиться устойчивая возможность обучаться в открытых форматах, получая качественные знания бесплатно.
На втором месте находится тренд гибких форм обучения. В будущем гибкие формы обучения станут основой для построения траекторий развития. Онлайн-курсы, вебинары и тестирование в режиме реального времени дают слушателям возможность обучаться, даже если у них ограничено время или они не могут посещать образовательные учреждения.
На третье место следует поместить тренд адаптивности обучения. Вариант адаптивного обучения становится все более популярным, особенно в сфере приобретения новых навыков. Учебные заведения всегда будут предлагать типовую учебную программу, но практика адаптивного обучения показывает, что следует учитывать индивидуальные потребности и уровень знаний слушателя. Это способствует большей включенности и повышению мотивации слушателей.
На последнем месте – тренд онлайн-форматов образования, который приобретает все большее распространение. Изначально набрав популярность в условиях пандемии COVID‑19, онлайн-форматы стали очень востребованы сегодня. Они общедоступны и позволяют получать базовое образование в любое время и из любой точки мира. Для того чтобы слушатели приобретали максимальную пользу от онлайн-обучения, учебные заведения должны предоставить им доступ к высококачественным материалам и курсам, которые соответствуют их интересам и требованиям.
Университет Правительства Москвы, как и многие другие учебные заведения, нашел в онлайн-форматах эффективный способ поддержки рабочих процессов в начальный период пандемии коронавируса. В марте 2020 г. Университет Правительства Москвы запустил серию вебинаров ДОМ – «Делаем офис мобильным», которые стали ответом на новые вызовы, связанные с самоизоляцией и переходом к удаленной работе в первую волну пандемии. Целевая аудитория проекта включала государственных гражданских служащих города Москвы, сотрудников подведомственных организаций, руководителей разных уровней и сотрудников федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
Все обучающие вебинары были сфокусированы в трех направлениях:
- познакомить с инструментами, позволяющими эффективно работать из дома;
- задать правильный психологический настрой: работать из дома эффективно вполне реально;
- помочь руководителям организовать удаленную работу подразделения.
Выбранная тематика оказалась востребована и у сотрудников университета, и у руководителей государственных корпораций. С тех пор проект «Образовательное пространство» стал одной из самых динамично развивающихся площадок онлайн-обучения в Рунете. Здесь пользователям предложены бесплатные вебинары, проводимые экспертами-практиками разных профессий – от создателей городских проектов и профессоров вузов до врачей и бизнес-тренеров.
За три года количество пользователей проекта увеличилось более чем в пять раз, а количество просмотров – до 1,7 млн. Так проект ДОМ трансформировался в «Открытое образовательное пространство». На сайте проекта доступно более 400 онлайн-занятий на разные темы, в числе которых – городское развитие, карьера, психология, бизнес, воспитание, профориентация детей и подростков, здоровье и технологии будущего.
Проект «Образовательное пространство» стал одной из самых динамично развивающихся площадок онлайн-обучения в Рунете
Сегодня университет перешел к масштабированию проекта с учетом клиентоцентричного подхода. Платформа дает всем желающим возможность доступно, бесплатно и в любое удобное время овладеть знаниями и познакомиться с опытом широкого круга руководителей столичных проектов, преподавателей вузов, врачей и практикующих экспертов. Кураторы проекта, выбирая спикеров, проверяют их на соответствие ряду заданных критериев, которые позволяют обеспечить содержание высокого качества. В первую очередь важно, чтобы спикер обладал знаниями и навыками уровня эксперта в конкретной области, связанной с темой выпуска. Важны уверенный и убедительный тон, ясная и четкая речь, умение объяснять сложные концепции и идеи простым языком так, чтобы их могли понять даже неопытные участники. Кроме того, спикер должен уметь поддерживать контакт с аудиторией и мотивировать слушателей к действиям. Для него важна способность адаптироваться к различным типам аудитории и ее потребностям, поддерживать внимание аудитории в течение всего времени эфира. Профессионализм, ответственность и уважительное отношение к участникам – эти качества также очень важны при выборе спикеров. Помимо сказанного, создатели проекта оценивают готовность спикера к адекватной обратной связи и поддержанию связи с участниками после вебинара.
Первостепенные задачи команды «Открытого образовательного пространства» – разработка платформы знаний и тщательный отбор новых тем и спикеров, выход на новые каналы коммуникации для привлечения и удержания большей аудитории. Важными векторами развития проекта являются расширение тематических направлений, охватывающих управление городом, и увеличение интенсивности коммуникаций в новых форматах со слушателями. Разработчики стремятся повышать индекс лояльности к продукту и уровень удовлетворенности целевой аудитории, предоставляя слушателям наиболее полезную и актуальную информацию, обеспечивая новыми знаниями. Еще одна существенная задача, которую ставит перед собой команда «Открытого образовательного пространства», – расширение географии проекта, чтобы к нему подключились пользователи со всей России и из стран-партнеров.
В настоящее время среди новых форматов проекта – интервью, подкасты, мероприятия в виртуальной реальности. Разработчики планируют выводить проект на новые площадки. Уже освоены Rutube, Telegram, «Яндекс.Музыка», Mave, СберЗвук, что позволяет привлекать новую аудиторию и расширять охват слушателей.
Поскольку в «Открытом образовательном пространстве» все курсы, лекции и дополнительные материалы доступны онлайн 24 часа в сутки семь дней в неделю на любом устройстве, и каждый желающий имеет возможность получать знания в любое время и в любом месте, независимо от рабочего расписания и своей географической локации. Записи всех эфиров сохраняются в базе, поэтому всегда можно вернуться к интересующей теме и посмотреть занятие в подходящий момент.
В «Открытом образовательном пространстве» все курсы, лекции и дополнительные материалы доступны онлайн 24 часа в сутки семь дней в неделю на любом устройстве
В работе над платформой задействована команда экспертов в самых различных направлениях, поэтому большинство пользователей найдут для себя тему, которая им наиболее интересна, и могут начать свое продвижение к новым знаниям и достижениям. Платформа Университета Правительства Москвы также содержит онлайн-курсы, посвященные различным технологиям и новым профессиям, чтобы помочь будущим профессионалам и тем, кто решил поменять сферу деятельности, найти занятие по душе.
Сама платформа довольно проста в использовании и имеет удобный интерфейс. Пользователь может просматривать наборы курсов, выбирая для себя наиболее подходящие. Для удобства иностранных граждан названия курсов доступны на различных языках. Каждый курс состоит из уроков, которые содержат видео, текстовые материалы и тесты, позволяющие слушателю проверить свои знания по окончании обучения.
Вебинары не претендуют на то, чтобы заменить полностью традиционную учебную программу. Однако они могут быть полезным дополнением к основной программе обучения и дать дополнительные знания и навыки при выборе специальности или при планировании повышения квалификации.
Состав основной аудитории «Открытого образовательного пространства» сегодня:
- государственные гражданские служащие Москвы и сотрудники подведомственных учреждений (35%);
- руководители и сотрудники федеральных, региональных органов власти и государственных корпораций (25%);
- образовательный сектор – школьники старших классов, абитуриенты, студенты, учителя, преподаватели, стажеры Правительства Москвы, методисты и другие сотрудники отрасли (20%);
- HR-сектор – менеджеры, кадровые специалисты, руководители и специалисты по обучению персонала, HRBP (5%);
- другие профессионалы.
Такое разнообразие пользователей проекта позволяет косвенно судить о том, что команде проекта действительно удается решать задачу по предоставлению хорошо систематизированного, полезного, актуального и оригинального материала, охватывающего широкий спектр тем.
Для всех пользователей проекта созданы телеграм-каталог с поиском выпусков вебинаров по названию и спикеру и телеграм-канал, который своевременно оповещает подписчиков о том, когда они могут посмотреть выпуск в реальном времени, задать вопрос спикеру и принять участие в розыгрыше книг из брендированной библиотеки Университета Правительства Москвы – изданий по психологии, об управлении проектами и людьми, городском планировании и бизнесе.
Занятия в «Открытом образовательном пространстве» интерактивны. Слушатели могут обратиться с вопросами к эксперту по ходу обучения и быстро получить ответ, могут участвовать в обсуждении интересующих тем. На каждом вебинаре разыгрываются подарки для активных участников, книги из библиотеки Правительства Москвы по таким темам, как психология, управление проектами, управление персоналом, городское планирование и бизнес.
Благодаря работе динамично развивающейся платформы «Открытое образовательное пространство» актуальный опыт и уникальные знания экспертов-практиков становятся доступными широкой аудитории, и каждый может открыть для себя новый путь к успеху.
Другие статьи номера