Световое оформление – часть городской среды Москвы

Световое оформление – часть городской среды Москвы

Для цитирования: Черняк М. А. Световое оформление – часть городской среды Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. 2024. № 2. С. 23–29.

М. А. Черняк

Генеральный директор ООО «Комплексное решение», руководитель московского отделения Союза дизайнеров России, вице-президент Ассоциации «Гильдия профессионалов ландшафтной индустрии»

В середине 1990‑х гг. в Москве началась направленная работа по улучшению облика города в вечернее время. Власти стремились придать улицам, площадям, мостам такой внешний вид, который был бы сопоставим с впечатлением, какое столица производит на горожан и приезжих днем. Первая программа по совершенствованию городского освещения стартовала в 1994 г., фасады многих зданий впервые получили художественную подсветку. В 2008 г. была развернута многолетняя программа по созданию единой светоцветовой городской среды, в которой гармонично сочетаются все виды наружного освещения. В 2013 г. была принята концепция светового оформления, чтобы обеспечить эмоционально комфортную атмосферу в Москве в осенне-­зимний период, снизив негативное воздействие нехватки дневного света на жителей. В подходах к декоративному и праздничному освещению столицы фокус внимания был переведен с монументальных архитектурных форм на горожанина, его интересы и потребности. Сегодня качество и красота светового оформления Москвы признаны во всем мире, а сохранение сбалансированного эстетичного облика городской среды – по-прежнему одна из важнейших задач для российской столицы.

Lighting Design – Part of Moscow Urban Environment

M. A. Chernyak

Director General of “Complete Solution”  LLC, Head of Moscow Branch of Designers of Russia Union, Vice-President of “Professional Landscape Industry Guild”

In mid-1990s there began purposeful efforts aimed at improving the city image of night-time Moscow. The city authorities were trying to give the city’s streets, squares, bridges the kind of appearance that would be similar to the impression the city produced on its citizens and visitors during the day-time. The first program of improving the city lighting was kicked off in 1994, when for the first time ever many city’s facades received artistic landscape design. In 2008 a yearslong program was launched to create a uniform light-and-color environment in the city, where all kinds of outside lighting would be in harmonically in concert. In 2013 a concept of lighting design was adopted in Moscow in order to provide emotionally comfortable atmosphere in the city during the autumn and winter times, lowering the negative effect of daylight deficiency on citizens. In our approaches to decorative and festive lighting of the Capital the focus has been shifted from monumental architectural forms towards the citizen, his interests and needs. Today the quality and beauty of Moscow’s lighting design are renowned the world over, while keeping a balanced esthetic image of the urban environment still remains one of the high-order tasks for the Russian Capital.

For citation: Chernyak M. A. Lighting Design – Part of Moscow Urban Environment. MMGU Herald, 2024, no. 2, p. 23-29. (In Russ.).

 

Работа над созданием эстетичного облика городской среды всегда была одним из важнейших направлений в развитии инфраструктуры города. Однако именно в последние годы особое внимание уделяется вопросам светового оформления. Световой дизайн является объединяющей силой, способной превратить пестрый калейдоскоп образов в целостный сбалансированный ансамбль.

Эстетически грамотно выстроенное пространство столицы – это зеркало, отражающее прогресс в экономическом и культурном развитии страны. Однако единство и узнаваемость облика города – это еще и огромный творческий путь переосмысления главных приоритетов и целей в оформлении городской среды. Результат усердного труда архитекторов, художников, дизайнеров и инженеров-­строителей, направленного на улучшение жизни горожан.

За красотой архитектурно-­художественного оформления стоит колоссальная работа не только людей творчества, но и организаторов – городских властей, которым необходимо сохранить баланс между эстетикой и утилитарностью городской архитектуры и инфраструктуры.

К тому, что сейчас видят жители и туристы, Москва шла тридцать лет. Столица шаг за шагом создавала систему подходов к световому оформлению городской среды, фактически используя свою территорию как поле для эксперимента. Выработанную систему решений следует транслировать на всю страну, так как ее положительное воздействие на облик города признают и российские регионы, и мировое сообщество. Москву считают одним из самых красиво и удачно оформленных с точки зрения идеологии городов земли.

В формировании эстетики и идентичности городских территорий участвуют несколько факторов. Монументально-декоративное искусство наполняет смыслами то или иное место. К нему присоединяются колористика зданий, оформление фасадов, внешнее освещение, гидропластические и ландшафтные решения, остекление. В XX – начале XXI в. в управлении внешним обликом города на первый план периодически выступал то один, то другой элемент. Пожалуй, заметнее всего в облике Москвы проявилась работа над городским освещением.

В 1990‑х гг., несмотря на трудное для страны время, московское правительство уделяло внимание внешнему виду российской столицы. В 1993 г. было утверждено постановление «Об улучшении светового оформления города», а в 1994 г. принята «Генеральная схема светоцветового оформления города и мероприятия по ее реализации» [1]. На основании этих документов стартовала программа по модернизации городского освещения, и появились первые проекты по архитектурно-художественному освещению фасадов. В центральной части города здания, в первую очередь исторические, впервые начали массово декорироваться вечерней и ночной подсветкой. До этого момента только отдельные сооружения и памятники архитектуры освещались по ночам – Московский Кремль, собор Василия Блаженного, сталинские высотки, гостиница «Россия», Главное здание МГУ на Ленинских горах и ряд других. В то время российским специалистам не хватало опыта светового дизайна, поэтому приходилось самостоятельно отыскивать приемы и подбирать новые средства светового оформления [8].

Системный подход Мэрии Москвы оказал огромное влияние на реализацию долгосрочных программ по модернизации освещения городских территорий, программ архитектурной подсветки зданий и праздничного оформления города. Был дан толчок к стремительному развитию оформления городского пространства. Основное внимание в тот период было направлено на зоны особого городского значения, магистральные трассы, площади города и мостовые сооружения. Главная задача состояла в том, чтобы создать яркое, запоминающееся впечатление от столицы у гостей из других городов и стран, что, безусловно, было актуально для того периода.

К началу XXI в. в Москве уже несколько сотен городских объектов были художественно освещены. Проделанная работа оказалась бесценной для накопления практического опыта.

Москва, несомненно, имела узнаваемый дневной облик, но ей явно недоставало целостного вечернего пейзажа. Поэтому следующим важным шагом в развитии светового оформления столицы стала Концепция единой светоцветовой среды города Москвы [3]. В документе 2008 г. впервые была изложена идея «комплексного взаимоувязанного применения» функционального, архитектурного, ландшафтного освещения, праздничной иллюминации и рекламы. Согласно концепции, светоцветовая среда города понималась как «среда, образованная в вечерне-ночное время освещенными территориями и объектами, светящими фасадами, цветом света средств освещения, их отражениями от водных и иных поверхностей». Теперь главной задачей было создание гармоничного светового пространства в вечернее и ночное время суток.

Москва – особенный город: ее отличают монументальная знаковая архитектура, широкие дорожные трассы (проспекты, мосты). Поэтому те световые решения, которые прекрасно смотрятся в обычных небольших европейских городах, в большинстве случаев российской столице не подходят изначально – они теряются в ее масштабах. В рамках Концепции единой светоцветовой среды города российские специалисты создали собственные предложения по совершенствованию и развитию освещения исторического ядра, срединной и периферийных зон Москвы. Эти части светоцветовой среды города рассматривались как целое, где должна быть достигнута гармония.

Концепция вобрала в себя градостроительный опыт советского периода, который был адаптирован к реалиям 2009 г. Так, практика предыдущих десятилетий диктовала для определенных городских зон особого значения и магистралей учитывать заданные стандарты высот и форм декорирующих элементов, определенную колористику.

 


Цвета российского флага в световом оформлении (фото предоставлено автором)

 

Концепция вобрала в себя также опыт 1990‑х гг. – в тот период проекты праздничного оформления были рассчитаны на два, три, пять лет. Концепция единой светоцветовой среды 2008 г. была создана с расчетом на 20 лет реализации. Этот документ – нечто большее, нежели представление о городском освещении, о функциях светового оформления. Концепция задала идеологию и эстетику городской среды в вечернее и ночное время. На ее основе был составлен календарный план работы освещения в праздничные дни. Были определены:

  • основные характеристики и границы светоцветового зонирования территорий города;
  • объекты приоритетного формирования светоцветовых ансамблей, перспектив и панорам;
  • формы и методы сочетания архитектурного, утилитарного и воскресного освещения, световой рекламы и световых коммуникаций для формирования оптимальной гармоничной светоцветовой среды;
  • формы и методы координации деятельности различных организаций, занятых в формировании светоцветовой среды, в том числе функции и порядок работы новой структуры – межотраслевого координационного совета [2].

Примечательно, что благодаря концепции началось постепенное вытеснение изобильной световой рекламы за пределы Бульварного, а затем и Садового кольца.

Переломный момент в развитии наружного освещения Москвы пришелся на 2013 г., когда была принята Концепция светового оформления города в осенне-зимний период. Суть документа состояла в том, чтобы за счет декоративного вечернего и ночного освещения сделать более приятным пребывание в городе в то время года, когда продолжительность светового дня мала, – она почти вдвое короче, чем в летние месяцы. Уровень инсоляции снижается в 7–8 раз, и значительно возрастает уровень сезонной депрессии у населения. Теперь в приоритете был житель столицы, а во главу угла новой концепции поставлено повышение качества его жизни.

Надо отметить, что в 1980‑е и 1990‑е гг. Москва уже выработала эффективные подходы к праздничному оформлению в осенне-зимний период и благодаря им смотрелась эффектно. Однако по сравнению с нынешними временами все решения имели схожий монументальный характер. В 2008 г. концепцией единой светоцветовой среды было определено зонирование территорий. Например, были выделены зоны панорамного вида. Людей, подъезжавших к историческому центру города на общественном транспорте или на личном автомобиле, должны были встречать впечатляющие виды Москвы. Вместе с тем знаковые сооружения, связанные с идеей национальной идентичности, такие как Московский Кремль, праздничной подсветкой не украшались. В их световом оформлении уместно было применять государственную символику.

Новая концепция 2013 г. подразумевала, во‑первых, распространение светового оформления по всей территории Москвы, причем с фокусом на жителя-пешехода [4]. Во-вторых, что особенно важно, во всех районах города должен был быть обеспечен постоянный режим функционирования такой подсветки осенью и зимой.

Впервые был введен термин «декоративная иллюминация», которым обозначается привлекательное, постоянно действующее художественно-декоративное оформление городского пространства светом. Декоративная иллюминация не имеет тематической направленности – она служит световым каркасом для праздничного освещения. Светоцветовой палитрой и архитектоникой она увязывает архитектурное освещение фасадов и другие виды светового оформления города в гармоничную световую среду. Благодаря уже существующим энергосберегающим технологиям подход удалось внедрить в практику по всей Москве так, чтобы декоративное освещение работало и в будни, и в выходные дни.

 


Световой тоннель – арт-объект в рамках проекта оформления
Бульварного кольца (фото предоставлено автором)

 

В соответствии с концепцией 2013 г. праздничное оформление в центральной части города должно было быть реализовано с акцентом на пешеходные улицы, бульвары. Основная цель – возрождение прогулочных зон для жителей и гостей столицы.

Комплексный подход в проектировании декора каждой отдельной улицы и маршрутов для прогулок впервые позволил создать праздничную атмосферу в европейском стиле с ориентиром на пешехода. Некоторые световые решения, смонтированные к зимнему сезону, были сохранены и украшают улицы в течение всего года.

 


Постоянное декоративное освещение на Никольской
улице (фото предоставлено автором)

 

Для зеленых массивов рекреационных зон, бульваров и скверов была создана подсветка с использованием светодиодных прожекторов с RGB-модулями, которая теперь функционирует круглогодично. В новогодние праздники эффект усиливается добавлением украшения в виде гирлянд.

В 2013 г. также стартовала большая программа под руководством Н. А. Сергуниной «Путешествие в Рождество». Первые площадки имели вид небольших ярмарок, устроенных на городских площадях (например, на Манежной площади) [6]. Но уже к 2016 г. при проектировании любой общественной территории в план сразу закладывались определенные мощности, которые позволяли легко и быстро создавать любое световое оформление на праздники. В следующие годы в рамках концепции для осенне-зимнего периода появлялись новые элементы средового светового дизайна для мест проведения культурно-массовых мероприятий столицы.

Постепенно территория Москвы превратилась в инновационную опытную площадку, на которой опробуются передовые решения, приемы и методы светодизайна, как отечественные, так и разработанные в других странах. Идеи, с которыми раньше можно было познакомиться только на биеннале и выставках, теперь стали доступны всем. Так, в 2016 г. ключевым элементом в праздничном оформлении была полностью оригинальная дизайнерская находка компании «Комплексное решение». Была создана объемная наземная конструкция в виде цифр, обозначающих порядковый номер наступающего года, в котором ноль символизировал «вход», «портал» в новый год. Идея привлекла большое внимание специалистов по городскому световому дизайну и властей других российских городов. Данный элемент декора в ежегодно обновляемом виде продолжает использоваться и в Москве, и в регионах.

 


«2018» – ключевая новогодняя конструкция с указанием
наступающего года (фото предоставлено автором)

Территория Москвы превратилась в инновационную опытную площадку, на которой опробуются передовые решения, приемы и методы светодизайна

В 2017 г. московские власти приняли решение фундаментально проработать эстетику единой светоцветовой среды. Были отобраны магистрали, подчеркивающие структурные особенности города, которые нужно было выделить средствами светового дизайна. На этих «направляющих» светового каркаса монтировались авторские декоративные световые изделия, специально придуманные для Москвы. Вытянутая в пространстве композиция создавала у того, кто едет по дороге, иллюзию плавного перетекания одной формы в другую. В изделиях в виде фужеров с пузырящимся шампанским движущиеся вверх «пузыри» придавали легкость всей форме, которая в действительности была весьма внушительной: высота фужера составляла 6 м, а диаметр – 3 м. Набережные декорировались конструкциями в виде люстр со струящимися вниз подвесками в стиле люстр Большого Кремлевского дворца.

 

 

«Фужеры с шампанским» и «люстры» на набережной –
элементы светового каркаса Москвы (фото предоставлены автором)

 

Особую роль стало играть зонирование городского пространства с фокусом на горожан и гостей столицы, передвигающихся пешком. Так, в сравнении с периодом до 2012 г. в Москве значительно увеличилось количество открытых площадок, на которых проводятся городские культурно-массовые мероприятия – фестивали – различной тематики. Год от года роль таких городских событий в жизни города усиливалась [7]. Сегодня они объединены в масштабный проект «Московские сезоны».

В начале своего пути организаторы московских ярмарок поддержали предложенные световые оформительские решения, и сейчас световое оформление – световые туннели и шатры – стали узнаваемым элементом декора «Московских сезонов».

 


Световой павильон как часть оформления «Московских сезонов»
(фото предоставлено автором)

 

Красочное и стильное оформление московских фестивалей, включая грамотный световой дизайн, привлекает множество посетителей. Ежегодно в городской бюджет благодаря фестивалям поступают десятки миллиардов руб­лей, и затраты на организацию мероприятий окупаются более чем в десять раз. Фестивали служат продвижению российских производителей [5], для мероприятий изготавливается множество товаров на территории Москвы и Московской области. Многократно увеличивается объем выручки продавцов сувенирной продукции и мест общественного питания, находящихся поблизости. Кроме того, «Московские сезоны» обеспечивают рабочими местами более 2000 россиян, среди которых велика доля представителей креативных индустрий. Это та практика, которую следует заимствовать регионам для поддержания местных творческих объединений и индивидуальных представителей творческих профессий, локальных производителей продукции и предприятий по оказанию услуг населению. Москва, со своей стороны, готова делиться опытом и лучшими практиками оформления фестивалей, оказывая консультационную помощь управляющим организациям.

Каждый район Москвы, а не только исторический центр, должен получить современное, оригинальное, интересное праздничное оформление

В настоящее время в сфере комплексного оформления городских территорий (включающего световой дизайн) внимание концентрируется на горожанине и госте столицы – на пешеходе, жителе той или иной улицы, обитателе конкретного двора, пользователе конкретной станции метро. Стал важен не монументальный, поражающий воображение облик города, а персональное, личное обращение к его жителям через светоцветовой дизайн.

Проект децентрализации праздничного оформления был разработан ООО «Комплексное решение» в 2016 г., а к его реализации приступили в 2017 г., в год 870-го юбилея мегаполиса. Цель проекта: каждый район Москвы, а не только исторический центр, должен получить современное, оригинальное, интересное праздничное оформление. Праздник должен «прийти в гости» ко всем жителям столицы.

Сегодняшние реалии архитектурно-худо­жественной деятельности ставят новые творческие задачи. Так, сейчас прорабатывается идея проекта, который объединит в единое целое не только световой, но и вод­ный каркас столицы. В отличие, к примеру, от Санкт-Петербурга и Амстердама, водный каркас в Москве задействован слабо, особенно в промышленных зонах и спальных районах. Он может эффективно «работать», если виды с воды будут привлекательными для зрителя, особенно в вечернее время. Для этого можно задействовать различные современные приемы светового оформления.

Время идет, Москва развивается, меняются вкусы и запросы горожан, появляются новые управленческие задачи, но не меняется цель работы специалистов по городскому благоустройству – создание эмоционально привлекательной всесезонной городской атмосферы в каждой точке российской столицы.

Информационные источники

  1. Постановление Правительства Москвы от 02.08.1994 № 644 «Об утверждении генеральной схемы светоцветового оформления города и мероприятиях по ее реализации». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Правительства Москвы от 27.12.2006 № 1059-ПП «О ходе выполнения Городской целевой программы развития наружного освещения города Москвы на 2005–2009 годы». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  3. Постановление Правительства Москвы от 11.07.2008 № 1037-ПП «О Концепции единой светоцветовой среды города Москвы». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  4. Постановление Правительства Москвы от 22.10.2013 № 700-ПП «О световом оформлении города Москвы в осенне-зимний период». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  5. Почему Москва – один из самых привлекательных городов для инвесторов? // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. 14.04.2016. URL: https://www.mos.ru/news/item/9933073 (дата обращения: 29.05.2024).
  6. «Путешествие в Рождество» – самый масштабный международный новогодний проект // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. 15.12.2015. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/3051/3048050 (дата обращения: 28.05.2024).
  7. Собянин анонсировал начало самого продолжительного городского фестиваля в мире // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. 20.05.2024. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/3299/11177050 (дата обращения: 22.05.2024).
  8. Щепетков Н. И. История и явь московского светодизайна // Architecture and Modern Information Technologies. 2017. № 2 (39). С. 329–352. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-yav-moskovskogo-svetodizayna (дата обращения: 28.05.2024).

References

  1. Moscow Government Decree of 02.08.1994 No. 644 “On Approval of the General Scheme of Light and Color Design of the City and Measures of Its Realization”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  2. Moscow Government Decree of 27.12.2006 No. 1059-GD “On the Realization of the City Target Program of Developing Outside Lighting Design in the City of Moscow for 2005-2009”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  3. Moscow Government Decree of 11.07.2008 No. 1037-GD “On the Concept of the Uniform Light-and-color Design in Moscow”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  4. Moscow Government Decree of 22.10.2013 No. 700-GD “On Outside Lighting Design in Moscow in the Autumn and Winter Period”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  5. Why is Moscow One of the Most Attractive Cities for Investors? The Mayor and Government of Moscow official portal: [website], 14.04.2016. Available at: https://www.mos.ru/news/item/9933073 (accessed: 29.05.2024). (In Russ.).
  6. “Journey to Christmas” – the Largest International New Year Project. The Mayor and Government of Moscow official portal: [website], 15.12.2015. Available at: https://www.mos.ru/mayor/themes/3051/3048050 (accessed: 28.05. 2024). (In Russ.).
  7. Sobyanin Announced the Start of the Longest City Festival in the World. The Mayor and Government of Moscow official portal: [website], 20.05.2024. Available at: https://www.mos.ru/mayor/themes/3299/11177050 (accessed: 22.05.2024). (In Russ.).
  8. Schepetkov N. I. The History and Reality of the Moscow Lighting Design. Architecture and Modern Information Technologies, 2017, no. 2 (39), pp. 329-352. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-yav-moskovskogo-svetodizayna (accessed: 28.05.2024). (In Russ.).

Другие статьи номера