Молодежные социокультурные проекты  в Университете Правительства Москвы

Молодежные социокультурные проекты в Университете Правительства Москвы

Для цитирования: Бондаренко А. С. Молодежные социокультурные проекты в Университете Правительства Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. 2024. № 1. С. 18–22.

А. С. Бондаренко

Специалист по воспитательной работе сектора проектной деятельности и студенческих инициатив Университета Правительства Москвы

Эффективность обучения молодежи сегодня часто оценивают по влиянию молодежных проектов на город, на жизнь горожан. В вузах используются как подходы, проверенные временем, так и следующие новейшим трендам в повестке дня. В Университете Правительства Москвы задачи подготовки управленцев решают в том числе через привлечение студентов к социально-культурному проектированию. Помимо участия в научной работе кафедр, этот вид учебно-научной и практической деятельности набирает все большую популярность в молодежном сообществе. Вуз, со своей стороны, содействует реализации студенческих инициатив, так как одна из задач университета – показывать обучающимся практическую ценность приобретаемых компетенций. На базе университета реализуется множество молодежных социальных и социокультурных проектов, направленных на мотивацию юношей и девушек к творчеству в развитии городской среды. Участие в таких мероприятиях обеспечивает студентам надежную основу для будущего профессионального и личностного успеха.

Youth-oriented Sociocultural Projects in Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

A. S. Bondarenko

Specialist in Educational Work of the Sector of Project Activities and Student Initiatives of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

Efficiency of youth training is used to be estimated today according to the bearing of youth projects on the city and the lives of citizens. Universities are leaning on time-honored approaches, as well as on those to take hold of current trends in agenda. Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University tackles the task of training future managers particularly through getting the students involved in sociocultural projecting. Besides taking part in the scientific work at the University departments, this type of training, research and practical activities is gaining ever greater popularity amongst young communities. The University on its part carries water for the realization of students’ initiatives. One of its tasks is to demonstrate the practical value of competences gained to students. Multiple youth social and sociocultural projects aimed at motivating boys and girls for creative work and for the city development are being realized on the University ground. Participation in such activities guarantees students a sound foundation for their future professional and personal success.

For citation: Bondarenko A. S. Youth-oriented Sociocultural Projects in Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. MMGU Herald, 2024, no. 1, pp. 18-22. (In Russ.).

 

В России государственная молодежная политика направлена «на создание условий для развития молодежи, ее самореализации… на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации» [1]. В приведенном фрагменте федерального закона будущее страны, ее благополучие рассматриваются как «производная» от успешной самореализации нынешних молодых поколений граждан.

В современной системе высшего образования развита практика выполнения проектов студентами, как правило, на базе учебного учреждения и под руководством педагогов и наставников – сотрудников подразделений вуза. Поддержка студенческих инициатив служит инструментом стимулирования творчества и инициативности у начинающих практиков, ученых и управленцев.

Обучающиеся применяют полученные в процессе учебы знания, развивают лидерские качества. Совместная работа над проектами усиливает социальное взаимодействие, способствуя развитию коммуникативных навыков, обмену теоретическими сведениями и практическим опытом. В ходе проектной деятельности формируются также такие профессионально важные качества, как инициативность, культура самовыражения, потребность в саморазвитии и самопознании [3]. Масштабирование молодежных проектов, реализуемых в университете, имеет важное воспитательное значение. Если проект выходит за пределы университетской среды, то молодой человек, участвуя в его организации, постепенно приходит к пониманию ценности своей работы для города, для общества. Таким образом, работа над проектами помогает молодежи осознать и реализовать свой потенциал, что отвечает целям государственной молодежной политики.

В Университете Правительства Москвы знания о методах управления проектами и практика соответствующих навыков являются обязательной частью программ бакалавриата и магистратуры. Однако помимо участия в научной деятельности кафедр и в реализации учебно-научных проектов по специальности (основная учебная деятельность), многие студенты часть своего времени отдают социально-культурному проектированию [4, 5, 6]. Под руководством преподавателей они реализуют просветительские и образовательные проекты для школьников, людей серебряного возраста. Студенты участвуют в городских мероприятиях, сотрудничают с музеями, биб­лиотеками, разрабатывают и собственные университетские проекты.

Социально-культурные молодежные проекты можно объединить в четыре группы по своему назначению. В первую входят проекты, направленные на адаптацию первокурсников. Эти мероприятия помогают новичкам освоиться с условиями обучения в университете и помогают сплотить коллектив внутри академических групп. Таковы «Выезд первокурсника», студенческий открытый вечер активистов – «С.О.В.А.», «Вечер первокурсника».

Студенты участвуют в городских мероприятиях, сотрудничают с музеями, биб­лиотеками, разрабатывают и собственные университетские проекты

Вторая группа – мероприятия для выявления, поддержки и распространения лучших систем, моделей и практик деятельности органов студенческого самоуправления – Студенческого совета и актива университета. Данная группа в настоящий момент представлена одним проектом – «Школой студенческого актива».

Третья группа – различные флагманские студенческие проекты, которые служат эффективным средством самореализации в карьере – элементом системы социальных лифтов для молодежи. К этой группе относится, например, конкурс «Студенты года».

Наконец, четвертая группа – проекты, реализуемые в рамках различных направлений внеучебной активности студентов, а именно: волонтерская деятельность, творческая деятельность, спорт и здоровый образ жизни, гражданственность и патриотизм, PR и студенческие медиа. В эту группу входят такие проекты, как фотоконкурс «Погружение», кинопоказы, творческий вечер «Открытая глава и свободный микрофон», спортивное ориентирование, турнир по киберспортивным играм, турнир по настольному теннису, онлайн-марафон «ЗОЖивем онлайн», дебаты, деловая игра «ЭКОЗавод», «ЭКОнеделя», фотовыставка «Россия в объективе» и др. Самые крупные из названных проектов следует охарактеризовать подробнее.

«Школа студенческого актива» предназначена для вовлечения молодежи в ряды активистов университета, которые помогают первокурсникам адаптироваться, участвуют в организации и проведении университетских и городских мероприятий. В течение трех месяцев студенты изучают теорию, посещают мастер-классы, тренинги, принимают участие в командной и проектной работе. Занятия посвящены следующим темам: кто такой активист, как создать команду, стадии формирования команды, навыки современного лидера, проектная работа, упражнения на командо­образование и многое другое.

«Школа студенческого актива» – преемственный постоянно развивающийся проект. На протяжении 10 лет каждый учебный год руководители школы меняются, передавая весь свой опыт младшему поколению.

 

Студенческий совет Университета Правительства Москвы получил награду за реализацию проекта «Школа студенческого актива» на Конкурсе лучших практик студенческих советов Москвы в 2022 г. и стал лауреатом II степени в номинации «Лучшая система наставничества».

 

«Выезд первокурсника» – это традиционное ежегодное мероприятие университета, направленное на знакомство студентов первого курса друг с другом и со студенческой жизнью университета, причем ребята знакомятся не только с членами своей академической группы, но и со всеми студентами того же потока. Программа проекта включает выступления ректора и сотрудников университета, мастер-классы и квесты с элементами командообразования. Каждый вечер студенты практикуются выступать на пуб­лике в формате театрализованного действия, готовят творческие номера.

Конкурс «Студенты года» нацелен на выявление всесторонне развитых и талантливых молодых людей в университете. Все желающие из числа студентов первого – третьего курсов очной формы обучения проходят несколько этапов проверки их способностей, знаний и умений в разных сферах. Сначала они участвуют в отборе на конкурс в форме самопрезентации, затем дебатируют с другими претендентами на темы управления городом, отвечают на вопросы, требующие знаний об управлении Москвой и проверяющие общую эрудицию. Далее участники разрабатывают собственный проект по улучшению работы университета, а затем проходят спортивный этап – выполняют комплекс упражнений, который позволяет выявить уровень их физической подготовки. Наконец, студенты соревнуются в финальном шоу, для которого каждый участник готовит творческий номер.

Титул «Студент года» позиционируется не просто как почетное звание, которым можно гордиться, но как признак человека, к достижениям которого следует стремиться остальным, на которого необходимо равняться.

Все перечисленные и многие другие мероприятия университета проводятся по инициативе самих студентов. Каждый из названных проектов имеет собственную историю, некогда являясь личной идеей, а сегодня достигая масштабов университета, представляя собой значимое направление внеучебной деятельности в вузе.

Участие в создании проектов, а главное, в воплощении собственных замыслов в виде проектов – такой подход позволяет повысить вовлеченность студентов в социально-культурную университетскую жизнь. Молодые люди выступают здесь в роли не потребителей развлечений, а полноправных творцов, активных участников общественной жизни.

Важно помогать молодым людям в раскрытии их потенциала и приложении талантов, создавая равные для всех условия

В Университете Правительства Москвы в реализации проектных и других творческих студенческих инициатив участвуют отдел по организации воспитательной работы и проектной деятельности студентов, Центр социально-культурного проектирования кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права, Объединение креативной молодежи «Лаборатория квеста», Студенческий совет самоуправления. Любой студент университета может обратиться со своим предложением в указанные методические подразделения к сотрудникам, выступающим в роли наставников, в объединения студентов-единомышленников, чтобы получить помощь в воплощении своего замысла.

Благодаря открытой и простой системе поддержки молодежных инициатив студенты каждый год придумывают и реализуют новые мероприятия различной направленности, разного уровня сложности и степени вовлечения участников. Так, в 2023 г. были проведены благотворительный забег, турнир по настольному теннису, конкурс «Бизнес-Медиа», мастер-класс по кастомизации (индивидуализированному оформлению) сумок-шоперов и футболок, «Арт-терапия» и др. В 2023 г. запущен пилотный проект «Время быть» – цикл мероприятий по развитию профессиональных навыков и компетенций, необходимых для построения профессиональной траектории. Цель проекта состояла в том, чтобы студенты почувствовали свои возможности в профессиональной самореализации и в построении карьеры, присо­единившись к команде Правительства Москвы.

На одном из этапов студенты создавали собственные проекты по улучшению города. Многие из предложенных концепций были доработаны и реализованы на базе университета, а проект «Окружение» стал финалистом на городском конкурсе молодежных проектов для столицы «Акселератор «Округа.Вузы» в номинации «Москва инновационная».

Всего за 2022 и 2023 гг. в Университете Правительства Москвы проведено более 130 молодежных мероприятий (рис. 1), большая часть которых организована по инициативе студентов.


Рис. 1. Соотношение направлений студенческих проектов в 2022 и 2023 гг.
в Университете Правительства Москвы

 

Таким образом, за годы обучения практически каждый студент Университета Правительства Москвы так или иначе оказывается вовлечен во внеучебный процесс и вносит свой вклад в поддержание положительного имиджа вуза.

 

Студенты Университета Правительства Москвы проявляют большой интерес к социальным проектам, имеющим общероссийское значение. В первую очередь, нужно назвать добровольческие движения. Проект #МЫВМЕСТЕ объединил россиян по всей стране во время пандемии COVID-19: волонтеры из разных городов оказывали поддержку людям преклонного возраста, маломобильным гражданам и медицинским работникам. В тот период студенты Университета Правительства Москвы, став волонтерами, доставляли лекарства и продукты, помогали столичным городским учреждениям.

В 2022 г. студенты университета проявили инициативу и включились в оказание добровольной помощи участникам спецоперации, а затем присоединились к всероссийским акциям «Вузы для фронта!», «Помоги солдату», городской инициативе «Сети для СВОих». Сегодня волонтеры из числа обучающихся в Университете Правительства Москвы продолжают собирать гуманитарную помощь для участников СВО, готовят окопные свечи и маскировочные сети для укрытия боевой техники и бойцов.

 

Опыт Университета Правительства Москвы говорит о том, что для успеха реализации молодежной политики важно создавать такую образовательную среду, в которой становится возможной и достижимой самореализация молодежи. Важно помогать молодым людям в раскрытии их потенциала и приложении талантов, создавая равные для всех условия. Нужно поддерживать предложенные ими социально значимые проекты. Тогда молодежь будет стремиться воплотить свои идеи и с максимальной отдачей применять знания и умения для города, в котором живет.

В развитии проектной деятельности молодежи следует ориентироваться на социальные новшества, т. е. инновации, которые вызывают позитивные социальные изменения в обществе. Потенциал проекта усиливается благодаря участию в нем молодежи. Студенты уже имеют некоторый запас знаний и на определенном уровне освоили профессиональные компетенции. Вместе с тем они в меньшей степени, чем люди старшего возраста, ограничены рамками социального опыта и без труда осваивают новые тренды.

Высшим учебным заведениям также важно развивать проектные методы и формы работы с молодежью с учетом трендов и динамики цифровизации и цифровой трансформации общества [2].

В Университете Правительства Москвы каждое следующее поколение студентов по-своему изменяет действующие проекты и внедряет новые. Обучение проектированию позволяет вузу объединять в работе над общим делом представителей разных курсов и разных направлений образования. Эта деятельность поддерживает важнейшую университетскую традицию – единство студенческого сообщества.

Информационные источники

  1. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Бондаренко А. С. Воспитание студенческой молодежи на основе современных инструментов и подходов к проектной деятельности // Сборник тезисов работ участников XVII Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России» XIV всероссийского молодежного форума «АПК – Молодежь, наука, инновации». М., 2023. С. 523–524.
  3. Буренок Г. К. Роль проектной деятельности в формировании личностных качеств учащихся // Управление развитием образования. 2021. № 1. С. 66–69.
  4. Климкович Е. В. От «Лаборатории квеста» к лаборатории кадров // Вестник Университета Правительства Москвы. 2022. № 2. С. 52–57.
  5. Селеменева М. В. Социокультурная анимация: инструмент внедрения инклюзивных практик в работу учреждений культуры // Вестник Университета Правительства Москвы. 2021. № 2. С. 28–33.
  6. 75 лет Победы в Великой Отечественной войне // Вестник Университета Правительства Москвы. 2020. № 2. С. 2–3.

References

  1. Federal Law of 30.12.2020 No. 489-FL “On Youth Policies in the Russian Federation”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  2. Bondarenko A. S. Upbringing of Student Youth on the Basis of Modern Implements and Approaches to Projecting Activities. In Collection of Thesis by Participants of “National Heritage of Russia” XVIIth all-Russia Conference of the all-Russia “MIC – Youth, Science, Innovation” Youth Forum. (Pp. 523-524). Moscow, 2023. (In Russ.).
  3. Burenok G. K. The Role of Projecting Activities in Molding Personalities of Students. Management of educational development, 2021, no. 1, pp. 66-69. (In Russ.).
  4. Klimkovich E. V. From “Laboratory of Quest” to Personnel Laboratory. MMGU Herald, 2022, no. 2, pp. 52-57. (In Russ.).
  5. Selemeneva M. V. Sociocultural Animation: an Implement of Introducing Inclusive Practices into Cultural Institutions’ Activities. MMGU Herald, 2021, no. 2, pp. 28-33. (In Russ.).
  6. 75th Anniversary of the Victory in the Great Patriotic War. MMGU Herald, 2020, no. 2, pp. 2-3. (In Russ.).

Другие статьи номера