Путь в науку и практику: студенческое научное общество

Путь в науку и практику: студенческое научное общество

Для цитирования: Астахова Е. В., Костин Т. Р. Путь в науку и практику: студенческое научное общество // Вестник Университета Правительства Москвы. 2024. № 1. С. 42–46.

Е. В. Астахова

Председатель Студенческого научного общества Университета Правительства Москвы, студентка 4-го курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», профиль «Социально-культурное развитие мегаполиса»

Т. Р. Костин

Заместитель председателя Студенческого научного общества Университета Правительства Москвы, студент 2-го курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», профиль «Социально-культурное развитие мегаполиса»

Популяризация современной отечественной науки среди молодежи – одна из актуальных задач сегодня. В ее решении участвуют студенческие научные объединения (общества), привлекающие перспективную молодежь к исследовательской и проектной деятельности. В Университете Правительства Москвы участники объединения организуют просветительские мероприятия для студентов, участвуют в крупных городских и федеральных проектах. Студенческие научные общества своей деятельностью увеличивают потенциал развития сферы научных исследований и технологических разработок в России, делают вклад в расширение кадрового резерва страны.

The Way into Science and Practice: Student Scientific Society

E. V. Astakhova

Сhairman of the Student Scientific Society of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, 4th Year Student in “State and Municipal Administration” Field of Study, subfield “Sociocultural Development of the Metropolis”

T. R. Kostin

Deputy Chairman of the Student Scientific Society of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, 2nd Year Student in “State and Municipal Administration” Field of Study, subfield “Sociocultural Development of the Metropolis”

The popularization of contemporary national science to the country’s young represents one of the pressing issues of today. Student scientific associations (or societies) involving promising young people in research and project making activities play an active role in it indeed. Members of the association at Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University organize educational events for students, take part in major city and federal projects. Students research societies through their activities do increase the potential of scientific research and technological developments domain in Russia, make their contributions into the process of broadening the country’s talent pipeline.

For citation: Astakhova E. V., Kostin T. R. The Way into Science and Practice: Student Scientific Society. MMGU Herald, 2024, no. 1, pp. 42-46. (In Russ.).

 

Общество непрерывно изменяется и развивается. Трансформация его подсистем и институтов приводит к тому, что меняются и требования к профессиональному образованию, к компетенциям выпусков университетов. Соответственно, преобразуются система образования и форматы обучения.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273 [1], в высших учебных заведениях должна происходить интеграция научно-практической и исследовательской работы обучающихся. Сегодня для российских вузов это часть системного обучения. Высшее образование по своей сути подразумевает участие студентов в научно-исследовательской работе университета [6].

На протяжении десятилетий в нашей стране функционировали студенческие научные общества, студенческие конструкторские бюро и студенческие научные центры, поддерживающие научное творчество молодежи. В 2021 г. было решено привести к единообразию цели, задачи и сферы деятельности студенческих коллективов в высших учебных заведениях. В 2021 г. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации подготовило и опубликовало типовое положение о студенческих научных объединениях для вузов [5]. В документе отмечаются обособленность и независимость таких коллективов от других вузовских организаций и студенческих форм самоуправления. Студенческие научные объединения должны способствовать большему вовлечению молодежи в научную деятельность, стимулировать интерес к научным знаниям, создавая условия «для развития научного потенциала обучающихся» [5]. Нужно, чтобы работа студенческих научных объединений повышала качество «подготовки по основным образовательным программам», способствовала развитию взаимодействия всех организаторов и участников образовательного процесса в вузе [5]. Данная инициатива отвечает одной из стратегических задач в сфере молодежной политики в нашей стране – созданию необходимых условий для самореализации молодежи [3].

Указом Президента Российской Федерации 2022 г. объявлен первым годом Десятилетия науки и технологий [2]. В указе подчеркивается важность роли науки и технологий для страны, а среди основных задач названо «привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок» [2]. Таким образом, содействие государства, университетов формированию и поддержанию студенческих научных объ­единений и других форм само­управления студентов – важная мера, влияющая на развитие и процветание России.

Студенческое научное общество (СНО) Университета Правительства Москвы является добровольной, постоянно действующей организацией студенческого самоуправления, имеющей многолетнюю историю. Сейчас в СНО состоят студенты первого – четвертого курсов бакалавриата разных направлений подготовки и профилей. Объединение способствует формированию кадрового резерва российской науки, популяризуя науку, помогая привлекать обучающихся к научно-исследовательской работе, идущей на всех кафедрах вуза. Участники СНО знакомят студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры с научной деятельностью профессоров и специалистов университета, стремятся заинтересовать новейшими научными практиками. СНО также оказывает поддержку обучающимся при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Каждый год на базе Университета Правительства Москвы проходит научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Горожане и город: исследования, оценки, дискуссии». Во время этого мероприятия выступающие представляют итоги своих научных работ и исследований.

В программу каждой конференции включен круглый стол СНО по социально значимым и актуальным темам. В 2023 г. на эту встречу команда СНО впервые пригласила представителей других высших учебных заведений страны: были представлены доклады студентов третьего курса МГУ имени М. В. Ломоносова.

В течение двух лет после окончания пандемии COVID‑19 показатели очного посещения конференции вернулись к высоким отметкам. В 2023 г. число присутствующих достигло 455 человек, что на 57% больше в сравнении с данными 2021 г. Возросло количество как участников, так и тематических секций (рис. 1).


Рис. 1. Активность участия студентов в ежегодной научно-практической конференции
«Горожане и город: исследования, оценки, дискуссии» в 2021–2023 гг.

 

В течение 2022/2023 учебного года члены СНО Университета Правительства Москвы приняли участие в 28 внешних научно-практических мероприятиях. Среди самых ярких событий такого рода надо назвать Международную научную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (организатор – МГУ имени М. В. Ломоносова), V молодежный форум «Наследие» (организатор – Департамент культурного наследия города Москвы), Международную научно-практическую конференцию на тему «Экономика и бизнес в условиях цифровой трансформации и новых вызовов» (организатор – Институт бизнеса и дизайна), Субфедеральный кубок по финансовой грамотности (организаторы – Департамент финансов города Москвы, Общественная палата Российской Федерации и Московская торгово-промышленная палата), Федеральный просветительский марафон Российского общества «Знание» – «Знание.Первые».

Весной 2023 г. студенты включились в работу IX Совещания студенческих научных обществ на базе НИЯУ МИФИ: знакомились с проектами докладчиков, участвовали в дискуссии о важности популяризации науки среди молодежи.

Однако одним из наиболее значимых событий для СНО университета стал III Конгресс молодых ученых, организованный в Парке науки и искусства «Сириус» (Сочи). Данный конгресс является главным мероприятием Десятилетия науки и технологий и служит реализации Плана проведения Десятилетия науки и технологий [4]. Каждый год здесь собираются представители академической среды, в первую очередь молодые ученые – победители конкурсов и обладатели грантов. Сюда приезжают студенты, ведущие российские исследователи, представители научных и образовательных организаций, органов власти и бизнес-сообществ. Деловая программа включает в себя научно-практические семинары по приоритетным для страны направлениям развития экономики и науки. В 2023 г. присутствовало 5 тыс. делегатов из 85 регионов России и более чем из 35 стран мира. Свыше 140 университетов участвовало в мероприятии, и в их числе впервые – Университет Правительства Москвы. Его студенты встречались с представителями СНО ведущих вузов России, знакомились с идеями молодых ученых, обсуждали планы дальнейшего социально-гуманитарного развития страны.

Одним из наиболее значимых событий для СНО университета стал III Конгресс молодых ученых, организованный в Парке науки и искусства «Сириус»

Команда СНО Университета Правительства Москвы сама выступает организатором ряда внутренних научно-практических мероприятий вуза. Среди них стоит назвать два наиболее удачных проекта. Первый – образовательный интенсив «Школа СНО» продолжительностью три дня, состоящий из лекций и тренингов ведущих преподавателей и сотрудников вуза. В 2023 г. во время интенсива приглашенные студенты-участники знакомились с основами научной деятельности в простой, доступной форме. Темы, которые удалось осветить и обсудить в «Школе СНО», – важность научных исследований для эффективного управления городом; секреты поиска информации; подготовка статей и организация научных мероприятий; инструменты тайм-менеджмента и эффективные решения, принимаемые в столице.


Лекция А. А. Александрова, проректора по высшему образованию и молодежной политике
Университета Правительства Москвы, для участников «Школы СНО» (2024 г.)

 

Второй из самых успешных проектов – «Научное чаепитие» – двухнедельное мероприятие, во время которого студенты участвовали в деловых и коммуникационных играх, решали командообразующие кейсы и знакомились с деятельностью СНО. По результатам встреч был проведен отбор кандидатов в СНО на 2023/2024 учебный год. Некоторые из претендентов присоединились к команде Студенческого научного актива. Главная цель актива состоит в развитии профессиональных компетенций, необходимых для вступления в СНО и последующей научно-исследовательской деятельности в составе СНО. Студенческий научный актив формируется из всех студентов, желающих участвовать в научной жизни университета. Основной состав СНО – это студенты, прошедшие конкурсный отбор.

Благодаря существующей в Университете Правительства Москвы традиции воспитания командного духа участники СНО отличаются готовностью к сплоченной и активной командной работе, нацеленностью на общий качественный результат научной деятельности. Команда студенческого научного общества Университета Правительства Москвы успешно выступает на различных научных конференциях, представляя свои исследования и получая положительные отзывы жюри и участников. Члены СНО стали лауреатами и призерами молодежных конкурсов страны. Несколько участников объединения уже имеют собственные публикации.

Команда СНО Университета Правительства Москвы регулярно обменивается опытом со студенческими органами самоуправления других вузов. Обсуждаются возможности обновления форматов учебно-научной деятельности, адаптации их к запросам современной молодежи, чтобы привлекать как можно больше студентов к работе объединения. Каждый год осенью происходит отбор в основной состав СНО среди членов Студенческого научного актива, а также первокурсников. Нередко в общество вступают те молодые люди, которые начали проявлять интерес к проектной и научно-практической деятельности еще в школе.

Сейчас одной из основных задач СНО российских вузов, возможно, следует считать охват не только сектора фундаментальных наук, но и гуманитарных научных дисциплин. Данное направление работы особенно важно для СНО Университета Правительства Москвы, который является локомотивом управленческой научной мысли. Поэтому СНО вуза сегодня нацелено на популяризацию и развитие отечественных социально-гуманитарных наук.

Научные объединения студентов, тесно сотрудничая с кафедрами университетов, способствуют развитию кадрового потенциала российской столицы. Деятельность СНО помогает выявлять одаренных молодых людей, способных стать хорошими специалистами, которые смогут трудиться в различных наукоемких сферах. Еще важнее то, что СНО помогают самим студентам обнаруживать в себе интерес к исследованиям и таланты, необходимые для плодотворного занятия наукой и творчеством. Члены СНО университетов, подключаясь к городским и другим внешним проектам, открывают для себя новые направления деятельности, находят свое место в общей работе над развитием нашего города.

Для юных жителей Москвы и Московской области начиная с 2017 г. Университет Правительства Москвы ежегодно проводит конкурс исследовательских и проектных работ под названием «Мегаполис XXI века – город для жизни». Развитие городской инфраструктуры, культурной среды, экологические изменения – вопросы, получающие освещение в конкурсных работах обучающихся общеобразовательных организаций. В последние годы все чаще ребята обращаются к теме внедрения искусственного интеллекта и инновационных технологий в городское пространство. Появились работы о проектах, направленных на улучшение качества жизни, на сохранение культуры и истории родного города.

В 2023 г. в секции «Научно-практическое исследование (проект) для города» участники проявили интерес к широкому спектру тем. Обучающиеся МБОУ «СОШ № 18» города Красногорска Никита Левашов и Любовь Спиридонова разработали и представили актуальный для горожан проект «Цифровая остановка». Ученицы ГБПОУ МО «Автомобильно-дорожный колледж» города Бронницы Александра Пономарева и Дарья Филиппова разработали идею преобразования заброшенной усадьбы Д. И. Фонвизина в арт-центр и точку притяжения жителей городского округа Бронницы.

Высокую оценку получил научно-практический проект ученицы ГБОУ города Москвы «Школа № 1748 «Вертикаль» Марии Бутюгиной, изучавшей участие азотфиксирующих бактерий в разрушении биоразлагаемых упаковочных пакетов. Мария опытным путем оценивала влияние азотфиксирующих бактерий на скорость и степень разложения экологичных и обычных пакетов. Эксперименты проводились на базе школьной лаборатории в течение 34 месяцев.

В секции «Социально значимое исследование (проект) для города» были представлены проекты создания детской экоплощадки, сайта для организации школьного туризма, обеспечения финансовой безопасности людей серебряного возраста. Активное обсуждение вызвала работа ученика ГБОУ города Москвы «Школа № 1582» Андрея Павлова по созданию детско-юношеской организации в Москве. Ученица ГБОУ города Москвы «Школа № 1384 имени А. А. Леманского» Любава Бакова предложила концепцию культурно-мемориального центра Первой мировой войны на территории «Парка героям Первой мировой войны». Участникам Великой Отечественной войны была посвящена работа «Герои одной фотографии. Из истории Московского народного ополчения», выполненная ученицей ГБОУ города Москвы «Школа № 293 имени А. Т. Твардовского» Ксенией Васильевой, которая получила диплом I степени.

Совместный проект «Уличный эскалатор для людей с ограниченными возможностями» выполнили учащиеся ГБОУ города Москвы «Школа № 2083 «Родники» Никита Авилов и Алексей Бирюков. Предлагаемая идея и варианты ее внедрения нашли положительный отклик не только у членов жюри, но и у других конкурсантов.

В секции «Творческий проект для города» ученик ГБОУ города Москвы «Школа № 1468» Петр Скворцов продемонстрировал искреннее увлечение творчеством Л. Н. Толстого в своей работе «Литературное лото для изучения на уроках литературы темы «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого». Ученица ГБОУ города Москвы «Школа № 1747» Анастасия Утюгова выступила с ярким проектом, посвященным прошлому, настоящему и будущему одной из исторических улиц в центре столицы – улицы Никольской.

Жюри секции отметило актуальность представленных проектов, творческое мышление и глубину изучения проблем. Уровень проектов, представленных на конкурс, свидетельствует о серьезном отношении конкурсантов к своей работе и обсуждаемым темам.

Н. А. Борисенко, А. Н. Букина, Е. Ю. Колетвинова

Информационные источники

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 01.01.2024) «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Указ Президента РФ от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  4. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2022 № 2036-р. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 16.09.2021 № МН‑11/74-ГГ «О направлении типового положения [о студенческих научных объединениях]». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  6. Александров А. А. Наука городского управления: опыт Университета Правительства Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. 2021. № 4. С. 10–17.

References

  1. Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FL (as amended on 01.01.2024) “On Education in the Russian Federation”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  2. Decree of the President of the Russian Federation of 25.04.2022 No. 231 “On Proclaiming Decade of Science and Technology in the Russian Federation”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  3. Order of the Government of the Russian Federation of 29.11.2014 No. 2403-o. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  4. Order of the Government of the Russian Federation of 25.07.2022 No. 2036-o. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  5. The Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation of 16.09.2021 No. MN-11/17-GG “On Dispatching Standard Rules [on Student Scientific Associations]”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  6. Aleksandrov A. A. The Science of City Management: Best Practices of MMGU. MMGU Herald, 2021, no. 4, pp. 10-17. (In Russ.).