Роль преподавателя и образовательная среда: новые вызовы времени

Роль преподавателя и образовательная среда: новые вызовы времени

Для цитирования: Гладилина И. П. Роль преподавателя и образовательная среда: новые вызовы времени // Вестник Университета Правительства Москвы. 2023. № 4. С. 17–23.

И. П. Гладилина

Профессор кафедры финансового менеджмента и финансового права Университета Правительства Москвы, доктор педагогических наук, профессор

Образование сегодня — ключевое направление трансформации общества под влиянием цифровизации. Экспоненциальное развитие инновационных технологий, в особенности искусственного интеллекта, ведет к переосмыслению самой сущности обучения. Оно же создает множество новых возможностей для дальнейшего устойчивого развития образовательной системы. Весьма сомнительно, что искусственный интеллект сможет заменить жизненный опыт человека, педагога. Вместе с тем современному преподавателю необходимо быть в курсе новейших форматов и возможностей цифровых технологий применительно к образовательной среде. Для обучения как нынешнего поколения, так и будущих, требуются педагоги с новыми компетенциями. Под влиянием цифровой трансформации меняется спектр ролей преподавателя. Молодежь же приобретает навыки обучения в цифровой среде еще учась в школе, но это не снимает проблемы размытого представления о будущей карьере. По-прежнему одна из задач университетов — синхронизация запросов работодателей и контента образовательных программ.

The Role of the Teacher and the Educational Environment: New Challenges of the Time

I. P. Gladilina

Professor with the Chair of Financial Management and Financial Law of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, Doctor of Pedagogy, Professor

Education today is a key trend in the transformation of society under the influence of digitalization. The exponential development of innovative technologies, especially artificial intelligence, leads to a rethinking of the very essence of learning. It also creates many new opportunities for the further sustainable development of the educational system. It is highly doubtful that artificial intelligence will be able to replace the life experience of a person, a teacher. At the same time, a modern teacher needs to be aware of the latest formats and capabilities of digital technologies as applied to the educational environment. To teach both the current generation and the future, teachers with new competencies are required. Under the influence of digital transformation, the range of teacher roles is changing. Young people acquire digital learning skills while still in school, but these don’t help manage the problem of a vague
idea of a future career. One of the tasks of universities is still to synchronize employers’ requests and the content of educational programs.

For citation: Gladilina I. P. The Role of the Teacher and the Educational Environment: New Challenges of the Time. MMGU Herald, 2023, no. 4, pp. 17-23. (In Russ.).

 

Образование в настоящее время является ключевым направлением трансформации общества, которое развивается в рамках цифровой экосистемы. Необходимы глубокое изучение и подробное обсуждение результатов происходящих изменений в профессиональном и экспертном сообществе.

Экспоненциальное развитие технологий искусственного интеллекта в сочетании с процессами их конвергенции ведет к переосмыслению самой сущности многих отраслей и сфер деятельности. Возникает множество новых возможностей для дальнейшего устойчивого развития, которое, в свою очередь, требует абсолютно нового кадрового обеспечения.

Преодоление сопротивления общества изменениям сегодня уже не приоритетная задача — мы привыкли к постоянным переменам.
По-прежнему необходимо не только обучать новые кадры, но и переучивать имеющихся специалистов. Именно второе требование времени является главной точкой приложения усилий в сфере высшего образования.

Педагог — не только наблюдатель сложнейших изменений образовательной среды под влиянием цифровизации, но и прямой их участник, а зачастую и инициатор. Научно-технологическое развитие, национальная политика технологического прорыва для достижения технологического и экономического суверенитетов, импортонезависимости — эти ориентиры актуальны не только для действующих специалистов, которые решают производственные задачи здесь и сейчас, но и для будущих поколений профессионалов цифровой эпохи.

Именно с ними сегодня работает университетский преподаватель, поэтому не обращать внимания на стремительный рост популярности обучения цифровым и новым социальным навыкам невозможно.

Задачи реализации Национального проекта «Образование», Указы Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года», «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», изменения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части организации воспитательной системы, мероприятия текущего года, Года педагога и наставника, — все вышеперечисленное в комплексе позволяет сделать вывод о всевозрастающем внимании государства и общества к идее человека образованного, а не просто обученного.

Педагог — не только наблюдатель сложнейших изменений образовательной среды под влиянием цифровизации, но и прямой их участник, а зачастую и инициатор

Анализ нормативных актов, методологического и методического обеспечения образования, педагогических практик позволяет утверждать, что педагоги самым активным образом участвуют в формировании новых закономерностей в сфере образования:

  • общих подходов к управлению системой образования,
  • новых инструментов повышения открытости и доступности образовательного пространства,
  • развития суверенной национальной системы образования.

В 2016 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «считаю образование самым главным, на что мы должны обратить внимание в ближайшие годы» [5]. В соответствии с положениями Концепции технологического развития до 2030 года «к концу третьего десятилетия XXI в. Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий» [1].

Важно подчеркнуть, что технологический суверенитет страны опирается на глубинный суверенитет — культурный, духовный код, национальные ценности. По-прежнему педагог является ключевой фигурой в сохранении культурных ценностей, в формировании нравственных устоев подрастающего поколения. Сверхтехнологии, умные устройства бессильны помочь обществу, в котором человек — основная опора и движущая сила развития социума, его важнейшая ценность — стремиться главным образом к тому, чтобы наиболее эффективно и успешно капитализировать свои технологические навыки [2].

Безусловно, цифровая среда требует разработки и внедрения инновационных решений для сохранения культурного наследия и создания новых культурных продуктов в цифровом виде. Но для этой работы нужны специально подготовленные кадры. Сегодня наше общество очевидно не вполне готово полноценно оперировать возможностями цифровизации как в профессиональной, так и в социально значимой деятельности. Соответственно, в настоящее время остро стоит вопрос о стратегии дальнейшей эволюции общества в цифровом пространстве.

В парадигме развития педагогики цифрового пространства стремительно формируется новое терминологическое поле, которое включает понятия «цифровое обучение», «цифровая дидактика», «цифровое воспитание» и др. Цифровая трансформация вместе с тем привела к возникновению целого ряда задач в образовательной системе. Новейшие цифровые разработки в системе образования необходимо воспринимать как один из элементов поддержки, а не как полноценный инструментарий, который способен решить абсолютно все проблемы. Важно иметь бесперебойный доступ к инфраструктурным возможностям, которые включают в себя надежное и функциональное оборудование, развитую коммуникационную структурную систему.

Нужно создать новые программы повышения квалификации на основе цифровых разработок, предназначенных для образовательной системы. Следует также расширять онлайн-платформы с достоверным, проверенным и хорошо защищенным образовательным контентом. Как педагогам, так и обучающимся всех уровней образования необходимо обладать безукоризненной цифровой грамотностью, что позволит тем и другим активно участвовать в собственном обучении.

Нужно создать новые программы повышения квалификации на основе цифровых разработок, предназначенных для образовательной системы

Как правило, цифровую грамотность понимают как определенный набор навыков, умений и знаний, которые нужны для эффективной работы с цифровыми системами. Сама цифровая грамотность основывается на актуальных цифровых компетенциях:

1) умениях получать данные. Цифровые навыки, позволяющие быстро и правильно находить требуемые данные в цифровом пространстве: понимать потребности в информации, получать к ней доступ, эффективно воспринимать данные, используя поисковые системы, прямые интернет-источники, базы данных и т. п.;

2) умениях оценивать полученные данные. Быстрое формирование отношения к полученным данным, на основании которого определяется их ценность, т. е. это способность оценивать уровень надежности, качество, полноту, актуальность, достоверность, своевременность и полезность найденной информации

3) умениях обрабатывать данные. Подготовка и организация эффективного использования данных;

4) умениях управлять данными. Умение правильно организовывать и хранить данные для
последующего изучения и использования;

5) умении работать в команде. Умение эффективно работать с другими людьми в цифровой среде.

Отечественные и зарубежные ученые отмечают, что сама суть цифровой дидактики и образования в цифровом пространстве сегодня состоит в создании новых алгоритмов, направленных на выполнение традиционных задач, для формирования учебного пространства нового типа, в котором происходит обучение.

Так, Дж. Амин [7] в своей работе систематизирует главные эффекты от цифровизации образовательного процесса, которые затрагивают не только профессиональную деятельность педагога, но и деятельность обучающихся. На базе такого анализа автор выделяет ряд специфических характеристик, актуальных для
педагога в эпоху цифровизации. Среди них нужно назвать независимость, автономность, экспертную позицию, непредубежденность.

Важно понимать, что новые требования и характеристики не являются чем-то ранее неизвестным, абсолютно новым. Следует, скорее, говорить об изменении в приоритизации актуальных качеств педагога, которые нужны для эффективной работы в цифровой образовательной среде. Роль педагога исторически на каждом этапе развития общества претерпевала изменения.

В зарубежных научных кругах выделяют ряд функциональных задач педагога [9], определяющих его эффективную работу в цифровом образовательном пространстве с удобными для него механизмами по реализации себя в профессии. Среди этих задач на первом месте стоят поддержка и коучинг. Названные виды деятельности подразумевают активную функцию преподавателя для эффективной работы в группе. Педагог должен обладать развитыми навыками взаимодействия и сотрудничества, которые дают ему возможность максимизировать вовлеченность обучающихся в учебные процессы.

Главная сложность в реализации названной роли кроется в отношениях между участниками образовательного процесса. Обучение, в случае если педагог является наставником и коучем, подразумевает совместную работу для получения новых навыков и знаний обучаемыми. Идея и методологическая база такого взаимодействия давно известна в российских научных кругах, но внедрение данной идеи в процесс образования как в отечественных, так и в зарубежных образовательных системах затруднено из-за кризиса мотивационной парадигмы. Низкая заинтересованность и недостаточная мотивация обучающихся, жесткая ориентация на результаты образовательного процесса подразумевают авторитарную методику профессиональной деятельности.

Однако цифровая трансформация сферы образования помогает эффективно изменять функционал и роль преподавателя. Объясняется это тем, что собственно фундаментальное свойство названного явления — внедрение новейших разработок и технологий, организационных форм и практик.

Педагог — активный участник становления своего нового ролевого и функционального репертуара. Среди современных ролей и функциональных возможностей, которыми должен оперировать педагог, наиболее хорошо охарактеризованы на данный момент такие, как «создатель траекторий образования», «ответственный за проектную учебную деятельность», «ответственный за работу с онлайн-платформами», «упаковщик и распаковщик контента в образовании», «игромастер», и ряд других.

Нужно отметить, что упомянутые открывшиеся возможности и расширенный репертуар ролей преподавателя требуют систематизации, описания и конкретизации, так как многие аспекты уже внедрены в повседневную преподавательскую деятельность.

Как видим, парадигма новой педагогической идеи, как и новая теория обучения и воспитания, сейчас находится на стадии формирования. Исследователи едины во мнении о том, что цифровая педагогика до сих пор не прошла этап методологического понимания в отечественной науке. К примеру, коннективизм в роли новейшей парадигмы обучения, так же как и киберсоциализация, не имеет крупных и стабильных организационных решений [6].

Создатели парадигмы коннективизма — С. Даунс и Дж. Сименс [8, 10]. Эта новейшая теория изучает пути обучения, разрабатываемые на базе интернет-решений, глубокой интеграции теории сложности, теории хаоса, теории сетей и идеи их самоорганизации.

Названный процесс обучения актуален для нестабильных пространств и не контролируется человеком полностью. Он может развиваться вне человека, отвечать за объединение особых информационных модулей. В свою очередь такое его свойство позволяет обучающемуся самому создавать новое знание, а не только узнавать и запоминать.

Неограниченное число информационных источников приводит к тому, что знание становится «размытым» в пространстве. Подобная форма существования, в свою очередь, смещает подходы к построению траектории обучения из области индивидуализации в область конвенциональности. В качестве общего термина, подходящего для описания процесса обучения, происходящего на основе информационных технологий, ученые и практики выделяют «гибридное обучение».

Совместные разработки позволяют поддерживать и развивать гибридные учебные методы, упрощая взаимодействие и значительно увеличивая понимание происходящего среди управляющих структур. Кооперация ученых и педагогов делает развитие методик гибридного обучения более консолидированным, способствует обнаружению актуальных возможностей для опробования информационных разработок в практике образовательного процесса.

Оптимально структурированная система гибридного обучения подразумевает наилучшее (с позиции отношения «расходы — результат») сочетание дистанционных и традиционных форм обучения. Наиболее распространенный подход к такому обучению состоит из трех основных компонентов: удаленное обучение, самостоятельное обучение, аудиторное обучение.

Роль педагога в гибридных учебных методиках принято представлять следующим образом:

  • создатель и ретранслятор информационного контента;
  • преподаватель как создатель сообщений;
  • верификатор направления образовательного процесса при персонифицированной методике обучения.

Педагог, выступая в роли создателя и ретранслятора информационного контента, выполняя свои профессиональные задачи, выбирает и оформляет актуальные учебные данные, публикует их на образовательной платформе. Этот вид деятельности можно назвать традиционным, но в цифровом пространстве важной становится возможность обучающегося использовать другие источники информации, самостоятельно составить свою информационную парадигму. Преподаватель перестает быть единственным источником учебных материалов, но является своеобразным цензором и корректировщиком полученной студентами информации.

Такой формат работы был введен в практику Университета Правительства Москвы в период пандемии COVID‑19. Преподаватель, являясь создателем сообщений, организует учебное взаимодействие с обучаемыми для получения и передачи информации. По сравнению с традиционными формами обучение в гибридном формате претерпело существенные изменения за счет значительного расширения возможностей передачи данных. Тут преподаватель является активным представителем субъект-субъектного взаимодействия.

Цифровая трансформация сферы образования помогает эффективно изменять функционал и роль преподавателя

Выступая в третьей роли — как верификатор направления образовательного процесса при персонифицированной методике обучения, преподаватель вместе с обучающимся составляет оптимальные графики обучения.

Они выбирают базовые точки и возможные пути движения между ними. Индивидуальное направление обучения не означает какую-либо изоляцию обучающегося. Построение и внедрение учебного процесса основываются на
идеях Л. С. Выготского о зоне ближайшего и перспективного развития [3, с. 392] с плавным переходом от тесного взаимодействия с преподавателем к самостоятельной работе.

Новые вызовы, а следом за ними — новые задачи и перемены в содержании роли преподавателя, порождены развитием искусственного интеллекта. Важно понимать, что технологии искусственного интеллекта могут
кардинально изменить управление образовательными системами. Уже сегодня многочисленные практики применения искусственного интеллекта в образовательном процессе порой приносят потрясающий эффект, а иногда поднимают очень важные вопросы (к примеру, применение генераторов текстов). Однако основная проблема — это оценка качества технологий искусственного интеллекта в образовании и качества самого образования.

В отличие от остальных направлений социально-экономического развития страны, долгосрочные перспективы от активного внедрения искусственного интеллекта в систему образования оценить пока затруднительно. Можно с большой долей уверенности утверждать, что риск замены педагога-человека педагогом-роботом не нужно брать в расчет. Массив данных, к которым обращается искусственный интеллект, не способен полноценно заменить жизненный опыт преподавателя. Тем не менее в ближайшем будущем без умения пользоваться нейросетями и без знаний об их особенностях полноценная работа преподавателя тоже будет невозможна. Этот факт нужно не просто принять, а осознать и кардинально перестраивать свои отработанные профессиональные навыки. Низкоквалифицированные, рутинные и повседневные задачи, которые выполняются педагогическим составом, постепенно будут автоматизироваться на базе цифровых разработок с использованием искусственного интеллекта. Преподавание как профессия останется за человеком.

Примером успешного внедрения новых технологий в образовательную среду является «Московская электронная школа» (МЭШ). Сейчас к МЭШ подключено 100% столичных школ. «Мы продолжим развитие МЭШ, дополняя новую образовательную реальность интересными материалами и востребованными сервисами», — подчеркнул Мэр Москвы С. С. Собянин [4].

Несмотря на приобретение современных навыков работы с цифровым контентом еще в школьные годы, для выпускников школ остается открытым важнейший вопрос — мотивированный выбор будущей профессии. На первый курс поступают молодые люди, которые нередко имеют весьма размытое представление о карьере. Именно поэтому сегодня в рамках целевой модели каждой образовательной программы формируется запрос на ее трансформацию (с учетом специфики конкретного университета), адаптацию ее к реалиям рынка труда. Синхронизация содержания запросов работодателей и образовательного контента, применяемых технологий той или иной образовательной программы, снимает синдром «размытости карьеры».

Весь коллектив преподавателей (а к ним в случае Университета Правительства Москвы относятся и представители работодателей, которые проводят занятия по определенным темам дисциплин учебного плана) нацелен на управление ожиданиями каждого обучающегося от будущей профессии.

Примером тому может служить реализация образовательных программ всех профилей в Университете Правительства Москвы. Роль педагога в современном образовательном пространстве стремительно обновляется. Во многом этот процесс зависит от особенностей внешней среды, в которой функционирует университет, — от позиционирования вуза в качестве интеллектуального ядра, позволяющего решать вопросы кадрового обеспечения для той или иной сферы.

В неменьшей степени изменения определяются системной трансформацией рынка труда для определенного региона, отрасли, города и др. Значение педагога для каждого человека — жизненный вопрос, а широкий спектр публикаций, его освещающий, — убедительное свидетельство того, насколько важное влияние оказывают учителя, преподаватели вуза и наставники на каждого конкретного человека и на общество в целом. Российские педагоги бережно хранят наследие отечественных и зарубежных учителей, методистов, ученых, нарабатывают собственный уникальный опыт. Педагогическая традиция будет продолжаться, так как, невзирая на цифровые инновации, человек, преподаватель — главный источник и действующая сила педагогического творчества. Он находится в постоянном поиске новых путей решения вопросов обучения, воспитания, развития — подготовки не просто к профессиональной деятельности, а к жизни.

Информационные источники

  1. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 24 с.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.
  4. МЭШ. Почти 3 млн пользователей // Сергей Собянин. Личный блог. 30.01.2023. URL: https://www.sobyanin.ru/mash-trimilliona-polzovateley (дата обращения: 12.11.2023).
  5. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума // Президент России: [сайт]. 17.06.2016. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/52178 (дата обращения: 10.11.2023).
  6. Седов Д. Н. Цифровизация образования в России: риски и проблемы // Вестник Бурятского государственного университета. 2021. № 2. С. 42–47.
  7. Amin J. Redefining the Role of Teachers in the Digital Era // The International Journal of Indian Psychоlogy. 2016. Vol. 3. No. 3. DOI: 10.25215/0303.101.
  8. Downes S. New technology supporting informal learning // Journal of Emerging Technologies in Web Intelligence. 2010. Vol. 2. No. 1. Pp. 27–33.
  9. Journal of Educational Technology & Society / International Forum of Educational Technology & Society. 2007. Vol. 7. No. 1.
  10. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005. Vol. 2. No. 1. Pp. 3–10.

References

  1. Directive of the Government of the Russian Federation of 20.05.2023 No. 1315‑r. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  2. Blinov V. I., Sergeev I. S., Esenina Ye. Yu. Osnovnye Idei Didakticheskoy Konceptsii Tsifrovogo Professional’nogo Obrazovaniya i Obucheniya [Basic Ideas of the Didactic Concept of Digital Vocational Education and Training]. Moscow: Pero Publ., 2019. 24 p. (In Russ.).
  3. Vygotskiy L. S. Pedagogical Psychology. Moscow: Pedagogika-press, 1999. 533 p. (In Russ.).
  4. MES. Almost 3 mln users. Sergey Sobyanin. Personal Blog, 30.01.2023. Available at: https://www.sobyanin.ru/mash-tri-milliona- polzovateley (accessed: 12.11.2023). (In Russ.).
  5. Plenary Session of the St. Petersburg International Economic Forum. President of Russia: [website], 17.06.2016. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52178l (accessed: 10.11.2023). (In Russ.).
  6. Sedov D. N. Digitalization of education in Russia: risks and challenges. The Buryat State University Bulletin, 2021, no. 2, pp. 42- 47. (In Russ.).
  7. Amin J. Redefining the Role of Teachers in the Digital Era. The International Journal of Indian Psychоlogy, 2016, vol. 3, no. 3. DOI: 10.25215/0303.101.
  8. Downes S. New Technology Supporting Informal Learning. Journal of Emerging Technologies in Web Intelligence, 2010, vol. 2, no. 1, pp. 27-33.
  9. International Forum of Educational Technology & Society. Journal of Educational Technology & Society, 2007, vol. 7, no. 1.
  10. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning, 2005, vol. 2, no. 1, pp. 3-10.