Культурное наследие парка Кусково:  связь времен и поколений

Культурное наследие парка Кусково: связь времен и поколений

Для цитирования: Ганичева О. В. Культурное наследие парка Кусково: связь времен и поколений // Вестник Университета Правительства Москвы. 2023. № 4. С. 58–64.

О. В. Ганичева

Главный архитектор проекта ООО «Парковая реставрация-Экспедиция»

Кусково – ныне музей-парк, а прежде усадьба, созданная по последней моде XVIII в., – привлекало и продолжает привлекать посетителей. При графе П. Б. Шереметеве усадьба с регулярным и пейзажным садами, парковыми павильонами и другими «затеями» достигла пика своего ландшафтного и архитектурного развития, став одним из лучших в России образцов садово-паркового искусства и прообразом будущих парков развлечений. В 1970-е и 1980-е гг. в Кускове проводились реставрационные работы, но их уровень был далек от того, который необходим ансамблю большой исторической и культурной ценности. В 2018–2020 гг. был разработан новый проект реставрации, согласно которому предлагалось восстановить внешний вид композиционно-планировочных элементов. Были проведены работы по научной реставрации Аллеи игр, Итальянского сада-игры «Малия», Воздушного театра, партера, Итальянского садика, розария, Огорода поваренных трав и др. При дальнейшем развитии усадебного парка будут восстановлены утраченные элементы – Бельведер, Китайский павильон, дорическая галерея.

Cultural Heritage of Kuskovo Park: A Link Between Times and Generations

O. V. Ganicheva

Chief Architect of the LLC “Park Restoration-Expedition” Project

Kuskovo is now a museum & park, but formerly an estate, created according to the fashion of the 18th century. It has been always attracting visitors. Under Count Peter Sheremetev, the estate with regular and landscape gardens, park pavilions and other “amusements” reached the peak of its landscape and architectural development, becoming one of the best examples of landscape gardening art in Russia and the prototype of future amusement parks. In the 1970s and 1980s restoration work was carried out in Kuskovo Estate, but its level was far from what was needed for an ensemble of great historical and cultural value. In 2018-2020 a new restoration project was developed, according to which it was proposed to restore the appearance of the compositional and planning elements. Work was carried out on the scientific restoration of the Alley of Games, the Italian game garden “Malia”, the Air Theater, the Stalls, the Italian garden, the rose garden, the herb garden, etc. In the further development of the estate park, the lost elements will be restored – the Belvedere, the Chinese pavilion, the Doric gallery.

For citation: Ganicheva O. V. Cultural Heritage of Kuskovo Park: A Link Between Times and Generations. MMGU Herald, 2023, no. 4, pp. 58-64. (In Russ.).

 

Первое упоминание о Кускове датируется началом XVII в. Тогда дворянин Александр Андреевич Пушкин передал боярину Василию Андреевичу Шереметеву свою подмосковную деревню в обмен на шереметевскую вотчину [6]. Место было незавидное, плоское, болотистое [7], но с отличной охотой, 30 десятинами не очень плодородной пашни, деревней с небольшим прудом и березовыми рощами.

Толчок к преобразованиям местности был дан в 1715 г.: имение приобрел у своего младшего брата Владимира граф Борис Петрович Шереметев (1652–1719). Именно он велел построить в Кускове деревянный господский дом и задал направления развития парковой территории. После смерти Б. П. Шереметева Кусково перешло к его сыну — шестилетнему графу Петру Борисовичу Шереметеву. Благодаря этому владельцу здесь был создан один из лучших парков Москвы XVIII в. В 1743 г. к Кускову присоединяются земли села Вешняки. С этого года начинаются грандиозные работы по созданию архитектурно-паркового ансамбля в усадьбе, теперь предназначенной для торжественных приемов и многолюдных праздников. Была осушена болотистая территория, вырыты пруды, каналы и разбит регулярный сад. Уже в 1749 г. в Кускове был возведен Голландский домик, а в 1750 г. перестроен старый дворец, определено место для строительства Эрмитажа и Аллеи игр севернее Голландского домика. Посажены и пострижены в виде различных фигур людей и животных хвойные деревья [9].


Голландский домик в усадьбе Кусково (фото предоставлено автором)

 

Затем при Голландском домике появился сад, был выкопан пруд. На восточном берегу пруда стояла деревянная Столбовая односторонняя беседка, выполненная в тосканском ордере («Тосканская галерея»), а на западном берегу — двухэтажная деревянная китайская беседка «Пагоденбург». Два эти павильона, олицетворяющих Европу и Азию, фланкировали вид на Голландский домик. Этот миниатюрный ансамбль, модель мира, встречал въезжающих из Москвы по главной Перовской подъездной дороге.

П. Б. Шереметев вместе с крепостными архитекторами с величайшим искусством воплотил в жизнь уникальную композиционную особенность усадебных парков Москвы. От дворца открылся обширный панорамный вид на Большой пруд, охватывающий протяженный прямой канал с каскадом фонтанов и пристань, ориентированную на старинную церковь в Вешняках. На эту же главную композиционно-планировочную ось были сориентированы и главный дом с регулярным садом, и роща Гай на севере имения [1, c. 49].

Немногим позже были созданы Итальянский домик, Менажерии (каменные домики для водоплавающих птиц). У Итальянского домика был посажен миниатюрный сад в итальянском стиле с фонтанами, скульптурами, посажены березы внутри него и шпалеры из стриженой березы по периметру.

В 1756 г. закончены Кухонный флигель (поварня), каменный Грот на месте деревянного, беседка Бельведер по проектам архитектора Ф. С. Аргунова (1732–1768).

В 1761–1762 гг. на месте деревянной была выстроена Большая каменная оранжерея. В 1760-е гг. созданы «Лабиринт» и регулярный парк с лучевой планировкой за обводным каналом, а также Воздушный театр в восточной части регулярного сада.

В 1770-е гг. сменилась садово-парковая мода, регулярные французские сады ушли в прошлое, настало время пейзажных английских садов, которые и стали именоваться по-английски парками. Но почти все развлечения и постройки регулярного сада [3] были повторены в английском саду рощи Гай. Здесь же был разбит огромный лабиринт. Английский парк был значительно меньше французского. Впрочем, оба сада — и английский, и французский — в своей русской интерпретации оказались гораздо более затейливыми, чем европейские прототипы [10].

Речка Голоденка была превращена в извилистый Быстрый ручей со множеством живописных прудиков. На берегах их размещались разнообразные архитектурные формы. Кроме того, в Английском парке, согласно моде того времени, был создан Дом уединения, где граф проводил время, и Основателева деревня, в которой жили «мирные поселяне». Все это носило характер театра, игры, искусства, «обмана».

Кусково с его увеселительным садом, разнообразными затеями всегда привлекало множество посетителей

Для увеселительных событий в Кускове были созданы и настоящие театры с крепостными актерами, роговой музыкой. Подлинный, «аутентичный» Воздушный театр XVIII в., уникальный памятник, равного которому нет в Европе, созданный из земли, сохранился до наших дней.

Кусково с его увеселительным садом, разнообразными затеями всегда привлекало множество посетителей. Это было общедоступное место отдыха, модель мира, прообраз будущих парков развлечений [11].

 

«Бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В садах гремела музыка, в аллеях теснились люди, и венецианская гондола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера (так можно назвать обширный Кусковский пруд). Спектакль для благородных, разные забавы для народа и потешные огни для всех составляли еженедельный праздник Москвы».

Н. М. Карамзин. Путешествие вокруг Москвы.
Письмо первое из Коломны от 14 сентября [5, с. 239]

 

С конца XVIII в. Кусково приходит в упадок. Разорению усадьбы способствовала война 1812 г. – в усадьбе размещался корпус маршала Нея.

Новый этап возрождения усадьбы начинается в 1871 г. – имение переходит к Сергею Дмитриевичу Шереметеву. В этот период вновь был налажен тщательный уход за регулярным садом. Владелец воссоздает еловые и сосновые культуры возле каскада, аллеи и ряды лиственниц, посадки пихты. Уход за территорией парка требовал значительных средств, поэтому часть земель С. Д. Шереметев сдает внаем под дачные участки. Для привлечения средств на содержание усадьбы на территории парка Гай он планировал разместить различные увеселительные заведения: кафе, рестораны, бильярдные, павильоны для игры в кегельбан, кинотеатр и т. д. Хранитель Кускова — такое имя дали ему представители императорской семьи [4]. В один из приездов семья императора Александра III высадила за Голландским домиком три памятных дуба, сохранившихся до наших дней.

В 1918 г. граф С. Д. Шереметев передал усадьбу Кусково государству для создания музея, и в 1919 г. здесь был организован крае­ведческий музей, а в 1932 г. открыт Музей фарфора [2].

В 1940 г. был разработан проект планировки паркового массива Кусково-Вешняки, который явился основанием для реконструкции парка в 1946–1956 гг. Проект был направлен на восстановление исторической части усадьбы, а также на приспособление окружающей территории под парк культуры и отдыха. Проект был реализован только частично, и в 1950-е гг. зеленые насаждения регулярного парка пришли в запустение.

В 1956–1959 гг. Центральными Научно-реставрационными Мастерскими Академии Архитектуры СССР был разработан проект реставрации планировки регулярного парка. В конце 1950-х — начале 1960-х гг. были проведены частичные реставрационные работы.

С 1960-х гг. содержанием территории и насаждений Кускова занималось специализированное Управление лесопаркового хозяйства г. Москвы. Надо отметить, что парк содержался достойно и пользовался популярностью у москвичей.

В 1972 г. было принято решение Исполкома Моссовета № 12/54 от 16 марта о присвоении усадьбе Кусково статуса историко-архитектурного заповедника и садово-паркового ансамбля XVIII в. В 1976 г. был создан проект благоустройства паркового ансамбля, и в 1977–1978 гг. начались работы. В те же годы завершилась реставрация знаковых зданий и сооружений усадьбы — дворца, Менажерий, Голландского домика, началась реставрация Грота, Итальянского домика, Эрмитажа, ограды.

В 1985 г. были исследованы и разработаны проекты реставрации отдельных участков регулярного сада — Воздушного театра, Больших Голландских цветников, Итальянского сада-игры «Малия». Однако эти проекты реализованы не были.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что реставрационные работы названного периода были очень низкого качества потому, что выполнялись непрофильными организациями, они требовали большого объема ручного труда и привлечения специальных средств малой механизации. Много трудностей при реставрации было связано с решением вопросов гидрологии, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, теплоснабжения, телефонизации. В процессе реставрации пришлось отказаться от многих необходимых работ, например, был значительно сокращен объем по восстановлению водной системы, что привело к заболачиванию территории регулярного сада.

Интерес к восстановлению усадьбы начинает проявляться в период с 1997 по 2004 г. Были выполнены проекты воссоздания партерной части музея-усадьбы «Кусково». В 2006–2008 гг. в рамках общегородской программы «Венок усадеб» проведены глубокие научные исследования и проектные работы по реставрации регулярного сада и сада Гай. В этот период удалось реставрировать восточную часть регулярного сада, включая его важнейшие элементы — Воздушный театр, Итальянский садик, Перспективную декорацию, Огород поваренных трав, Менажерии. Было проведено благоустройство территории за Обводным каналом.

В 2010–2012 гг. произведен капитальный ремонт Большого Дворцового пруда. В 2018–2020 гг. в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы» ООО «Парковая реставрация» был разработан проект реставрации и приспособления для современного использования регулярного сада и проведены реставрационные работы в соответствии с ним. Согласно этому проекту, предлагается проведение ремонта, реставрации, приспособления и восстановления утраченных композиционно-планировочных элементов.

Любые реставрационные работы в парках имеют свои особенности и ограничения. Прежде всего должны быть проведены всесторонние комплексные научные историко-культурные исследования, которые условно можно разделить на два блока: натурные изыскания и изучение картографических, иконографических, письменных источников. Реставрация парка ориентирована на предмет охраны, определяемый в результате историко-культурных исследований, утверждаемых органом охраны культурного наследия. Результатом исследований является создание историко-архитектурного опорного плана.

Следует понимать, что быстро получить эффект при реставрационных работах невозможно. Для того чтобы отреставрированный парк пришел в соответствие с задуманными проектными предложениями, требуется время, иначе реставрация парка выглядит новоделом и не вызывает доверия как к объекту культурного наследия.

Особый интерес представляла реставрация Воздушного театра — театра на открытом воздухе. Создание воздушных театров в усадебных садах и парках относится к эпохе Возрождения. Такие образцы садово-паркового искусства можно увидеть в Северной Италии, Франции, Германии и других странах. В России открытые зеленые театры были непременной принадлежностью парков XVIII в. Воздушный театр в усадьбе Кусково считается первым среди созданных в России. Сложность реставрации состояла в том, что на момент начала работ аналогов восстановления воздушных театров XVIII в. в русских усадьбах не было выявлено.

Воздушный театр в усадьбе Кусково считается первым среди созданных в России

Еще одна особенность проекта восстановления Воздушного театра в Кускове заключалась в следующем обстоятельстве. К моменту начала реставрационных работ было установлено, что за годы отсутствия ухода за территорией произошли сукцессионные изменения ландшафта, но планировка и микрорельеф объекта хорошо сохранились. В южной части, где находилось «фойе», на месте открытого пространства сформировался полуоткрытый тип пространства, с насаждениями из липы мелколистной естественного происхождения (90–120 лет) и дуба черешчатого (120–150 лет), с единичными включениями вяза, березы, сосны.

Основной проблемой полного восстановления Воздушного театра являются 120–150-летние деревья (дуб, липа), выросшие в этом месте в результате сукцессионных процессов и отсутствия ухода, а также утраченный образ театральности из-за заросших элементов и утраченной планировки театра.

В результате долгих консультаций в профессиональном сообществе было принято решение о максимальном сохранении существующих элементов микрорельефа, старовозрастных деревьев и восстановлении планировки Воздушного театра.


Генеральный план реконструкции Воздушного театра в усадьбе Кусково по проекту
ООО «Парковая реставрация» (изображение предоставлено автором)

 

Большой проблемой реставрации Воздушного театра было восстановление живых изгородей кулис, вокруг гримуборных и по периметру сцены. Полноценные живые изгороди в сложившихся полузатененных условиях получить сложно, но проектом предусмотрена посадка кустарников для того, чтобы сохранить места размещения «живых стен» и планировку в целом с последующим постепенным полным восстановлением этих элементов театра.

Березовая роща отделяла Воздушный театр от Итальянского дома и сада. Работа с архивными плановыми материалами показала, что она именовалась Итальянской березовой рощей. В процессе работ по ее реставрации удалось восстановить этот вид, а также шпалерную посадку деревьев, отделяющую участок Итальянского пруда, Менажерий и рощи.

Кусково всегда являлось, прежде всего, увеселительной усадьбой. Приоритетным направлением реставрации было восстановление места для игр [8] и площадки Карусель. Перед реставраторами стояла задача не просто выяснить места размещения игр, но и понять, в чем заключается их смысл, для принятия решения о приспособлении объекта культурного наследия к современным культурно-массовым мероприятиям с использованием знаний о прошлом. Это направление требовало отдельных изысканий, так как тема развлечений и парковых игр в XVIII в. мало исследована. В рамках данного проекта этим занялся историк А. С. Чернов. Им были проанализированы источники, непосредственно связанные с усадьбой Кусково, а также картины и гравюры парков и садов художников того периода, путевые заметки и описания торжеств и игр, журналы, издаваемые для

ознакомления с типичными парковыми и садовыми постройками. Играм в Кускове придавалось особое значение, потому что в усадьбе собиралась вся московская аристократия, а также их гости. Приемы и развлечения ничем не уступали императорским в Санкт-Петербурге. Исследования архивных материалов позволили установить, что в Кускове было место для игры в малию, игры в кегли и ее разновидности. В Аллее игр находились качели — излюбленное развлечение того времени.

Очень популярной в XVIII в. в Кускове была игра малия (в России первоначально называлась мальибан), возникшая в средневековых городах современной Италии под названием трукко, – она напоминала бильярд на земле. Суть игры первоначально состояла в том, чтобы достичь цели при наименьшем количестве ударов клюшкой по деревянному мячу [12]. В Западной Европе игра быстро набирала популярность. В парках для нее стали выделять целые аллеи длиной до тысячи метров, особенно во Франции, Фландрии, Великобритании.

Игра не требует больших физических усилий, но способствует развитию концентрации внимания, точности и стратегического мышления. Для развития таких качеств эта игра была бы полезна нынешним молодым поколениям студентов, изучающим методики управления, и тема создания таких игр в парках Москвы была бы очень востребована среди молодежи.

Подробных изображений Аллеи игр обнаружить не удалось, поэтому при реставрации использовались аналоги из музеев Западной Европы.

В настоящее время Аллея игр в усадьбе Кусково — это напоминание о том, какими были массовые развлечения для горожан в прошлые века. Такие идеи следует воплощать в жизнь, возрождая старинные игры в современных парках. С большой долей вероятности они будут пользоваться не меньшей популярностью, чем в XVIII в.

Аллея игр в усадьбе Кусково — это напоминание о том, какими были массовые развлечения для горожан в прошлые века

Площадка Карусель была создана по мотивам каруселей, распространенных в Западной Европе.

Площадка Карусель требует нового осмысления и развития данной идеи развлечений в современных реалиях. Вполне возможно, что студенты-управленцы разработают новые правила такой игры и откроют новое направление реконструкции исторических игр и развлечений для города.

 

В XVII в. карусель заменила европейской аристократии рыцарские турниры. Роскошные карусели устраивали и при дворе короля Франции Людовика XIV, и при великолепном дворе русской императрицы Екатерины II. В форме блестящих придворных празднеств устраивались стилизованные рыцарские турниры с участием аристократии и кавалерийских офицеров. Для участия в карусели шили специальные костюмы. Участники турнира демонстрировали навыки верховой езды и владения холодным и огнестрельным оружием. Активное участие в соревнованиях принимали и дамы. Участвовавшие в карусельных турнирах должны были показать свою ловкость, отрубая головы куклам, изображавшим мавров, и пронзая копьями тигров и кабанов, сделанных из картона. Внутрь места, построенного для карусели, пускали по билетам. За мероприятием наблюдали судьи, а секретари-офицеры записывали оценки в таблицы.

 

Изыскания, проведенные в ходе работы над проектом реставрации, показали, что рекреа­ционный и познавательный потенциал культурного наследия парка Кусково огромен. Дальнейшие исследования и реставрационные работы позволят включить Кусково в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Информационные источники

  1. Боговая И. О., Фурсова Л. М. Ландшафтное искусство: учебник для вузов. М.: Агропромиздат, 1988. 223 с.
  2. Главное архивное управление города Москвы. Из истории охраны и реставрации памятников музея-усадьбы «Кусково» (по документам Центрального государственного архива города Москвы) // Московское наследие. 2018. № 2. С. 64–80.
  3. Згура В. В. Кусковский регулярный сад // Среди коллекционеров. 1924. № 7–8.
  4. История рода Шереметевых // Музей-усадьба «Кусково»: [сайт]. URL: https://kuskovo.ru/eto_interesno/istoriya_roda_sheremetevyh (дата обращения: 11.09.2023).
  5. Карамзин Н. М. Путешествие вокруг Москвы. Письмо первое из Коломны от 14 сентября // Коломенский альманах. 2007. Вып. 11. С. 239–242.
  6. Кусково и Останкино / авт.-сост. Е. Н. Грицак. М.: Вече, 2004. 239 с.
  7. Насимович Ю. А. Очерк о природе Кускова в Москве / ВНИИ охраны природы. М., 1994. 18 с.
  8. Подлинное представление строениев и саду, находящихся в одном из увеселительных домов называемом село Кускова, принадлежащее … графу Петру Борисовичу Шереметьеву; построенное в 7 верстах от Москвы на Восток. Строения изобретены … архитекторами иностранными, а многие домовым русским архитектором Федором Аргуновым: [карты]. Marseille, 1778. 15 л. 9. Ростовцева Г. А. Кусково. Регулярный парк музея-усадьбы XVIII в. М.: Советская Россия, 1958. 48 с.
  9. Ростовцева Г. А. Кусково. Регулярный парк музея-усадьбы XVIII в. М.: Советская Россия, 1958. 48 с.
  10. Соколов Б. М. Английская теория пейзажного парка в XVIII столетии и ее русская интерпретация // Искусствознание. 2004. № 1. С. 157–190.
  11. Стина А. Музей-усадьба Кусково. М., 1930. 24 с.
  12. Nijs G., Nijs S. Games for Kings and Commoners: Colf Crosse Golf Mail. P. 1. Choulla et Clava, 2011. 258 p.

References

  1. Bogovaya I. O., Fursuva L. M. Landscape Art: textbook for universities. Moscow: Agropromizdat Publ., 1988. 223 p. (In Russ.).
  2. Main Archival Department of the City of Moscow. From the History of the Protection and Restoration of Kuskovo museum-estate Monuments (According to Documents from the Central State Archives of Moscow). Moscow Heritage, 2018, no. 2, p. 64-80. (In Russ.).
  3. Zgura V. V. Kuskovo Regular Garden. Among Collectors, 1924, no. 7-8. (In Russ.).
  4. History of the Sheremetev Family. Kuskovo Museum‑estate: [website]. Available at: https://kuskovo.ru/eto_interesno/istoriya_ roda_sheremetevyh (aссessed: 11.09.2023). (In Russ.).
  5. Karamzin N. M. Travel Around Moscow. The First Letter from Kolomna Dated September, 14. Kolomna almanac, 2007, vol. 11, pp. 239-242. (In Russ.).
  6. Gritsak E. N., ed. Kuskovo and Ostankino. Moscow: Veche Publ., 2004. 239 p. (In Russ.).
  7. Nasimovich Yu. A., All-Russian Scientific Research Institute of Nature Conservation. Ocherk o Prirode Kuskova v Moskve [Essay on the Nature of Kuskovo in Moscow]. Moscow, 1994. 18 p. (In Russ.).
  8. A True Representation of the Buildings and Garden Located in One of the Pleasure Houses Called the Village of Kuskovo, Belonging to... Count Pyotr Borisovich Sheremetyev; Built 7 Versts from Moscow to the East. The Buildings Were Invented ... by Foreign Architects, and Many by the Russian House Architect Fedor Argunov: [maps]. Marseille, 1778. 15 sheets. (In Russ.).
  9. Rostovtseva G. A. Kuskovo. Regular Park of 18th Century Museum‑estate. Moscow: Sovetskaya Rossiya Publ., 1958. 48 p. (In Russ.).
  10. Sokolov B. M. The English Theory of Landscape Parks in the 18th Century and its Russian Interpretation. Art Studies, 2004, no. 1, pp. 157-190. (In Russ.).
  11. Stina A. Museum‑estate Kuskovo. Moscow, 1930. 24 p. (In Russ.).
  12. Nijs G., Nijs S. Games for Kings and Commoners: Colf Crosse Golf Mail. P. 1. Choulla et Clava, 2011. 258 p.