Сад имени Н. Э. Баумана: традиции паркового искусства в современном прочтении
Для цитирования: Дробнич О. А. Сад имени Н. Э. Баумана: традиции паркового искусства в современном прочтении // Вестник Университета Правительства Москвы. 2023. № 3. С. 15–20.
Генеральный директор ООО «Парковая реставрация»
Происхождение Сада имени Баумана тесно связано с именем князя М. П. Голицына, который открыл сад при своей усадьбе на Старой Басманной для свободного посещения горожанами. Современная планировка сада сложилась в результате объединения территорий трех усадеб. В 1922 г. парк получил свое нынешнее имя. Среди важнейших объектов культурного наследия к началу XXI в. сохранились грот, летняя эстрада «Ракушка», частично – планировка сада. В 2012 г. архитектурное бюро Wowhaus создало комплекс современных сооружений – детский городок, летнее кафе, помещения для спокойного досуга и др. Была отреставрирована эстрада «Ракушка». В 2013 г. по проекту ООО «Парковая реставрация» восстановлен садово-парковый ансамбль. В 2018 г. архитектурное бюро «Народный архитектор» приступило к реставрации грота. В 2022 г. после сложных работ грот был открыт для посещений. Сад имени Баумана имеет большое культурно-историческое значение. Он любим москвичами за память о городских исторических событиях, уют, доступность, удобство и обилие возможностей для спокойного и активного отдыха.
Bauman Culture and Recreation Garden: Garden Art Traditions in Contemporary Interpretation
O. A. Drobnich
Director General of “Parks Restoration” LLC
The origins of Bauman Garden are closely connected with the name of Prince M. P. Golitsyn, who opened the garden of his estate to public for free access. The presentday layout of the garden is the result of joining three estates. The Park received its current name in 1922. Among the most important sites of the Park’s cultural heritage are the grotto, the “Shell” summer bandstand, and partly – the garden’s original layout. In 2012 “Wowhouse” architecture Bureau created a playscape – children’s playground, summer caffe, premises for quiet repose et al. The “Shell” bandstand was restored. In 2013 the park and garden ensemble were recreated after the project by “Park Restoration”. In 2018 the “People’s Architect” architecture bureau started the restoration works of the grotto. In 2022 after a complicated piece of work the grotto was opened to public. Bauman Garden has indeed a notable cultural and historical value. It is adored by Muscovites for the memories of the city’s past historic events, its comfort, easy access and the abundance of recreation and active ways of pastime.
For citation: Drobnich O. A. Bauman Culture and Recreation Garden: Garden Art Traditions in Contemporary Interpretation. MMGU Herald, 2023, no. 3, pp.15-20. (In Russ.).
Сад имени Н. Э. Баумана – наглядный пример того, как трансформируется территория Москвы на протяжении многих десятилетий. Меняются представления людей о ценностях, о сохранении культурного наследия, о благоустройстве парковой территории в городе. Рассматривать развитие Сада имени Баумана надо с учетом исторических событий до 1917 г. и после.
Сад имени Баумана расположен на северо-востоке Москвы за Садовым кольцом, между Старой и Новой Басманными улицами. В древности по этой территории проходила одна из двух больших московских дорог на северо-восток – Хомутовка. Первым известным поселением в названном районе, возникшим в конце XVI – начале XVII в., была Басманная слобода, где жили дворцовые пекари, выпекавшие особый казенный хлеб для войска – басман. К 1620 г. слобода тянулась на несколько сот метров по обеим сторонам нынешней Старой Басманной улицы.
В XVII в. Хомутовская дорога превратилась в тупик, уступив место дороге в Красное село. От Красных ворот Земляного города по краю долины ручья Ольховца также прошла дорога к Елохову мосту, преобразованная впоследствии в Новую Басманную улицу.
В течение XVII в. на продолжении Хомутовской дороги у Яузы сосредоточилось несколько царских усадеб. Поселение на «царском» пути стало престижным. Басманная слобода занимала всю нынешнюю линию улицы. В богатых усадьбах вокруг церкви в тот период уже возводились каменные палаты [7, с. 301].
Петровские преобразования превратили описываемый район, лежавший прежде между городом и обособленными загородными поселениями, в одну из самых престижных частей Москвы. В конце XVII – начале XVIII в. на берегах Яузы сложился новый центр городской жизни, связанный с Москвой прежними большими дорогами, – на территориях Преображенского, Лефортова, Немецкой слободы. Тогда же у Красных ворот была поселена Капитанская, т. е. офицерская, слобода, называвшаяся также Ново-Басманной. Вдоль дороги к Елохову мосту строились дома наиболее видных людей того времени.
Собственно история Сада имени Баумана связана с местом, где было расположено несколько городских усадеб, объединенных в 1920 г. в одну общую территорию. В конце XVIII в. князь Михаил Петрович Голицын приобрел у купца И. Рыбинского два самостоятельно сложившихся владения, расположенных на Старой Басманной улице.
В начале XIX в. был разбит сад, примыкающий к усадьбе. Ее владелец считал, что красота создается для людей и наслаждаться красотой сада нельзя в одиночку. Поэтому он открыл доступ для прогулок всем желающим. Таким образом на территории усадьбы М. П. Голицына в первой половине XIX в. появился первый общественный сад в Москве. Историческая планировка голицынского сада до нашего времени не сохранилась. Есть только сведения о расположении голицынских домов в конце XVIII в., которые сгорели [9] во время пожара в 1812 г.
Известно, что территория общественного сада Голицыных имела регулярную планировку. Планы на начало XIX в. утрачены, а исследование планов начала ХХ в. показывает, что на месте ныне замощенного участка находились рабатки1 с декоративными растениями.
На территории усадьбы М. П. Голицына в первой половине XIX в. появился первый общественный сад в Москве
В XVIII в. в восточной части, со стороны Новой Басманной улицы, на территории современного Сада имени Баумана была расположена усадьба, принадлежавшая генерал-аншефу В. И. Чулкову. В результате пожара 1812 г. усадебный дом сгорел и в 1815 г. был отстроен заново в модном тогда стиле классицизм с шестиколонным портиком. В 1838 г. усадьбу приобрела вдова губернатора Москвы Е. П. Ростопчина [5]. Усадьбу с тех пор посещали многие знаменитые люди того времени – П. Я. Чаадаев, А. Дюма, А. Ф. Писемский и др. В 1870 г. владение переходит к И. К. Прове, который переделывает особняк в доходный дом, вносит изменения в планировку сада.
Юго-восточная часть Сада имени Баумана также была усадебной территорией, но имя владельца и характер строений сейчас восстановить затруднительно. В конце XIX в. эту территорию приобретает уральский золотопромышленник Н. Д. Стахеев, а в 1898–1899 гг. строится особняк по проекту архитектора М. Ф. Бугровского. Также по проекту М. Ф. Бугровского в юго-западной части нынешнего Сада имени Баумана был создан пейзажный парк с искусственным холмом, с площадкой-бельведером и руинным гротом из белого камня.
Выставка «Грот «Бельведер» в Саду имени Баумана после реставрации
(фото А. Сивова, 2023)
Грот – удивительное сооружение. В русское садово-парковое искусство гроты пришли при Петре I [2]. В архитектуре грот определяется как вид паркового помещения или павильон-каприз. Метафорически гроты связаны с первыми храмами человечества и всегда несли ореол тайны и мистики, являлись местом уединения.
В 1920 г. территории усадеб Голицыных, Чулковых-Ростопчиных и часть парка усадьбы Н. Д. Стахеева были объединены [7, с. 343] и основан общественный сад имени 1 Мая. В 1922 г. сад был переименован и назван в честь Н. Э. Баумана. Для территории бывших усадеб открылась новая страница истории. Планировочно сад сильно не менялся, в основном его развитие шло по образцу парка культуры и отдыха – культурно-просветительского учреждения, система которых создавалась в первой половине XX в. в рамках культурной политики советской власти [3].
В 1920–1930-х гг. строится знаменитая концертная эстрада «Ракушка», на которой выступали К. И. Шульженко, Л. О. Утесов и другие артисты советской эстрады. Многие сцены фильма «Покровские ворота» также были сняты на этой эстраде. В то же время строится открытый летний кинотеатр, впоследствии сгоревший (в конце 1940-х гг.). С 1920-х гг. в саду работает знаменитый шахматный клуб на открытом воздухе. Популярность клуба была настолько высока, что сюда приходили играть шахматисты очень высокого уровня. В 1970-е гг.
шахматному клубу предоставили место в пристройке к дому Голицыных. В отдельные дни там собиралось до 50 человек. Самым дефицитным предметом в шахматном клубе были спортивные (шахматные) часы-таймер «Янтарь», которые до сих пор многими считаются лучшими в мире. Шахматный клуб пытались несколько раз закрыть, но «профессиональные любители» шахмат отстояли его. Даже замену старых шахматных столов на новые завсегдатаи восприняли как неудачный эксперимент: фигурки на новых столах умещались хуже, а черные фигурки на черном фоне было сложно различать. До наших дней шахматный клуб не сохранился. Тем не менее в 2014 г. в Саду имени Баумана открылся игровой клуб, где можно поиграть в шахматы.
В конце 1940-х гг. было построено каменное здание Летнего кинотеатра, являвшееся объектом историко-градостроительной среды. К сегодняшнему дню здание не сохранилось: оно было снесено в 1992 г.
Самой главной достопримечательностью Сада имени Баумана является грот «Бельведер». Гроты в парках обычно сооружаются в естественной пещере или же их специально возводят, вписывая в естественный ландшафт. Как правило, эти постройки не возникают «просто так»: им присваивается легенда, связанная с мифологическим сюжетом и тайной.
Сейчас трудно установить композиционную роль грота в парке Н. Д. Стахеева. Сооружение было создано из туфа, известняка и кирпича и по одной из самых вероятных версий реставраторов служило демонстрационной площадкой тех строительных материалов, которыми торговал Н. Д. Стахеев. Существует мнение архитектора М. В. Нащокиной, которая утверждает, что из грота шел подземный ход в библиотеку дома Н. Д. Стахеева [6]. Кроме того, имеются воспоминания директора Сада имени Баумана в 1930–1940-е гг. Н. И. Мирского о каскадном фонтане на северном склоне грота. В записях сообщается: «По преданию, в расположенном у подножия грота водоемчике плавал металлический дельфинчик, который вертелся от движения падающей воды. Вода по чашам стекала из кувшина, который держала девушка. Скульптура девушки с кувшином не сохранилась…» Что стало со скульптурой, остается загадкой, но в 1957 г. ее в саду уже не было [4].
В советское время в гроте располагалась точка общепита. На вершину его поместили скульптуру оленя и ларек для продажи воды и папирос. Помещение грота использовалось в разное время под буфет, шашлычную и пивную. В 1990-е гг. пивную закрыли из соображений безопасности: грот начал разрушаться. Под одной из лестниц обвалилась опора, конструкция стала очень неустойчивой, и всю постройку обнесли забором. Фонтан больше не функционировал.
Реконструкция Сада имени Баумана началась в 2005 г. В соответствии с более ранним Постановлением Правительства Москвы был утвержден Генеральный план развития парка [1]. План включал, среди прочего, функциональное зонирование, создание культурного комплекса для детей и молодежи. Работы тогда охватили паспортизацию и разработку мероприятий по восстановлению зеленых насаждений. В 2012 г. по проектам архитектурного бюро Wowhaus были созданы спортивные зоны, детский городок, летнее кафе, отремонтированы инженерные коммуникации, газоны, созданы новые цветники. Смонтирован фонтан, подаренный Москве правительством швейцарского города Базель. В 2013 г. создана умная система освещения сада и отреставрирован садово-парковый ансамбль по проекту ООО «Парковая реставрация».
Строения в стиле лофт для проведения досуга и детский городок (фото А. Сивова, 2023)
Проекту реставрации предшествовала большая научно-исследовательская работа по определению предметов охраны объекта культурного наследия. В результате изысканий в число предметов охраны вошли следующие парковые сооружения: грот (конец XIX – XX в.), летняя эстрада «Ракушка» (1920–1930-е гг.), летний кинотеатр (1920–1930-е гг.), памятник Н. Э. Бауману (1972 г.), частично сохранившаяся планировка сада и старовозрастные насаждения деревьев и кустарников.
Современное планировочное решение Сада имени Баумана создано на основе историко-архитектурного опорного плана и включает элементы планировки всех сохранившихся усадеб. Три усадебных сада планировочно и композиционно объединены в одно общественное пространство, приспособленное для современного использования. Вероятно, в будущем удастся обнаружить новые сведения об исторической планировке сада, и будет принято решение восстановить исходный облик этой территории.
В ходе реконструкции сада изменился облик концертной эстрады «Ракушка», о которой многие москвичи сохранили самые теплые воспоминания. Возможно, следует рассмотреть возможность в дальнейшем вернуть ей прежний облик, оставшийся в памяти горожан.
Летняя эстрада «Ракушка» в Саду имени Баумана
(фото А. Сивова, 2023)
В 2018 г. в рамках программы «Моя улица» архитектурное бюро «Народный архитектор» победило в отборочном туре и получило право на реставрацию грота [8]. Кроме того, проект бюро «Народный архитектор» включал и деревянный павильон в форме беседки, где можно было бы проводить различные досуговые мероприятия для посетителей. Проектирование грота вместе с обследованием заняло два года, и еще два года происходил собственно процесс реставрации. В 2022 г. реализованный проект по восстановлению грота получил премию «Московская реставрация».
В 2022 г. реализованный проект по восстановлению грота получил премию «Московская реставрация»
Надо отметить, что архитектурное бюро «Народный архитектор» скрупулезно подошло к исследовательской части реставрационного проекта. Иконографических изображений грота не осталось, поэтому были проведены тщательные обследования стен сооружения, отдельные археологические раскопки и т. д. Функцию собственно фонтана оказалось невозможно восстановить. В итоге было принято решение восстановить каскад как декоративный элемент с живописными «сухими озерцами». Над каскадом установили скульптуру – копию статуэтки Огюста Родена «Танцевальное упражнение». Статуэтку Родена выбрали потому, что она, во первых, соотносится с временем создания грота. Во-вторых, эта малоизвестная работа мастера не будет вызывать у посетителей ассоциаций с другими туристическими местами, а, наоборот, станет еще одной уникальной особенностью парка. В-третьих, фигура хорошо вписывается в композицию грота.
Восстановленный каскад грота в Саду имени Баумана с копией
скульптуры Родена (фото А. Сивова, 2023)
Основной сложностью при реставрации грота было то, что грот сам является объектом культурного наследия, а предметом охраны – габариты, зафиксированные на время реставрации. Поэтому две пологие лестницы, установленные в советское время, связывающие площадку вершины холма с парком, тоже представляют собой предмет охраны.
В процессе реставрации архитекторы сохранили планировку дорожек на холм. Дорожки и лестницы решено было выполнить каменной кладкой вместо бетонных плит.
Особое внимание было уделено пещере грота. В ходе реставрации там выложили каменный пол, установили два каменных сиденья, сделанных из гальки терраццо. Благоустройство грота касалось освещения лестниц, установки скамеек, урн и бетонных клумб. Освещение было выполнено на торцах лестниц деликатным молочным светом.
Процесс реставрации оказался достаточно долгим. Необходимо было ежедневно выполнять авторский надзор и одновременно вырабатывать новые решения, чтобы преодолевать трудности, возникающие по ходу работ. Так, в ходе раскопок были неожиданно обнаружены ценные археологические артефакты. Самого пристального внимания потребовала реставрация лестниц по сторонам от входа в грот на вершину холма. Согласно проекту, входы обрамлены арками, выложенными из грубого известняка. Восточная арка была полностью утрачена – ее пришлось заново выстроить. Западную арку в процессе реставрации пересобрали, а полуразрушенный архивольт входа восстановили. Сегодня реставрация грота полностью завершена, и он открыт для посетителей.
Сад имени Н. Э. Баумана – культурный объект, сформировавшийся в результате сложных исторических градостроительных и социальных изменений. Этот маленький парк площадью всего пять гектаров, органично вписанный в пространство современного города, является «хранителем времени». Небольшая территория – это и место воспоминаний о Москве, близкой и любимой, и зеленая зона для спокойного отдыха на природе, и оригинальная площадка для детских игр, и территория для занятий спортом после работы. Здесь имеются площадки для эстрадных выступлений, настольного тенниса, зоны со спортивными снарядами, теннисный корт. Зимой работает каток. Сюда приходят отдыхать, танцевать, слушать музыку. Сад притягивает к себе людей из разных районов российской столицы в любое время года – уголок Москвы, востребованный и популярный среди горожан.
Информационные источники
- Постановление Правительства Москвы от 09.04.2022 № 263-ПП «Об утверждении генерального плана развития Государственного сада культуры и отдыха им. Н. Э. Баумана (Центральный административный округ)». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Вергунов А. П. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до нач. XX в.). М.: Культура, 1996. 430 с.
- Голбин А. Ю. «Культурная революция»: становление системы парков культуры и отдыха в СССР 1928–1941 гг. // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2018. № 5 (38). С. 27–36.
- Зольникова А. В Саду им. Баумана впервые с 2009 года открыли грот XIX века. Почему его нужно увидеть // Народный архитектор: [сайт]. 20.09.2022. URL: https://nrdn.ru/vpervye-s-2009-goda-otkryli-grot-xix-veka-v-sadu-im-baumana (дата обращения: 29.08.2023).
- Левина И. Особняк Прове // Узнай Москву: [сайт]. URL: https://um.mos.ru/houses/osobnyak-prove (дата обращения: 29.08.2023).
- Нащокина М. В. Михаил Бугровский – архитектор купеческой Москвы // Архитектурное наследство. 2012. № 56. С. 235–260.
- Романюк С. По землям московских сел и слобод. Ч. 1. М.: Сварог и К, 1998. 625 с.
- Тарабарина Ю. Грот многоликий // Архи.ру. URL: https://archi.ru/russia/98467/grot-mnogolikii (дата обращения: 29.08.2023).
- Устинов И. А. Московская городская усадьба до и после 1812 года // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4. С. 17–25.
References
- Moscow Government Decree of 09.04.2022 No. 263-PP “On Approval of Master Plan for the Bauman Culture and Recreation Garden (Central Administrative District)”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
- Vergunov A. P. Vertograd: Sadovo-parkovoe Iskusstvo Rossii (ot Istokov do Nachala XX veka) [Vertograd: Russian Garden Design] (from the beginning to the early XXth century). Moscow: Kultura Publ., 1996. 430 p. (In Russ.).
- Golbin A. Yu. “The Cultural Revolution”. The Make of a System for Parks of Culture and Leisure in the USSR 1928-1941. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies” Series, 2018, no. 5 (38), pp. 27-36. (In Russ.).
- Zolnikova A. The IX Century Grotto is Open for the First Time Since 2009. Why Should One See in? NRDN BUREAU: [website], 20.09.2022. Available at: https://nrdn.ru/vpervye-s-2009-goda-otkryli-grot-xix-veka-v-sadu-im-baumana (accessed: 29.08.2023). (In Russ.).
- Levina I. Prouve’s Mansion. Discover Moscow: [website], Available at: https://um.mos.ru/houses/osobnyak-prove (accessed: 29.08.2023). (In Russ.).
- Naschyokina M. V. Mihail Bugrovskiy – architect of Merchants’ Moscow. Architectural heritage, 2012, no. 56, pp. 235-260. (In Russ.).
- Romanyuk S. Po Zemlyam Moskovskih Syol i Slobod [Moving around the lands of Moscow’s villages and slobodas]. Part I. Moscow: Svarog and K Publ., 1998. 625 p. (In Russ.).
- Tarabarina Yu. Multifaced Grotto. Archi.ru. Available at: https://archi.ru/russia/98467/grot-mnogolikii (accessed: 29.08.2023). (In Russ.).
- Ustinov I. A. Moscow Town Estate Before and After 1812. Service and tourism: current challenges, 2011, no. 4, pp. 117-25. (In Russ.).
Другие статьи номера