Университет в образовательном пространстве мегаполиса

Университет в образовательном пространстве мегаполиса

Для цитирования: Фивейский В. Ю. Университет в образовательном пространстве мегаполиса // Вестник Университета Правительства Москвы. 2023. № 4. С. 2–9.

В. Ю. Фивейский

Ректор Университета Правительства Москвы, кандидат психологических наук

Университетское образование, имеющее более чем тысячелетнюю историю, прошло путь от небольших объединений по научным интересам до важной отрасли интеллектуального производства, обеспечивающей приток высококвалифицированных специалистов на рынок труда. Сегодня система образования должна сохранять баланс между традиционными и инновационными методами обучения, постоянно отслеживать и внедрять в практику эффективные решения, опробованные участниками образовательного процесса. Университет Правительства Москвы реализует систему мер по повышению качества образования, обеспечивая подготовку управленческих кадров для всех отраслей городского хозяйства и социальной сферы Москвы. Динамичному качественному развитию университета способствуют привлечение преподавателей-практиков, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, тесное взаимодействие с органами власти и подведомственными им учреждениями, направленное позиционирование вуза в городском пространстве, создание и поддержание вузовского комьюнити.

University in the Metropolis Educational Space

V. Yu. Fiveyskiy

Rector of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, PhD in Psychology

University education, boasting a more than a thousand years history, has evolved from small associations united by scientific interests to an important branch of intellectual manufacturing, providing an flow of highly qualified specialists into the labor market. Today, the education system has to maintain a balance between traditional and innovative teaching methods, to monitor right along and implement effective solutions found by participants in the educational process. Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University uses a system of measures to improve the quality of education, providing management personnel for all sectors of the city economy and social sphere of the City of Moscow. The involvement of practitioners as teachers, advanced training of teaching staff, close interaction with authorities as well as with their subordinate institutions, targeted positioning of the university in the urban space, and the creation and maintenance of a university community – all this helps facilitate the dynamic high-quality development of the university.

For citation: Fiveyskiy V. Yu. University in the Metropolis Educational Space. MMGU Herald, 2023, no. 4, pp. 2-9. (In Russ.).

 

В России 2023-й год Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина объявлен Годом педагога и наставника. Этот номер «Вестника Университета Правительства Москвы» посвящен теме образовательного пространства мегаполиса как живой привлекательной среды, создающей инновации и основу для эффективной кооперации университета и города.

Последние три года стали временем беспрецедентной для современных поколений турбулентности во всех сферах жизни общества. Экономические, политические и социальные явления больше не укладываются в привычные трактовки, а новые понятия еще не сформированы. В этих условиях особую значимость приобретают гуманитарные и точные науки, технологии непрерывного обучения и так называемые soft skills – гибкие навыки, которые помогают профессиональной реализации специалиста в любой области человеческой дея­тельности.
Университет Правительства Москвы – основная площадка для подготовки управленческих кадров столичного мегаполиса, экспертно-консалтинговый центр по разработке и внедрению кадровых технологий, реализации масштабных организационных и кадровых проектов в органах власти и подведомственных им учреждениях Москвы.

Одна из ключевых задач Университета Правительства Москвы сегодня – участие в развитии городской экосистемы столицы, т. е. подготовка профессионалов нового формата, способных в различных сферах управления применять имеющиеся знания нестандартным образом, вырабатывать неординарные решения в ответ на вызовы меняющейся действительности.

Специфика Университета Правительства Москвы состоит в том, что он работает с разными целевыми группами населения – со студентами, получающими высшее образование, с госслужащими и сотрудниками государственных учреждений Москвы, которым в рамках служебной деятельности требуется повышение квалификации, с московскими школьниками, жителями пенсионного возраста, а также с молодежью в рамках реализации соответствующих городских проектов. Так, в 2022 г. только в рамках очных программ дополнительного профессионального образования, семинаров и мастер-классов вуз обучил более 270 тыс. человек, а с учетом цифровых и дистанционных курсов университета количество слушателей составило более 1 млн человек.

Университет Правительства Москвы – основная площадка для подготовки управленческих кадров столичного мегаполиса

Активный рост проектов университета определяет развитие новых технологий (организационных, кадровых, цифровых), влияет на кадровый состав вуза: за последнее время количество сотрудников увеличилось в два раза.

За названными цифрами стоят усилия управленческого и профессорско-преподавательского состава по подбору актуальной тематики образовательных программ, разработке рабочих программ с учетом требований рынка труда и состояния той или иной отрасли, выбору наиболее подходящих методик обучения. По­этому в центре внимания Университета Правительства Москвы, как и любого современного высшего учебного заведения, находятся концептуальные вопросы модернизации системы преподавания учебных дисциплин и проблемы организации обучения, создания и развития соответствующей инфраструктуры. В этой сфере Университет Правительства Москвы следует многовековым традициям классического университетского образования.

Основным поставщиком знаний, наиболее релевантных конкретному историческому периоду, на протяжении истории цивилизации являлись университеты. Для страны высшее образование – это залог будущего. В прежние времена тот, кто закончил университет, мог путешествовать и работать в любом государстве. Наряду с этим, несмотря на постоянное переосмысление роли высшей школы в развитии социума, университеты являются своеобразными братствами – местами, где формируются деловые и академические связи, рождаются идеи совместных предприятий, проходят критику и крепнут новые идеи. После окончания обучения многие выпускники сохраняют отношения, установившиеся между ними во время учебы, и поддерживают связи со своей альма-матер.

В своей истории высшие учебные заведения прошли более чем тысячелетний путь. Самое древнее из известных науке академических образовательных учреждений – Александрийский университет – было основано в V в. Найденные в начале XXI в. материальные подтверждения его существования (13 лекционных залов одинакового размера с несколькими полукруглыми рядами скамеек, выстроенных одна над другой по принципу амфитеатра, и с кафедрами для преподавателей) доказывают преемственность принципов формирования учебной инфраструктуры. В Александрийском университете были опробованы многие приемы и методы обучения, существовавшие в древнегреческой Академии Платона, – они доказали свою эффективность и используются в образовательном процессе и сегодня [3].

В платоновском подходе важно отметить не только изучаемые дисциплины, но и форматы обучения. В первую очередь, это работа с наставником и отработка техники диалога. Мышление человека диалогично: нам проще усваивать знания в ходе обсуждения. Долгую историю имеет и традиция наставничества [5]. Практику определения персонального наставника (тьютора) каждому студенту на весь период его обучения можно видеть сегодня во многих известных университетах мира, к примеру, в Оксфорде.

Еще один пример – соперничающий по древности с Александрийским университет Наланда в Индии. Он просуществовал дольше и был разрушен в начале XII в. Сейчас университет собираются восстановить. Археологи отмечают огромное для времени его существования количество преподавателей и студентов, а также развитую инфраструктуру учебного заведения: библиотеки, девятиэтажные здания, многочисленные храмы. Очевидно, что вложения в это заведение воспринимались как инвестиции в будущее страны, и шире – всей цивилизации. Чуть менее древний университет – Аль-Карауин в Фесе (Марокко), основанный в 859 г., – действует и поныне. Причем традиции здесь имеют гораздо большее значение, чем во многих старинных европейских университетах. В Аль-Карауине сохранена такая методика преподавания, как халга. Кстати, до недавнего времени Аль-Карауин не выдавал дипломы, подчеркивая этим тот факт, что важен не диплом, а результат передачи знаний обучающимся.

Самый старый из ныне действующих университетов Европы – Болонский университет, начавший свою работу в конце XI в., – является примером одной характерной европейской традиции. Значительное внимание здесь уделялось и уделяется тому, как студенты влияют на жизнь университета. Среди его самых известных выпускников – Франческо Петрарка, Николай Коперник, Гульельмо Маркони, Энцо Феррари, Микеланджело Антониони.

Нужно понимать, что университеты в самом начале своего становления были скорее общинами единомышленников, объединенных научными интересами, – то есть образование являлось побочным продуктом изыскательского процесса. В эпоху Возрождения университетская наука шагнула за рамки схоластических рассуждений и обрела экспериментальную основу и практическую ориентацию. Высшая школа поставила перед собой цель формирования активной личности, способной к преобразованию мира вокруг себя. Таким образом, университеты стали точкой притяжения не только лучших ученых, но и лучших учеников, становящихся их студентами. К XVIII в. выстраивается ступенчатая система обучения, включающая в себя начальное, среднее и высшее образование.

В России традиции фундаментального образования и системной научной работы развивались Академией наук и образовательными учреждениями – гимназиями и университетами. Становление этих традиций приходится на XVIII в. [1]. Цель создания высших учебных заведений – научно-техническое развитие страны, просвещение. Примечательно, что спе­цифика организации работы коллектива вуза, от ректора до младших сотрудников, по своей сути соответствовала государственной гражданской службе.

Именно в образовании вызрели истоки промышленной революции, которая вывела человеческую цивилизацию на совершенно новый уровень. К середине XIX в. университеты начали расширять число факультетов, переходя к более массовой подготовке технических, инженерных, а также управленческих кадров. Это позволило менее чем за сто лет довести уровень развития производства и, соответственно, всей социально-экономической сферы до перехода к постиндустриальному обществу. В XXI в. университет, как и система образования в целом, фактически становится производственной отраслью, выпускающей на рынок труда профессионалов высшей квалификации [4].

Значимой традицией в истории развития университетов является привязка к территории, на которой они расположены. Оксфорд, Кембридж, Принстон, Тарту и другие известные университеты – градообразующие организации для мест своего расположения, по праву получившие название студенческих городов. В университетском пространстве России яркими примерами позиционирования территории с привязкой к вузу являются Академгородок в Новосибирске, Уральский федеральный университет в Екатеринбурге, Томский государственный университет, Казанский федеральный университет. Более того, одним из стратегических направлений развития системы высшего российского образования является создание сети современных университетских кампусов – инновационных и социальных центров, неотделимых от пространственного развития городов и регионов.

Популяризация местной истории, традиций, имен лучших педагогов и выпускников – важный и перспективный элемент позиционирования и самоидентификации вуза. Но привлечение выдающихся ученых и практиков в число профессоров, а значит, и подготовка выдающихся профессионалов в своей отрасли невозможны без соответствующей инфраструктуры. Именно поэтому сегодня в масштабных международных исследованиях деятельности высших учебных заведений показателем оценки эффективности обязательно является уровень развития их инфраструктуры.

Популяризация местной истории, традиций, имен лучших педагогов и выпускников – важный и перспективный элемент позиционирования и самоидентификации вуза

В ходе регулярного общения с представителями отечественных и зарубежных образовательных организаций различного уровня Университет Правительства Москвы постоянно сравнивает собственные наработки с их опытом, что позволяет избегать применения неэффективных методик как непосредственно в процессе обучения, так и в управлении. Вуз, учитывая обширный университетский опыт предыдущего тысячелетия, с одной стороны, и требования современных социально-экономических процессов – с другой, сосредоточивает внимание на трех составляющих высшего образования – преподавателях, студентах и инфраструктуре, которая обеспечивает их эффективное и результативное взаимодействие.

Несмотря на свой молодой возраст, Университет Правительства Москвы уже сформировал собственные традиции подготовки специалистов для управления мегаполисом и ведет серьезную работу в рамках задач, поставленных руководством города. Их уровень сложности постоянно возрастает, а масштаб увеличивается, диверсифицируются направления проектов, в которых вуз принимает участие. Актуальным становится вопрос о возможности тиражирования разрабатываемых технологий для использования как в регионах, так и на федеральном уровне.

Университет Правительства Москвы постоянно укрепляет позицию передовой площадки для формирования новых моделей и инструментов управления городом, оставаясь при этом ключевым звеном системы подготовки управленцев нового типа. Речь здесь идет как об инфраструктурных проектах, направленных на создание современного образовательного пространства с использованием технологий сегодняшнего и завтрашнего дня, так и о выстраивании единой цифровой архитектуры вуза.

Между тем самым ценным ресурсом для качественных изменений и реформ, несомненно, является человеческий капитал. Логика реформ высшего образования обусловливает необходимость постоянного наращивания компетенций современного преподавателя высшей школы. Это не просто педагог, входящий в аудиторию и транслирующий знания о своем предмете. Это и модератор, управляющий групповой динамикой, и организатор проектной, интерактивной деятельности студентов, и эксперт-практик, владеющий инструментарием смежных дисциплин. Умение сочетать традиционные подходы в обучении для формирования профессиональных навыков и инновационные методики, развивающие гибкие навыки, становится конкурентным преимуществом преподавателя. Профиль современного студента изменился, меняются подходы и технологии работы в студенческой группе. Получение постоянной обратной связи от студентов, выстраивание общения в форме диалога, организация командной проектной работы – инструменты, позволяющие понять и повысить уровень мотивации студентов к обучению.

Университет Правительства Москвы уже сформировал собственные традиции подготовки специалистов для управления мегаполисом

Важный элемент концепции развития университета как образовательной системы – выстраивание траектории непрерывного профессионального развития профессорско-преподавательского состава. Основой создания возможностей для повышения педагогического мастерства является в том числе разработка критериев высокопрофессионального преподавателя вуза, которые в Университете Правительства Москвы получили название «золотого стандарта преподавателя». К таким критериям относятся практико-ориентированный подход в преподавании, владение метапредметными компетенциями, использование инновационных форм и методов обучения, корректное встраивание в образовательный процесс цифровых образовательных технологий. «Золотой стандарт преподавателя» как кодекс профессионализма должен стать не только инструментом оценки качества работы преподавателя, фактором его мотивации к постоянному развитию, но и основой для формирования бренда преподавателя Университета Правительства Москвы.

В университете с 2022 г. реализуется проект по повышению квалификации преподавателей, позволяющий выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития, удовлетворить потребность в прикладных знаниях и компетенциях. В рамках проекта в вузе организованы выступления руководителей и специалистов контура Правительства Москвы в формате дискуссий, круглых столов, тренингов. Практикуются выездные занятия преподавателей на городских объектах. Такие мероприятия позволяют получить самую актуальную информацию о жизни мегаполиса, реализуемых и планируемых проектах, сформировать понимание о том, какие именно специалисты необходимы Москве здесь и сейчас. Отдельный инструментальный трек программы посвящен интерактивным форматам обучения и цифровым образовательным технологиям.

В целом программа повышения квалификации с брендовым названием «PRO Мастерство» построена на концепции обмена лучшими практиками, накопленным опытом, педагогическим и проектным инструментарием преподавателей Университета Правительства Москвы и внешних экспертов-практиков. Ожидаемые результаты – формирование единого пространства для коммуникации профессорско-преподавательского и экспертного сообществ, создание и реализация межкафедральных проектов и программ, аккумулирование кейсов и практического материала в контексте междисциплинарного подхода.

Среди уже реализованных успешных межкафедральных проектов, объединивших знания и опыт преподавателей кафедры государственного управления и кадровой политики и кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права, следует отметить цикл интерактивных мероприятий ProfiVibe. Интер­активные интеллектуальные игры, тренинги и квизы по направлениям «ProfiVibe: прокачай свободу, избавься от манипуляций» и «ProfiVibe: прокачай свои цели» проведены для студентов первого и второго курсов для формирования гибких навыков – умений управлять эмоциональным интеллектом, работать с негативной информацией, ставить цели, а также компетенций командообразования.

С 2022 г. реализуется проект по повышению квалификации преподавателей, позволяющий выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития

В текущем учебном году стартовал межкафедральный проект «Изучение математики – обучение математикой», направленный на усиление математического компонента в дисциплинах управленческих направлений подготовки. Большие данные, а также подходы и методы обработки полученных данных становятся дополнительным инструментом для государственного и корпоративного управления. Возникает необходимость во владении специальными навыками для обработки и восприятия информации в тех областях знаний, которые традиционно считались гуманитарными. В рамках проекта проведена работа по актуализации учебных планов и рабочих программ дисциплин для формирования новой компетентностной модели выпускника управленческого профиля. В планах – организация серии мастер-классов для студентов по профилям подготовки от экспертов-практиков по применению математического инструментария в профессиональной деятельности (математика для менеджера, математика для государственного служащего, математика для HR-специалиста).

Привлечение к образовательному процессу экспертов и специалистов города – эффективная практика, широко используемая в Университете Правительства Москвы. Регулярные мастер-классы, упомянутые выше выездные занятия, лекции и семинары – все эти форматы используются для взаимодействия с городскими структурами не только с целью усиления практической направленности обучения и повышения педагогического мастерства преподавателей, но и для развития корпоративной культуры вуза, поддержки позитивного имиджа, привлечения абитуриентов.

Значимым проектом, реализуемым в университете, является «Школа практической юриспруденции». Курс для студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры направления подготовки «Юриспруденция» ведут юристы с высочайшим уровнем экспертизы, уникальными компетенциями и опытом, советники Правового управления Правительства Москвы В. М. Ланда и Э. Л. Аветисянц.

 

«Курс читают юристы с уникальными компетенциями и опытом, и это выгодно отличает названную программу от простого наставничества. Результатами реализации данного проекта должны стать, во‑первых, сокращение времени вхождения выпускника в практическую работу, во‑вторых, востребованность программы среди работодателей (в нашем случае — руководителей юридических подразделений). Курс предлагает эксклюзивные знания и опыт, которые позволяют существенно продвинуться уже на старте карьеры».

П. А. Гончаренко, первый заместитель руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы [2, с. 6]

 

Проект продолжился серией выступлений для студентов непрофильных направлений подготовки. В октябре 2023 г. прошел мастер-класс «Правовое обеспечение реализации городских проектов в Москве: взаимодействие управленцев и юристов» для студентов, обучающихся по программам «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом». Опытные практики показали на множестве примеров значение правовой экспертизы при принятии управленческих решений, роль суда в защите прав всех горожан, Правительства Москвы.

Встречи студентов и преподавателей Университета Правительства Москвы с экспертами города не всегда носят сугубо обучающий характер. Так, в ноябре 2023 г. в вузе стартовал проект «Среда с PROфессионалами» – тематические неформальные встречи с известными людьми, на которых затрагиваются интересные темы для дискуссий, происходит обмен идеями, возникают возможности для общения и нетворкинга.

Специфика Университета Правительства Москвы как вуза управленческого, практико-ориентированного, прикладного диктует необходимость привязки обучения к практическим задачам, которые ставит город. Здесь реализуется проект по организации стажировок студентов в департаментах Москвы и подведомственных им организациях. Студенты, прошедшие отбор, имеют возможность уже с первого курса погрузиться в практическую деятельность и проекты города под руководством наставников-практиков. Стажеры старших курсов нередко получают приглашение продолжить свою работу в контуре Правительства Москвы в качестве официально трудоустроенных сотрудников. В ближайшем будущем проект планируется масштабировать за счет расширения перечня возможных мест прохождения стажировок, а также привлечения к участию в стажировках профессорско-преподавательского состава. Готовится к запуску проект «1 + 5», в основе концепции которого – создание проектных групп в составе пяти студентов под руководством преподавателя-наставника для совместных стажировок и разработки проектов по решению конкретных задач от подразделений департаментов Москвы и подведомственных им организаций.

Стажеры старших курсов нередко получают приглашение продолжить свою работу в контуре Правительства Москвы в качестве официально трудоустроенных сотрудников

Сам Университет Правительства Москвы выступает уникальной эффективной площадкой для получения прикладных навыков и умений. Потенциал возможностей для дальнейшего привлечения студентов к практической деятельности вуза огромен. Университет на протяжении почти 30 лет изучает и совершенствует систему городского управления, передает лучший опыт и реализует кадровые проекты. Накопленные большие данные можно применять для анализа информации, моделирования и прогнозирования процессов, использования эмпирики в научно-исследовательской работе. Разработаны концепция и дорожная карта проекта «Лаборатория кадровых технологий “PROкадры”». Проект предполагает объединение кадров высшего и дополнительного профессионального образования университета для интеграции научно-практических исследований и образовательного процесса. Привлечение студентов к проектам «Лаборатории» дает возможность на практике изучить основы работы бизнес-аналитика, приобрести навыки работы с нейросетями, собрать эмпирический материал для участия в грантовых конкурсах и написания выпускных квалификационных работ. Результатами проектов станут аналитические отчеты и материалы, уточненные компетентностные модели специалистов для принятия управленческих и кадровых решений на уровне органов исполнительной власти Москвы и подведомственных им организаций.
Системно организованная совместная работа преподавателей и студентов над решением прикладных задач от города, привлечение к командной работе над проектами экспертов контура Правительства Москвы, успешных выпускников университета станут фундаментальной основой для создания института наставников и менторов и выстраивания индивидуальной образовательной траектории студентов. Результат – востребованные выпускники, готовые к работе на благо города.
Что объединяет проекты по реформированию высшего образования в Университете Правительства Москвы? Принцип человекоцентричности. В центре изменений – ценности каждого участника образовательного процесса – студента, преподавателя, руководителя, работодателя. Реализация принципа человекоцентричности возможна лишь в логике продуктового подхода. Такие проекты, как «Золотой стандарт преподавателя», «PRO мастерство», «Лаборатория кадровых технологий “PROкадры”», «Среда с PROфессионалами» и другие, образуют программу развития системы высшего образования Университета Правительства Москвы – «PRO Университет».

Каждое из уже реализуемых или проектируемых направлений развития Университета Правительства Москвы заслуживает отдельной статьи или дискуссии, и такие дискуссии регулярно проводятся совместно профессорско-преподавательским составом, обучающимися вуза и внешними экспертами. Наиболее важными характеристиками политики университета в отношении совершенствования образовательного процесса и позиционирования вуза как общегородской экспертно-аналитической площадки являются ее согласованность с задачами развития города и релевантность используемых методов и инструментов современной социально-экономической, технологической и информационной конъюнктуре.

Ценностная парадигма вуза, основанная одновременно на бережном отношении к традициям и открытости инновациям, – дорога, ведущая к успеху, востребованности и поддержанию высокого качества образования в пространстве столичного мегаполиса.

Информационные источники

  1. Андреев А. Ю. Начало университетского образования в России в отечественной и зарубежной историографии // Оте­чественная история. 2008. № 4. C. 157–169.
  2. Гончаренко П. А. Нормотворческий процесс: можно ли спланировать будущее? // Вестник Университета Правительства Москвы. 2020. № 1. С. 3–6.
  3. Петросянц Д. В. Современные методы оценки эффективности деятельности университетов. М: Проспект, 2022. 176 с.
  4. Три миссии университета: образование, наука, общество / под ред. В. А. Садовничего [и др.]. М.: МАКС Пресс, 2019. 440 с.
  5. Югфельд Е. А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN522.pdf (дата обращения: 17.11.2023).

References

  1. Andreev A. Yu. The Beginning of Russian Higher Education in Domestic and Foreign Historiography. National History, 2008, no. 4, p. 157-169. (In Russ.).
  2. Goncharenko P. A. Rulemaking Process: Can the Future be Planned? MMGU Herald, 2020, no. 1, pp. 3-6. (In Russ.).
  3. Petrosyants D. V. Sovremennye Metody Otsenki Effektivnosti Deyatel’nosti Universitetov. Moscow: Prospekt Publ., 2022. 176 p. (In Russ.).
  4. Sadovnichi V. A., ed. [et al.]. Three Missions of a University: Education, Science, and Society. Moscow: MAKS Press Publ., 2019. 440 p. (In Russ.).
  5. Yugfeld E. A. On the Issue of the Phenomenon of Mentoring: a Historical Aspect. World of Science. Pedagogy and psychology, no. 10 (5), 05PDMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN522.pdf (aссessed: 02.12.2023). (In Russ.).