Дискурс благополучия: развитие образования в московской школе

Дискурс благополучия: развитие образования в московской школе

Для цитирования: Сурков А. А. Дискурс благополучия: развитие образования в московской школе // Вестник Университета Правительства Москвы. 2023. № 4. С. 12–16.

А. А. Сурков

Директор ГБОУ «Школа № 1576» города Москвы, кандидат философских наук

За последние десять лет в московском образовании произошли кардинальные изменения, которые обеспечивают возможность школам оставаться действительно современными. Ключевые процессы, определяющие жизнедеятельность столичных образовательных организаций, создают для детей основу благополучия в нынешнем понимании этого слова. Отношение к содержанию термина «благополучие ребенка» изменилось, поэтому школы и колледжи перестраивают свои рабочие процессы так, чтобы отвечать запросам москвичей, имеющих детей-школьников. Сегодня родители заинтересованы не только в академических результатах, но и в безопасности, психологическом комфорте, возможности приобретения социального и культурного капитала ребенком в стенах школы. В Москве создана общая образовательная среда. Ее техническая база – цифровые платформенные решения, которые позволяют всем участникам образовательного процесса взаимодействовать друг с другом в онлайн-режиме. Родители могут осуществлять дистанционную координацию детей во время учебного дня. В Москве создана единая экосистема образования, включающая различные городские организации и учреждения, так что школа взаимодействует со многими партнерами, задействуя их в образовательном процессе.

Discourse of Well-being: Education Development in Moscow School

A. A. SURKOV

Director of the State Budgetary Educational Institution of the City of Moscow School No. 1576

Over the past ten years, schools have undergone considerable changes that provide them being really modern. The key processes that determine the life of the Moscow capital educational institutions create the basis for children’s well-being in the current meaning of the word. The term “child well-being” has been treated in a new way nowadays, therefore schools and colleges are restructuring their work processes to meet the needs of Muscovites with schoolchildren. Today, parents are interested not only in academic results, but also in safety, psychological comfort, and the opportunity for their child to acquire social and cultural capital within the walls of the school. A united educational environment has been created in Moscow. Its technical base is digital platform solutions that allow all the participants of the educational process to interact with each other online. Parents can coordinate children remotely during the school day. A unified education ecosystem has been created in Moscow that includes various organizations of the city, so that the school interacts with many partners, involving them in the educational process.

For citation: Surkov A. A. Discourse of Well-being: Education Development in Moscow School. MMGU Herald, 2023, no. 4, pp. 12-16. (In Russ.).

 

Обращаясь к современности, необходимо держать в уме широкий спектр дискуссий об особенностях разворачивающихся на наших глазах соци­альных, культурных, исторических процессов. Если обратить внимание на непосредственное значение термина «современный» – «относящийся к одному времени с чем-либо», мы получим возможность по-новому взглянуть на эти процессы.

Современная школа должна быть сообразна представлениям детей, которые в нее приходят. Во-первых, она должна быть актуальна с материально-технической точки зрения. Мир, окружающий ребенка не менее четырех часов ежедневно, не должен радикально отличаться от того, который он видит вне стен образовательной организации. Во-вторых, педагоги должны отчетливо понимать особенности поколения, с которым им приходится работать сейчас, осуществлять постоянную тонкую подстройку методов и технологий, своего языка в самом широком смысле этого слова.

Популяризация бессчетных поверхностных текстов о миллениалах, поколениях X, Z, «альфа» привела к недостаточно серьезному отношению к проблематике различий. Как следствие, довольно редко в профессио­нальном сообществе обсуждают исследования в области социологии и антропологии, фиксирующие реальные особенности детей 2020-х гг., в том числе проживающих в Москве.

Поэтому важно рассмотреть изменения, которые произошли в понимании благополучия ребенка родителями (и обществом в целом). Затем проанализировать их корреляцию с процессами, обеспечивающими развитие московской системы образования.

Характерная черта нашего времени – целостное представление о «благополучии», включающее в себя множество элементов, помимо академической успешности [3]. Нынешнее понимание термина включает в себя и обновленные представления о безопасности, определяющие базовый уровень доверия родителей к системе образования. Все больше матерей и отцов обращают внимание не только на традиционные маркеры физического здоровья – санитарно-гигиенические условия, травматизм и т. п. Им важны также психологический климат, особенности питания, безопасность используемого учебного контента, этичность коммуникации и т. д. Контроль за этими параметрами сегодня упрощен благодаря развитию мобильной связи, систем навигации, социальных сетей, мобильных приложений. В обычную практику родителей вошло отслеживание перемещений детей дистанционными способами [1].

Образовательная среда московской школы обеспечивает родителям дополнительные возможности. Например, сервис «Москвенок» позволяет получать данные о времени входа в школу и выхода из нее; управлять покупками ребенка в буфете; выбирать и заказывать горячее питание; исключить пользование наличными деньгами в школе; знать все о рацио­не питания ребенка.

«Московская электронная школа» (МЭШ) является важнейшим элементом городской цифровой среды. Сегодня она – не только электронные журнал и дневник, которые позволяют участникам образовательных отношений в режиме онлайн получать обратную связь. МЭШ – больше, чем библиотека ресурсов, гарантирующая возможность поиска информации среди верифицированного методистами контента. Это особенно важно, учитывая, что детей окружает мир, где основными платформами «общения и репрезентации становятся социальные сети и мессенджеры» [2, с. 52], а бесконтрольное погружение в виртуальные миры чревато различными видами зависимостей, столкновением с нежелательным контентом. Поэтому «проблему медиакомпетентности подростков необходимо рассматривать в трех аспектах: умения искать информацию и создавать свои медиатексты, коммуникативных навыков и умения общаться, навыков в сфере безопасности» [2, с. 52]. МЭШ позволяет школьникам формировать эти навыки и, кроме того, дает возможность ребенку систематизировать все, что касается его собственных интересов (школа, кружки и секции, олимпиады, посещение учреждений культуры).

«Московская электронная школа» является важнейшим элементом городской цифровой среды

Отдельно стоит отметить, что постепенно меняется методическая культура педагогов и управленцев от образования: представить себе сегодня разговор о качестве подготовки выпускников без перехода к тематике больших данных крайне затруднительно. Коллеги, которые не один год работают в школе, могут возразить, что раньше также происходили сбор и систематизация количественной информации. К примеру, после первой четверти завучу необходимо было подготовить статистический отчет, содержащий сведения о количестве отличников, хорошистов, троечников и не­у­спевающих. Отчет был, безусловно, формой контроля. Однако теперь данных много, и появилась возможность их полноценной обработки, включающей более глубокий анализ. Сейчас можно выявить все элементы, из которых состоит педагогическая ситуация, моделировать разные варианты решений, быть гибкими в их выборе, в то же время понимая, что они опираются на действительно существующие взаимосвязи.

Наконец, обработка больших данных дает возможность избавиться от некогда широко бытовавшей практики объяснять причины всех сложностей обучения стереотипными клише, навешивая ярлыки и пренебрегая деталями. На достаточно большой выборке теперь можно увидеть конкретные дефициты в обучении, стоящие за трудностями в освое­нии учебного материала. Удается выявить те типы задач, где у школьников чаще возникают сложности, и те темы из предыдущих лет обучения, которые действительно требуют повторения. Еще в большей степени, чем раньше, становятся непедагогичными эмоциональные интуитивные решения и выводы педагога: «по-видимому, этому ребенку никогда не понять геометрию» или «этот ученик должен повторять весь материал, который был изучен до девятого класса».

Не все аспекты анализа реализованы идеально, как хотелось бы школьным практикам и руководству, еще есть перспективы для роста. Но школа учится работать с данными о ключевых процессах, определяющих ее основную деятельность. Необходимо продолжить формировать правильную культуру работы с числовой информацией об обучении детей, развивать методическую среду, подбирать оптимальные решения для каждой конкретной учебной ситуации (каждого ученика).

Цифровые сервисы являются неотъемлемой частью жизни современного ребенка (как и его родителей), однако далеко не основной. Детство – это не подготовка к взрослой жизни, оно самоценно. Именно поэтому школа должна организовать для ребят такие условия, которые позволили бы им раскрыть свое «я», научиться взаимодействовать с окружающими их людьми и находить выход из самых разных ситуаций.

Заметим, в том числе и исходя из собственных наблюдений, что у родителей и детей изменилось отношение к вопросам психологической помощи. Сегодня душевному спокойствию детей уделяется огромное внимание. В каждой московской школе работает служба социально-психолого-педагогического сопровождения детей. Создан единый городской стандарт их деятельности, на уровне межрайонных советов существуют и профессиональные объединения. На стратегическом уровне такой подход позволяет обеспечить каждого ребенка базовым уровнем помощи, не лишая в то же время образовательные организации возможности расширять ее за счет собственных уникальных проектов. К тому же к выстроенной сети школьных служб намного легче подключать (что и произошло) коллег из различных городских учреждений. Для любого руководителя это важные шаги, поскольку московская школа строится не по селективной, а по инклюзивной модели.

В школе № 1576, которую возглавляет автор данной статьи, учится больше 6 тыс. человек. Ежегодно среди них есть ребята – победители и призеры заключительного (федерального) этапа всероссийской олимпиады школьников. Вместе с ними за партами и в дошкольных группах обучаются более двухсот детей с ОВЗ. Школа – модель общества. Она, обеспечивая всем равные права, создавая для каждого условия, позволяющие достигать личностно значимых результатов, тем самым способствует развитию всего общества через развитие отдельно взятого человека, и наоборот.

Удивительное свойство человеческой психики – базовая потребность в совместности. Эту особенность отмечают, например, психологи, придерживающиеся теории привязанности. Издания на эту тему сегодня доминируют в книжных магазинах на полках с литературой для родителей. Б. Д. Эльконин сформулировал, переводя на язык деятельностной педагогики, названную потребность так: «Субъектность возникает в полноте совместного действия взрослого и ребенка» [5]. Если мы хотим, чтобы выпускники были самостоятельными ответственными людьми, осознающими себя гражданами страны, готовыми действовать исходя из этой позиции ради общего блага, то в школе должно быть создано пространство для открытого и честного диалога между всеми заинтересованными сторонами. Речь идет не столько о коллективно-творческих делах, прописанных в нормативных документах, сколько о таком школьном укладе, в котором отводится должное место обучению ребят конструктивному взаимодействию друг с другом. В более широком смысле – коммуникации. Дети должны в том числе понимать, какие существуют способы и технологии решения конфликтных ситуаций. Надо признать, что зачастую взрослые сильно сужают пространство действий подрастающего поколения, сводя варианты реакций к альтернативе «дать сдачу» – «подставить другую щеку».

Сегодня в школах открыты службы примирения. Ребята под руководством педагогов сами учатся работать в рамках различных медиативных практик, позволяющих найти оптимальные выходы из конфликтной ситуации. Нужно подчеркнуть, что названная практика представляет собой не отдельные находки коллективов школ и колледжей, а городские решения, встроенные в единое городское образовательное пространство.

Выше затронуты те процессы, которые определяют благополучие ребенка с точки зрения его академической успешности и психологического комфорта в школе. Однако для большинства московских семей важна и насыщенность внешкольной жизни юного горожанина. И в Москве у ребят есть уникальный шанс сформировать социальный и культурный капитал. Для юных москвичей школа является проводником в Город возможностей. Город открывает себя школе – здесь есть музеи, известные исторические места, парки, волонтерские центры и просветительские и образовательные программы, театры, работодатели, университеты и институты.

Для юных москвичей школа является проводником в Город возможностей

Конечно, было бы бесперспективно выстраи­вать профориентационную работу в школах без посещения тех организаций, чье дело является значимым для города и страны, уникальным с точки зрения технологии, продуктов, организационных структур. Именно к этим работодателям нынешние ученики, возможно, придут после окончания школы.

Не будет преувеличением сказать, что в российской столице создана единая экосистема образования, и любой элемент городской инфраструктуры может быть задействован в образовательном процессе. В качестве иллюстрации можно взять предпрофессиональные классы. Стандарт их деятельности предполагает теснейшее взаимодействие с профильными вузами и практическое погружение ребят в будущую профессию. Ученики медицинского класса знакомятся с городской системой здравоохранения, непосредственно посещая поликлиники и больницы. Будущие инженеры видят реальное содержание своей профессии, наблюдая технологические процессы на самых современных производствах. Ученики из предпринимательских классов имеют возможность опробовать свои идеи вместе с состоявшимися профессионалами, которые уже смогли добиться успеха в бизнесе. В свою очередь, сотрудничество с вузами по многим направлениям имеет характер сетевого взаимодействия. Оно носит не событийный характер, а подразумевает реальную системную адаптацию рабочих программ по предметам к той объективной реальности, которая ждет выпускников в колледжах, институтах, университетах, на рабочих местах.

Современность школы определяется не толь­ко широкой сетью партнеров, которые обеспечивают развитие нашего государства и его столицы. Материальная среда вокруг нынешних детей за последние десять лет с небольшим кардинально изменилась: в школах появились инженерные и медицинские лаборатории, ИТ-полигоны. Разработаны единые принципы организации пространства, которые позволяют постепенно трансформировать школьные здания таким образом, чтобы они отвечали самым актуальным трендам дизайна: обладали гибкостью (многофункциональностью, многоформатностью, открытостью и т. д.), были безопасными и эффективными в эксплуатации. Все материалы, касающиеся моделирования образовательной среды, современной ребенку сегодня, представлены в открытом доступе специалистами Департамента образования и науки города Москвы [4].

Разные, на первый взгляд, процессы определяют жизнедеятельность образовательной организации. Они являются внутренне связанными и коррелируют с актуальными представлениями о благополучии детей. Образова­тельный результат всегда отложен, а степень прогнозируемости общества на горизонте 11–15 лет невысока. Однако многие возможные элементы картины будущего заложены в окружающей нас реальности, ожидая лишь подходящего момента реализации своего потенциала. Поэтому именно ориентация на актуальные потребности и представ­ления московских семей позволяет москов­ским школам эффективно выстраивать про­цессы обучения и воспитания. Это означает, что диалог, который выстраивают управленческие команды школ с учениками, педагогами, родителями, и есть фундаментальное условие реализации коллективных представлений о благополучных детстве, отрочестве и юности.

Информационные источники

  1. Бочавер А. А., Поливанова К. Н., Павленко К. В. Гулять или не гулять? Как современные родители организуют независимую мобильность детей // Городские исследования и практики. 2020. Т. 5. № 3. С. 38–53. DOI: https://doi.org/10.17323/usp53202038–53.
  2. Жуков А. Д. Роль медиакомпетентности в контексте информационно-коммуникативных увлечений современных подростков // Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление: сб. тр. XIV Междунар. науч.-практ. конф. (6–8 апреля 2021 г., Москва) / сост. А. А. Бочавер, М. Я. Кац; отв. ред. А. А. Бочавер; НИУ ВШЭ. М.: Высшая школа экономики, 2021. С. 51–54.
  3. Поливанова К. Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 26–34.
  4. Принципы организации образовательной среды // ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ: [сайт]. URL: https://dirstroy.dogm.mos.ru/legislation/princips-org (дата обращения: 24.10.2023).
  5. Эльконин Б. Д. Уровни субъектности // Лаборатория субъектности (МГПУ, ГБОУ «Школа № 734»): [сайт]. URL: https://hl.mgpu.ru/lab (дата обращения: 24.10.2023).

References

  1. Bochaver A. A., Polivanova K. N., Pavlenko K. V. To Walk or Not to Walk? How Modern Parents Organize the Independent Mobility of Children. Urban Studies and Practices, 2020, vol. 5, no. 3, pp. 38-53. DOI:10.17323/usp53202038-53.
  2. Zhukov A. D. The Role of Media Competence in the Context of Information and Communication Hobbies of Modern Teenagers. In Bochaver A. A., Kats M. Ya., comp., Bochaver A. A., ed., HSE, Institute of Education. Podrostok v Megapolise: Distancionnoe Vzroslenie: a Collection of Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference (April, 6‑8, 2021, Moscow). (P. 51-54). Moscow: HSE Publ., 2021. (In Russ.).
  3. Polivanova K. N. New Educational Discourse: The Well-Being of Schoolchildren. Cultural‑Historical Psychology, 2020, vol. 16, no. 4, pp. 2634. (In Russ.).
  4. Principles of Organizing the Educational Environment. Government Agency “Directorate for Construction and Reconstruction” of the City of Moscow Department of Education and Science: [website]. Available at: https://dirstroy.dogm.mos.ru/legislation/princips-org (aссessed: 24.10.2023). (In Russ.).
  5. Elkonin B. D. Levels of Subjectivity. Laboratory of Subjectivity (MCU, SBEI No. 734)[website]. Available at: https://hl.mgpu.ru/ lab (accessed: 24.10.2023). (In Russ.).