Этнокультурное просвещение молодежи: проекты столичного мегаполиса

Этнокультурное просвещение молодежи: проекты столичного мегаполиса

Для цитирования: Омельченко Е. А., Кривенькая М. А. Этнокультурное просвещение молодежи: проекты столичного мегаполиса // Вестник Университета Правительства Москвы. 2024. № 1. С. 13–17.

Е. А. Омельченко

Декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера», доктор исторических наук

М. А. Кривенькая

Директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат филологических наук

Россия была и остается многоязычным мультикультурным пространством, а в ее столице проживают представители многих этносов. Несколько культурно-просветительских проектов для школьников и студентов реализуются сегодня в городе при участии департаментов Правительства Москвы, школ, университетов и некоммерческих организаций. Проекты направлены на расширение знаний о разнообразии российского общества, выступают средством решения задач гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, способствуют укреплению горизонтальных и межпоколенческих связей в социуме. Участие в проектах помогает осознать ценность разнородного культурного пространства России, способствует укреплению межнационального мира и согласия.

Ethnocultural Education of the Young: Capital Metropolis Projects

E. A. Omel'chenko

Dean of Regional Studies and Ethnocultural Education Department of Moscow Pedagogical State University, Head of “Ethnosphera” Center for Intranational Education, Doctor of History

M. A. Kriven’kaya

Director of Center for Regional Studies and Humanitarian and Educational Cooperation of Moscow Pedagogical State University, PhD in Philosophy

Russia has always been and still remains the land of many languages and many cultures with representatives of many ethnic groups residing in its Capital. Several cultural and educational projects for school and university students are being realized in the city today with participation of Moscow Government Departments, schools, universities and non-commercial organizations. The projects are spearheaded at widening knowledge about the diversity of Russian society, they are also means of addressing the tasks of civil and patriotic as well as spiritual and moral upbringing of the young, help strengthening horizontal and intergenerational ties within the social medium. Taking part in these projects is instrumental in bringing about realization of the values of Russia’s cultural space diversity together with consolidating inter-ethnic peace and harmony.

For citation: Omel’chenko Ye. A., Kriven’kaya M. A. Ethnocultural Education of the Young: Capital Metropolis Projects. MMGU Herald, 2024, no. 1, pp. 13-17. (In Russ.).

 

В Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года [2] сформулированы задачи для столичной системы образования в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. В соответствии с документом необходимо находить и применять в обучении новые формы социокультурной деятельности, которые позволяют развивать в юных москвичах межкультурную компетентность. Нужно формировать в обучающихся гражданскую идентичность, как общероссийскую, так и региональную (московскую). Спустя год после принятия стратегии, в ноябре 2017 г., в Университете Правительства Москвы прошла тематическая конференция «Единство в различиях» [8]. Участники обсуждали первые результаты реализации программного документа. С тех пор спектр средств укрепления межнационального мира и согласия в столице расширился значительно. Поставленным задачам отвечают мероприятия, связанные с изучением языков и культур народов России (в первую очередь, проживающих в Москве). Важны также темы цивилизационного наследия и культурного наследия народов, сформировавших многонациональный состав страны.

Яркий пример последовательной комплексной междисциплинарной работы в названной сфере демонстрируют современные городские проекты по этнокультурному просвещению. Создатели проектов сочетают разные формы просветительской и исследовательской деятельности, применяют различные методы педагогической работы и вовлечения нескольких категорий обучающихся. Одновременно проекты отражают запрос образовательных организаций Москвы на те педагогические технологии и практики, которые лучшим образом соответствуют многонациональному составу как самой школы, так и района, где она находится. Данные инициативы Правительство Москвы реализует в сотрудничестве с педагогической и академической общественностью столицы. Поддержку организаторам проектов оказывают Департамент образования и науки города Москвы и Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Методическое сопровождение обеспечивают, с одной стороны, эксперты и специалисты МПГУ (кафедра ЮНЕСКО и факультет регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования), с другой – АНО Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера».

Культурно-просветительский проект «Москва многоликая и разноязычная» реализуется в столице при поддержке Департамента образования и науки города Москвы с 2014 г. [3]. Сегодня в московских школах в классах вместе учатся носители различных этнических идентичностей, традиций, языков, представители разных конфессий. Поэтому столичным школьникам особенно важно научиться правильно воспринимать культурное разнообразие Москвы, понимать его исторические корни. Проект нацелен на просвещение школьников пятых – десятых классов. Их учат замечать в современном пространстве города следы разных исторических эпох, влияния культур различных народов и религий. Их знакомят с разнообразием памятников культурного наследия прошлого и настоящего.

Столичным школьникам особенно важно научиться правильно воспринимать культурное разнообразие Москвы, понимать его исторические корни

Просветительский проект «Москва многоликая и разноязычная» стал частью большого общенационального цикла мероприятий – Международного десятилетия языков коренных народов, проводимого в России в 2022–2032 гг. [1]. Традиционно он стартует каждый год в рамках мероприятий, приуроченных к Международному дню родного языка, приходящемуся на 21 февраля. Самой крупной городской площадкой для студентов и школьников с 2017 г. является Московский педагогический государственный университет. В февральские дни здесь проводят интеллектуальные игры и мастер-классы, далее проект продолжается серией просветительских занятий для школьников. За последние четыре года совокупное число участников достигло 6 тыс. человек [4].

Организаторы проекта «Москва многоликая и разноязычная» проводят встречи и в очной, и в смешанной форме. Следует отметить интерактивные занятия «Этнокультурная мозаика в лицах», «Загадки летописцев и книжников Москвы», виртуальные прогулки «Москва этническая» и виртуальную экскурсию по Новодевичьему монастырю. Создан мастер-класс «Московский стрит-арт: новый взгляд на уличные фрески». Школьники знакомятся с богатым этнокультурным наследием Москвы и новыми формами современного искусства. У ребят есть возможность принять участие в «проектной мастерской» и подготовить индивидуальные или групповые проекты. Авторов лучших работ и самых активных участников приглашают на итоговое мероприятие – Молодежный форум «Москва многоликая и разноязычная» в МПГУ. Нередко форум становится площадкой для международных молодежных семинаров по поликультурному образованию. Тогда к москвичам присоединяются школьники из российских регионов и зарубежья.

Культурно-просветительский проект «Дни славянской культуры в столичном образовании» ориентирован на повышение интереса педагогов и обучающихся к изучению славянских культур, исторического опыта взаимодействия славянских народов ради сохранения и преумножения общего культурно-исторического наследия. Среди целей проекта – укрепление духовно-нравственных ориентиров молодых людей и продвижение данной тематики в программах дополнительного образования в блоке социально-гуманитарных дисциплин.

Создатели проекта обеспечивают информационно-методическую поддержку преподавателям русского языка и родной литературы в Москве, помогают преподавателям русского языка и предметов на русском языке в зарубежных школах. В 2021–2023 гг. мероприятия проекта были ориентированы на более активное использование средств медиаобразования, в частности, кинопедагогики. Материалы проекта пополняют библиотеку «Московской электронной школы» и на этой платформе доступны московским учителям, в том числе для уроков в школах – участниках городского проекта «Московское кино в школе».

В рамках проекта работает культурно-просветительский лекторий, притом занятия посвящены не только истории, традициям и обычаям славянских народов. Посетители узнают о вкладе представителей разных славянских стран в историю России, взаимодействии славянских народов в разные исторические эпохи [6].

Проект «Цивилизационное наследие России» реализуется в столичном мегаполисе при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. Он построен как дополнительная общеразвивающая программа для школьников, включающая знания по этнографии, истории, культурологии, исторической географии, краеведению [7]. Слушатели узнают о том, как культура разных народов влияла на развитие Москвы, учатся ощущать себя частью большого многонационального города, гордиться своим местом жительства. На занятиях школьники узнают о том, как многонациональность, представленная в Москве, отражена в богатом цивилизационном наследии России.

Среди участников – школьники пятых – восьмых классов, учителя, студенты, обучающиеся педагогическим специальностям, и преподаватели вузов. В ходе проекта студенты – будущие молодые учителя – вместе с детьми пишут сценарии занятий и по лучшим из них сами проводят уроки в школах, отрабатывая педагогические навыки.

Совместная работа студентов и школьников проходит по следующим проектным направлениям: «Москва литературная», «Москва в художественном отражении», «География России в топонимике Москвы», «Российский спорт и Москва», «Наука в Москве: взгляд в будущее», «Архитектурное наследие Москвы», «Московские театры», «Московское метро» и др.

При подготовке занятий организаторы учитывают местные особенности района и улицы, где располагаются школы – участники проекта. Для коллективной творческой работы группы выходят в социокультурное пространство города, занимаются волонтерским краеведением.

Школьники знакомятся с богатым этнокультурным наследием Москвы и новыми формами современного искусства

Московский открытый городской конкурс детского творчества «Билингва» проводят МПГУ и Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Конкурс рассчитан на детей и подростков в возрасте 10–22 лет, проживающих как в России, так и за ее пределами, а также иностранных студентов российских вузов. Молодежь соревнуется в написании двуязычных эссе на родном и русском языках, и для участия необходимы лишь владение двумя (или более) языками и стремление к литературному творчеству [5]. Организаторы предлагают тематические направления (номинации) для сочинений, посвященные русскому языку и русской культуре, любви к Отечеству, российскому культурному наследию. Старшей возрастной группе подходят темы, в которых требуется провести анализ культурного наследия России в сравнении с национальным культурным наследием по материалам сказочных произведений, песен, народного эпоса и т. п. В 2023 г. конкурсные работы были представлены на 47 языках России и мира, а число участников превысило 300 человек.

Просветительский проект «Москва – столица многонациональной России» создали и курируют совместно коллектив кафедры ЮНЕСКО МПГУ и Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера». Ключевая составляющая проекта – этнографическая олимпиада, направленная на расширение знаний школьников и студентов (а также их учителей и преподавателей) о народах России и мира [9]. Постоянные темы вопросов этнографической олимпиады: «Языки народов России», «Персоналии», «Путешествия», «Национальные обычаи и традиции», «Народный фольк­лор», «Литература народов России». В зависимости от главной темы года появляются тематические вопросы: в 2020 г. – посвященные 75-летию Великой Победы, в 2021 г. – науке и технологиям, в 2022 г. – культурному наследию народов России, в 2023 г. – педагогу и наставнику.

Этнографическая олимпиада появилась по инициативе Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и первоначально была ориентирована на столичных школьников. Через год к проекту присоединились студенты московских вузов, а c 2020 г. дистанционно – университеты других российских регионов.

С 2019 по 2023 г. в этнографической олимпиаде приняли участие более 7 тыс. студентов из 47 вузов и шести колледжей столицы и 16 субъектов Российской Федерации. С 2022 г. к проекту присоединился Всероссийский детский центр «Орленок».

Культурное разнообразие – часть жизни каждого россиянина. Поэтому проект интересен не только тем, кто изучает социально-гуманитарные дисциплины, но и студентам технических и естественнонаучных специальностей.

Проекты по этнокультурному просвещению и поддержке многоязычия в среде московской молодежи отвечают ряду смежных общественно значимых задач, стоящих перед университетами в столичном мегаполисе. Среди них – так называемая «третья миссия» – активное влияние вузов на общество и участие в общественной жизни. Ее выполнение выражается в сотрудничестве с другими образовательными организациями для проведения общественно значимых мероприятий, вовлечения студентов в городские и национальные проекты, формирования российских гражданских и духовных ценностей у юных поколений горожан.

Эффективность молодежных проектов – в их объединяющем потенциале и кумулятивном эффекте. Участие в молодежных культурно-просветительских проектах Москвы принимают ребята из школ и вузов разных регионов России. Активное участие в указанных проектах принимают дети соотечественников за рубежом. Для многих из них это возможность выразить свое отношение к культурному наследию предков, к истории семьи, определить свое место в многополярном мире.

Проекты этнокультурной направленности помогают укреплять связи между поколениями, способствуют воспитанию гордости за культуру своего народа. Развивают уважение к культуре других народов, помогают осознать единство культурного пространства и важность сохранения культурной памяти. Полученные знания способствуют самоидентификации молодого поколения, помогают анализировать тенденции в современной жизни.

Для московской молодежи участие в таких проектах – безусловный шанс лучше узнать и больше полюбить свой город как важный центр огромной и очень разнообразной страны.

Информационные источники

  1. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2022 № 204-р. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Правительства Москвы от 06.06.2016 № 312-ПП «О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года» (с изменениями от 17.12.2019). Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  3. Городской просветительский проект «Москва многоликая и разноязычная» // Московский педагогический государственный университет: [сайт]. URL: http://mpgu.su/moskva-mnogolikaja-i-raznojazychnaja‑2023 (дата обращения: 09.02.2024).
  4. День родного языка в МПГУ // Московский педагогический государственный университет: [сайт]. URL: https://mpgu.su/den-rodnogo-jazyka-v-mpgu‑2023 (дата обращения: 09.02.2024).
  5. Кривенькая М. А. Конкурс двуязычных эссе «Билингва» как лучшая практика Москвы по поддержке родных языков среди детей и молодежи // Национальные языки и культуры: мышление и понимание в условиях глобализации: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2021 года) / научный редактор Е. А. Соболева; ответственные редакторы О. Н. Шапринская, К. В. Давыдова. Армавир: РИО АГПУ, 2022. С. 123–128.
  6. Кривенькая М. А. Славянское братство // Педагогический университет. 2023. № 9–10 (2187–2188). С. 6.
  7. Проект «Цивилизационное наследие России в городе Москве» // Московский педагогический государственный университет: [сайт]. URL: https://mpgu.su/civilizacionnoe-nasledie-rossii-v-moskve‑2022–23 (дата обращения: 09.02.2024).
  8. Сучков В. И. Реализация Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года: состояние и перспективы // Вестник Университета Правительства Москвы. 2018. № 3. С. 2–6.
  9. Шевцова А. А. Этноолимпиада и этнозагадки: мотивация и эдьютейнмент // Сборник материалов научно-практической конференции «История и культура народов России». М., 2022. С. 20–22.

References

  1. Decree of the Government of the Russian Federation of 09.02.2022 No. 204-r. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  2. Moscow Government Decree of 06.06.2016 No. 312-PP “On Moscow’s National Policy Strategy for the Period Until 2025” (as amended on 17.12.2019). Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  3. Moscow Government Decree of 06.06.2016 No. 312-PP “On Moscow’s National Policy Strategy for the Period Until 2025” (as amended on 17.12.2019). Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  4. The Native Language Day at MPSU. Moscow Pedagogical State University: [website]. Available at: https://mpgu.su/den-rodnogo-jazyka-v-mpgu‑2023 (accessed: 09.02.2024). (In Russ.).
  5. Kriven’kaya M. A. “Bilingua” Double Language Essays Competition as Moscow’s Best Practice of Supporting Native Languages Among Children and Youth. In Soboleva E. A., Shaprinskaya O. N., Davidova K. V. eds. National Languages and Culture: Thinking and Comprehending Under Globalization: a Collection of Articles of All-Russian Scientific and Practical Conference (November 30, 2021). (Pp. 123–128). Armavir: Armavir State Pedagogical University, 2022. (In Russ.).
  6. Kriven’kaya M. A. Slavonic Brotherhood. Pedagogical University, 2023, no. 9–10 (2187–2188), p. 6. (In Russ.).
  7. “Civilizational Heritage of Russia in the City of Moscow” Project. Moscow Pedagogical State University: [website]. Available at: https://mpgu.su/civilizacionnoe-nasledie-rossii-v-moskve‑2022–23 (accessed: 09.02.2024). (In Russ.).
  8. Suchkov V. I. Realization of the Strategy of National Policy of the City of Moscow for the Period of Up Till 2025: Actual Status and Prospects. MMGU Herald, 2018, no. 3, pp. 2-6. (In Russ.).
  9. Shevtsova A. A. Ethno-Olympiad and Ethno-riddles: Motivation and Edutainment. In Collection of materials of Scientific and Practical Conference “History and Culture of the Peoples of Russia”. (Pp. 20–22). Moscow, 2022. (In Russ.).