Развитие профессионального мастерства: на пути к «золотому стандарту преподавателя»

Развитие профессионального мастерства: на пути к «золотому стандарту преподавателя»

Для цитирования: Жверанцева М. С. Развитие профессионального мастерства: на пути к «золотому стандарту преподавателя» // Вестник Университета Правительства Москвы. 2024. № 2. С. 38–43.

М. С. Жверанцева

Директор Центра развития программ высшего образования Университета Правительства Москвы

Весной 2024 г. в Университете Правительства Москвы завершилась новая программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Важно, чтобы тот, кто преподает науку управления, имел четкое представление об управленческих реалиях, в которых развивается Москва, был хорошо знаком с городскими объектами и новыми проектами, реализуемыми в столице. Вместе с тем необходимо, чтобы каждый обучающий владел современными образовательными форматами и технологиями, а спектр его знаний и умений в этой сфере постоянно расширялся. Программа предваряет внедрение «золотого стандарта преподавателя», который станет основой для формирования бренда преподавателя Университета Правительства Москвы и одним из ориентиров в трансформации системы высшего образования в вузе.

Professional Excellence Development: on the Way to “The Gold Standard Teacher”

M. S. Zhverantseva

Director of the Center for Higher Education Programs Development with Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

A new professional development program for faculty members was completed at Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University in the spring of 2024. It’s crucial that those teaching the science of management have had a clear picture of managerial realities in which the City of Moscow is developing, knew well the city’s development sites and Moscow’s new ongoing projects. It is equally important that program participants have up-to-date skills of dealing with educational formats and technologies, combined with the ever-widening horizons of their knowledge and skills along the way. The program forestalls the introduction of “the gold standard teacher”, which is to become the foundation for shaping a new brand of a teacher at Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, while at the same time will represent one of the landmarks in the transformation of the University’s system of higher education.

For citation: Zhverantseva M. S. Professional Excellence Development: on the Way to “The Gold Standard Teacher”. MMGU Herald, 2024, no. 2, p. 38-43. (In Russ.).

 

Развитие – это всегда формирование нового качества системы через трансформацию или изменение ее элементов. Для полноценного развития необходимо опираться на уже имеющийся фундамент, искать и открывать новые возможности и точки роста. В сфере образования развитие зачастую ассоциируется с ассимиляцией новых средств и методов обучения. Смена технологических укладов, нарастающие темпы создания и внедрения новейших технологий не могут не влиять на систему образования. Эти процессы заставляют преподавателей находить способы удерживать баланс в использовании традиционного и инновационного педагогического инструментария.

Изменения, происходящие вокруг нас, несомненно, затрагивают и содержание образовательных программ, открывая новые смыслы и контексты даже в фундаментальных дисциплинах. Учитывая все сказанное, важно, чтобы вуз располагал образовательной средой, обеспечивающей возможность для постоянного профессионального развития профессорско-­преподавательского состава.

В ноябре 2023 г. в Университете Правительства Москвы стартовала программа повышения квалификации «Педагогический дизайн образовательного процесса: синергетический подход». Новый образовательный проект, созданный сотрудниками Центра развития программ высшего образования Университета Правительства Москвы, является частью обширной трансформации вуза, затрагивающей как высшее, так и дополнительное образование. Целевой аудиторией программы стал профессорско-­преподавательский состав и руководители структурных подразделений системы высшего образования университета.

Идея программы не была абсолютно новой – разработчики опирались на концепцию, предложенную ректором Университета Правительства Москвы, кандидатом психологических наук В. Ю. Фивейским в 2021 г. Таким образом, программа стала логичным продолжением проекта ежегодного повышения квалификации профессорско-­преподавательского состава вуза.

Программы 2021 и 2022 гг. были разработаны и реализованы Управлением развития государственного управления Университета Правительства Москвы (руководитель – доцент кафедры государственного управления и кадровой политики Университета Правительства Москвы, кандидат исторических наук О. Н. Чернышева). В основе концепции обучения – вектор на непрерывное развитие профессорско-­преподавательского состава через практико-­ориентированный подход с фокусом на проекты Москвы.

Университет Правительства Москвы готовит специалистов для управленческого контура российской столицы, поэтому обучение студентов должно проходить с учетом анализа направлений преобразования города и целей Правительства Москвы. Нужно, чтобы преподаватели были на одной волне с командой Москвы, обучая в соответствии с канонами фундаментальной науки, но при этом вплетая в образовательный процесс материал об особенностях столичного городского управления. У каждого педагога имеется своя предметная область, и в фокусе интересов – свои дисциплины. Вместе с тем их образовательная практика должна базироваться на комплексном понимании управленческих подходов, при помощи которых реализуются городские проекты в Москве.

Несмотря на сохранение общей идеи и целей повышения квалификации, архитектура программы 2023–2024 гг. отличалась от предшествующих проектов. Был добавлен ряд элементов и в содержание обучения, и в методику проведения занятий. Одновременно про­явилась и преемственность. Как и в прошлые годы, для слушателей программы были организованы выезды на городские объекты, встречи с экспертами-­практиками и руководителями проектов. Примечательно, что участники программы не только знакомились со специфичным набором практик, свой­ственных сфере их профессиональных интересов, но и включались в общий дискурс в рамках управленческой концепции российской столицы.

Программа была расширена до 72 часов (в 2022 г. она составляла 36 часов), а продолжительность обучения в целом увеличилась с двух до пяти месяцев.

Для слушателей программы были организованы выезды на городские объекты, встречи с экспертами-­практиками и руководителями проектов

Новый образовательный продукт имеет модульный характер. В основе модуля «Обмен лучшими практиками» использован подход, получивший в мировой практике название “peer-to-peer” – «равный равному», или “benchlearning” – «обучение, основанное на лучшем опыте». В рамках модуля (рис. 1) преподаватели кафедр университета провели шесть открытых занятий. Здесь они показывали свои умения применять интерактивные технологии в образовательном процессе с учетом различных форматов обучения.

 


Рис. 1. Модули программы обучения преподавателей Университета
Правительства Москвы в 2023–2024 гг.

 

Во время модуля преподаватели демонстрировали применение результатов своего обучения по программам предыдущих лет. Формат открытого занятия позволил участникам показать в действии приемы собственного педагогического мастерства. Этот обмен опытом оказался мотивирующим фактором для более интенсивного внедрения в практику преподавания интерактивных инструментов обучения. Среди них надо назвать новейшие способы демонстрации учебного материала, элементы тренинга, проектные «вертушки» и т. п.

После каждой лекции происходил сбор мнений слушателей – участников программы. Надо заметить, что многие преподаватели Университета Правительства Москвы впервые посещали лекции своих коллег. Результаты анализа обратной связи показали, что открытые занятия полезны, во‑первых, с точки зрения обмена лучшими практиками преподавания. Так, большой интерес вызвали инновационные приемы вовлечения студентов в учебный процесс и инструменты мотивации неактивной части аудитории, оригинальные способы самодиагностики студентов, работа с проекцией, применение я-концепции и другие интер­активные образовательные технологии. Слушатели готовы уже сейчас проецировать их на преподаваемые дисциплины и внедрять в свою профессиональную деятельность.

Во-вторых, открытые занятия стимулируют реализацию междисциплинарного подхода при формировании компетентностной модели выпускника. Для вуза проведение подобных открытых занятий может стать способом систематического контроля качества преподавания. В этом случае программа повышения квалификации преподавателей будет использована как среда для отработки данного педагогического приема в пилотном формате.

Второй модуль включал в себя выездные занятия слушателей на объектах и занятия в стенах вуза с приглашенными экспертами из департаментов Правительства Москвы, подведомственных структур, руководителями и участниками проектов городского развития. Задача выездов – знакомство с «естественными условиями», в которых применяются управленческие практики и о которых преподаватели рассказывают своим студентам. Посещение мест реализации действующих городских проектов, общение с организаторами – то, что помогает обеспечить практико­ориентированный и метапредметный подход в преподавании дисциплин как базового, так и профильного блока.

Места для выездных занятий отбирались так, чтобы охватить различные, иногда контрастные, направления, но с акцентом на самые яркие и полезные для обучающихся проекты. В частности, преподаватели Университета Правительства Москвы посетили Центр московского долголетия «Сокольники» – один из флагманских центров проекта «Московское долголетие». Центры проекта представляют собой городские клубные пространства, созданные с особым вниманием к москвичам старшего поколения [2].

 


Встреча преподавателей Университета Правительства Москвы
в Центре московского долголетия «Сокольники» с его руководителем
В. А. Сухановым (фото предоставлено автором)

 

Визит обучающихся включал в себя экскурсию по центру, общение с его руководителем В. А. Сухановым и с начальником отдела методологии Управления проектов в сфере благополучия и долголетия Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Л. Н. Авшаряном. Спикер выступил с интерактивной лекцией о развитии проекта «Московское долголетие». После посещения Центра Московского долголетия преподаватели кафедры государственного управления и кадровой политики выступили с инициативой и организовали выездные занятия в ЦМД «Сокольники» для 40 своих студентов.

 


Лекция начальника Управления стратегии долголетия и специальных
проектов Л. Н. Авшаряна (Департамент труда и социальной защиты
населения города Москвы; фото предоставлено автором)

 

Во время выступлений экспертов в стенах университета слушатели получали из первых уст информацию о том, как развивается Москва и как «живут» проекты города. Участники особо отметили лекции руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по городу Москве и Московской области Л. В. Калимуллина, председателя экспертного совета издательского центра «Актион Культура» Н. И. Фролова, руководителя московского отделения Союза дизайнеров России М. А. Черняк.

Результаты обратной связи по итогам лекции ректора Университета Правительства Москвы В. Ю. Фивейского «Математика и жизнь: чему и как мы учим наших студентов» показали, что многие преподаватели считают необходимым включить кейсы по теории вероятности и теории игр в блоки управленческих дисциплин. Слушатели отметили важность использования математических методов при анализе социально значимой проблематики и для принятия управленческих решений.

В следующем учебном году тематику выездов и экспертных лекций планируется расширить. Если в нынешней программе слушатели знакомились с объектами социально-­культурной сферы и сферы экономики, социальными проектами, то далее они погрузятся в специфику наиболее динамично развивающихся направлений – технопарков, цифровых проектов Москвы и креативных индустрий.

Разработчики программы расширили содержание курса 2021–2022 гг. модулями, посвященными применению интерактивных форм и цифровых инструментов в образовании (третий и четвертый модули программы). В рамках третьего модуля слушатели познакомились со спецификой реализации проектного подхода в образовательном процессе через внедрение технологии eduscrum, с практическими аспектами применения кейс-метода для развития управленческих навыков студентов. В рамках четвертого модуля прошли практикумы по цифровым инструментам в образовании.Так, этот модуль состоял из мастер-­классов в онлайн-­формате, за каждым из которых следовало очное практическое занятие в малых группах для отработки навыков использования цифровых сервисов. Слушатели учились организовывать онлайн-­лекции на платформах для проведения конференций, настраивать облачные сервисы управления задачами и процессами и работать с ними. Преподаватели познакомились также с принципами функционирования чат-ботов на основе искусственного интеллекта, приобрели навыки формирования текстовых запросов (промптов), учились использовать нейросетевые модели для работы с библиографией. Слушатели, кроме того, исследовали возможности тех корпоративных сервисов, доступных сотрудникам контура Правительства Москвы, к которым можно обращаться в ходе преподавательской деятельности.

По завершении комплексного знакомства с интерактивными формами обучения и цифровыми технологиями в образовании разработчики программы снова провели опрос участников. Обратная связь позволила сделать выводы об активности использования обсуждаемого инструментария в преподавательской практике. Очередной срез знаний по материалам третьего и четвертого модулей будет произведен на следующем этапе обучения, что позволит оценить эффективность нынешней программы, выявить ее слабые места, помочь слушателям максимально полно овладеть необходимыми компетенциями.

Участники, освоившие программу, получили удостоверения о повышении квалификации. Все основные материалы – открытые лекции, выступления экспертов, презентации спикеров – были переведены в цифровую форму и открыты для участников в любое время по завершении обучения. Для информационной поддержки слушателей был создан чат, в котором разработчики в течение всего обучения давали организационную и учебную информацию, ссылки на необходимые ресурсы.

Знаковым мероприятием 2023/2024 учебного года стал выезд участников программы в оздоровительный центр «Клязьма». Преподаватели и сотрудники Университета Правительства Москвы обсуждали тренды в высшем образовании, их значение для вуза. Трехдневный интенсив под брендовым названием «Университет “ПРО будущее”» включал в себя стратегическую сессию, групповую работу над проектами развития университета, командообразующие мероприятия. Перед участниками также выступили руководители вуза и приглашенные эксперты-­практики. В рамках «Университета “ПРО будущее”» участники создали одиннадцать проектных инициатив, которые помогут вузу сформировать на своих площадках новые точки притяжения абитуриентов и представителей студенчества Москвы. В ряде проектов были рассмотрены возможные перспективы создания центра современных компетенций в стенах Университета Правительства Москвы для подготовки специалистов высшего образования и государственного сектора.

Новая программа для преподавателей Университета Правительства Москвы стала пилотным этапом реализации идеи «золотого стандарта преподавателя», разрабатываемого в стенах вуза. Стандарт учитывает установленные законодательством характеристики и функции специалиста сферы высшего образования [1]. Вместе с тем он отражает в себе свой­ства, специфичные для сотрудников организаций контура Правительства Москвы.

Новая программа для преподавателей Университета Правительства Москвы стала пилотным этапом реализации идеи «золотого стандарта преподавателя»

Понимать стандарт следует как инструмент «оценки качества работы преподавателя», способствующий «мотивации к постоянному развитию» [3]. Среди критериев «золотого стандарта преподавателя» Университета Правительства Москвы:

• глубокое педагогическое и предметное знание – владение теоретическим материалом и способность его применять в контексте практических задач городского управления;

• владение информацией о деятельности Правительства Москвы, постоянное обновление знаний о тенденциях и изменениях в управленческом контуре современного города, умение интерпретировать и оперативно использовать это знание в контексте преподаваемых дисциплин;

  • трансляция ценностей Правительства Москвы и Университета Правительства Москвы своей аудитории;
  • выраженные коммуникационные навыки – умение вовлекать обучающихся в образовательный процесс, развитие их критического мышления, способности к самостоятельному исследованию, участие в наставничестве в рамках научных проектов;
  • владение активными формами обучения – проектным методом, кейс-методом, другими современными образовательными технологиями;
  • высокий уровень цифровой культуры;
  • стремление к саморазвитию и повышению квалификации, соблюдение этических и корпоративных норм.

Университет Правительства Москвы готовит управленцев для российской столицы, и в этом заключается его главная функция. Одно из основных направлений работы вуза сегодня – «выстраивание траектории непрерывного профессионального развития профессорско-преподавательского состава» [1].

Повышение квалификации, привлечение и удержание специалистов, соответствующих «золотому стандарту», – это лучшее решение, которое будет способствовать приросту кадрового потенциала команды, работающей над проектами российской столицы.

Информационные источники

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования”». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Система активного долголетия Москвы // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. URL: https://www.mos.ru/city/projects/dolgoletie/md/ (дата обращения: 20.05.2024).
  3. Фивейский В. Ю. Университет в образовательном пространстве мегаполиса // Вестник Университета Правительства Москвы. 2023. № 4. С. 2–9. URL: https://mguu.ru/vestnik/universitet-v-obrazovatelnom-prostranstve-megapolisa/ (дата обращения: 03.05.2024).

References

  1. Order of the Ministry of Healthcare and Social Development of the Russian Federation of 11.01.2011 No. 1n “On Approval of the Universal Qualification Reference Book of Positions for Managers, Specialists and Employees, Section “Qualification Characteristics of Positions for Managers and Specialists of Higher Professional and Complimentary Education”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  2. Moscow Active Long Life System. The Mayor and Government of Moscow official portal: [website]. Available at: https://www.mos.ru/city/projects/dolgoletie/md/ (accessed: 20.05.2024). (In Russ.).
  3. Fiveyskiy V. Yu. University in the Metropolis Educational Domain. MMGU Herald, 2023, no. 4, pp. 2-9. Available at: https://mguu.ru/vestnik/universitet-v-obrazovatelnom-prostranstve-megapolisa/ (accessed: 03.05.3024). (In Russ.).

Другие статьи номера