Технопарки Москвы: управление  и правовое положение

Технопарки Москвы: управление и правовое положение

Для цитирования: Иванова С. Г. Технопарки Москвы: управление и правовое положение // Вестник Университета Правительства Москвы. 2024. № 1. С. 23–28.

С. Г. Иванова

Доцент кафедры юриспруденции Университета Правительства Москвы, кандидат юридических наук, доцент

По мере усложнения и расширения научной, конструкторской, исследовательской и инновационной деятельности возникают новые институты, среди которых выделяются технопарки, нацеленные на разработку современных технологий. Интенсивное развитие технопарков в России начинается в 2007 г., особенно активно – в Москве, технологическом центре страны. Технопарки обеспечивают прирост спроса на рынке труда, создавая новые сферы занятости, дают возможность получать дополнительное профессиональное образование. На основании федерального закона утверждены требования к созданию технопарков и меры государственной поддержки, в том числе различные виды льгот для участников. Технопарки выступают как стартовая площадка для тех компаний, которым в одиночку трудно вывести на рынок свои научные разработки. В этом смысле технопарки являются своеобразными «инкубаторами» для роста научных кадров. Технопарки Москвы среди прочих ставят своими задачами обучение детей новым технологиям, открывают возможности для участия студентов московских вузов в деятельности разработчиков инноваций.

Moscow Technoparks: Management and Legal Status

S. G. Ivanova

Associate Professor with the Chair of Law of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, PhD in Law, Docent

As scientific, design, research and innovation activities are widening and reach new levels of sophistication, new institutions emerge with technoparks at the fore of the process and spearheaded at development of cutting-edge technologies. The booming evolvement of technoparks in Russia starts in 2007, with particular intensity in Moscow – in the technological heart of the nation. The technoparks are instrumental to the growth of the labor market due to the emergence of novel occupational spheres, they open up opportunities for complementary professional education. Based on the Federal Law new requirements were introduced with regard to setting up technoparks, as well as measures of their support, including various fringe benefits for participants. Technoparks play out as the launching grounds for those companies that find difficulties in bringing their developments to the market on their own. In this sense technoparks serve as “incubators” of sorts to hatch scientific brain power. Moscow’s technoparks, among having other tasks on their minds, aim at teaching children how to master new technologies, open up opportunities for Moscow student’s participation in the works of innovation movers and shakers.

For citation: Ivanova S. G. Moscow Technoparks: Management and Legal Status. MMGU Herald, 2024, no. 1, pp. 23-28. (In Russ.).

 

Развитие предпринимательства в России долгие годы было связано с получением прибыли исключительно путем производства или продажи товаров и оказания услуг. С 2000-х гг. ситуация постепенно меняется вслед за принятием ряда нормативных правовых актов, регулирующих промышленную политику в стране. Появляются новые механизмы, объединяющие предпринимательскую и научную деятельность в сфере высоких технологий. Как один из этапов развития научной, конструкторской, исследовательской и инновационной деятельности возникают институты нового типа – технопарки. Эти образования представляют собой определенную территорию, как правило, созданную в границах крупных современных городов. В ее пределах объединены различные виды юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, функционирующих в определенной научной и практической сфере. Цель деятельности этих участников – развитие новых направлений науки и техники, инновационные и опытно-конструкторские разработки, развитие и внедрение новых IT-технологий. Нужно подчеркнуть, что технопарки как формы объединения различных субъектов предпринимательской деятельности обеспечивают рынок труда кадрами [3].

В 2006 г. вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 № 328-Р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» – знаменательное событие, поскольку впервые на уровне государства была заявлена программа, в которой предусматривалось создание технопарков в России. Принятие этой программы отвечало необходимости в наукоемких и высокотехнологичных производствах, в стремительном развитии данной сферы. Как следствие, появилась юридическая основа поддержки отечественных производителей высокотехнологичной продукции и услуг. В программе отмечено, что для этих целей следует создавать технопарки, работающие в области высоких технологий и представляющие собой форму «территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования», юридических лиц и предпринимателей, а также других структур, взаимодействующих между собой.

С 2007 г. начинается развитие технопарков в России, и к 2014 г. уже было построено 12 комплексов для компаний, интенсивно развивающих технологические отрасли.

В 2014 г. принят Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [1], включающий в себя нормы и определяющий понятия и признаки технопарков. Согласно названному нормативному правовому акту, были выделены промышленные технопарки как «объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления» «деятельности в сфере промышленного производства, и (или) научно-технической, и (или) инновационной деятельности». Летом 2023 г. текст закона был дополнен понятием «технопарк в сфере высоких технологий». В его определении среди целей создания технопарков впервые было названо не только производство промышленной продукции, но и развитие рынков, продажа результатов научно-технической деятельности. Технопарк управляется управляющей компанией – «коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1].

В 2015 г. принимается Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков». Данный акт включает нормы, детализирующие механизм создания и деятельность технопарков. Были также разработаны положения о правовом статусе управляющей компании. Некоторые из введенных норм получили дальнейшее развитие в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков». Важность этого акта объясняется тем, что он регламентирует различные льготы, устанавливаемые для данных территорий, и основания для их получения.

Необходимо отметить, что с 2014 г. был принят ряд подзаконных нормативных актов, направленных на поддержку субъектов Российской Федерации при создании технопарков.

Для резидентов технопарков в столичном мегаполисе предусмотрен ряд льгот

Большое влияние на правовое регулирование технопарков оказал Приказ Росстандарта от 01.09.2021 № 906-ст «Об утверждении Национального стандарта Российской Федерации», которым в 2021 г. был утвержден ГОСТ Р 56425–2021 «Технопарки. Требования». Потребность в данном документе объяснялась значительным развитием технопарков в стране. Стандарт установил единые требования к участникам, включая требования к территории и инфраструктуре.

На наш взгляд, данный ГОСТ содержит наиболее емкую и точную дефиницию технопарка – «комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктур, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию резидентов технопарков».

Необходимо отметить, что на федеральном уровне принято большое количество подзаконных нормативных правовых актов, касающихся деятельности технопарков. На основании федерального закона они конкретизируют нормы о требованиях к созданию технопарков, а также меры их государственной поддержки. Федеральное законодательство позволило развивать подобные новые территории и в различных субъектах Российской Федерации.

Что касается столичного мегаполиса, то понятие «технопарк» появляется в Законе города Москвы от 06.06.2012 № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» в 2012 г. (в настоящий момент утратил силу). В законе впервые технопарк (технологический парк) определяется как форма взаимодействия малого и среднего предпринимательства, даны определения управляющей организации и резидентов технопарка. Иными словами, введены все те термины, которые далее на более глубоком уровне во­шли в текст ныне действующего Закона города Москвы от 07.10.2015 № 55 «О промышленной политике города Москвы». Кроме того, в законе 2015 г. дано определение и такого вида технопарков, как технополис. Упомянутые в законе различные варианты технопарков различаются функциями. Например, деятельность субъектов индустриального парка связана с модернизацией промышленного производства, а технополис включает в себя объекты еще и социального назначения, которые обес­печивают комфортный уровень проживания.

Подзаконным актом, регламентирующим процесс создания технопарков в российской столице, является постановление Правительства Москвы от 11.02.2016 № 38-ПП «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве». Для получения статуса технопарка территория должна отвечать достаточно строгим условиям, в том числе определенным требованиям к земельным участкам, к имущественным комплексам на данной территории. Постановление содержит и перечень финансовых документов, которые должны быть предоставлены потенциальными участниками технопарка. Подробно регламентированы состав и механизм подачи заявки, а ее форма утверждена Департаментом инвестиционной и промышленной политики города Москвы.

Определены полномочия департаментов города Москвы в сфере вопросов создания технопарков в столице. Главные распорядительные органы исполнительной власти в данном случае – это Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.

Территория может получить статус технопарка в результате оценки ее Межведомственной комиссией по вопросам присвоения, подтверждения и прекращения статусов в сфере промышленной и инвестиционной деятельности. Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы направляет комиссии пакет документов. Комиссия, постоянно действующий коллегиальный орган Правительства Москвы, вправе либо принять решение о присвоении данного статуса технопарку, либо на основаниях, указанных в законе и других нормативных актах, отказать заявителям.

И юридические лица, и индивидуальные предприниматели получают определенные преференции, если осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях технопарков. Для резидентов технопарков в столичном мегаполисе предусмотрен ряд льгот. Среди них [4]:

  • льготы для управляющих компаний и собственников недвижимого имущества технопарков;
  • льготы для субъектов – собственников недвижимости на данной территории;
  • освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество;
  • пониженная ставка земельного налога (0,7%);
  • пониженная ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы (0,01% от кадастровой стоимости земельного участка);
  • льгота для якорных резидентов – пониженная ставка налога на прибыль (13,5%).

Интенсивное обновление законодательства повлекло за собой быстрое развитие технопарков, а их деятельность дала богатые плоды. Большое значение имеют и льготы для резидентов. На 2023 г. в Москве работал уже 51 технопарк, и шло активное строительство новых [7]. Технопарки включают в себя большое количество компаний, которые обеспечивают тысячи москвичей рабочими местами в пределах мегаполиса.

Кроме появления совсем новых территорий, технопарки возникают также на базе действующего комплекса предприятий. Примером этому служит открытие (присвоение статуса технопарка) телевизионного технического центра «Останкино». В его составе работает 78 компаний, среди которых ряд популярных телеканалов. Технопарк «Останкино» занимается разработкой теле- и видеоконтента для российского телевидения [5].

Технопарки включают в себя большое количество компаний, которые обеспечивают тысячи москвичей рабочими местами

Другой пример – Мосмедпарк. Его деятельность направлена на построение инновационной инфраструктуры и сервисов для фармацевтических компаний. В состав Мосмедпарка входят организации, создающие, в частности, материалы для лабораторных исследований, наборы и реагенты для диагностики заболеваний [7].

Можно привести пример из иной сферы деятельности. Производитель пластиковых смарт-карт «Инновационные карточные технологии» является якорным резидентом технопарка «Калибр». Компания занимается выпуском пластиковых карт различного назначения, от банковских карт до проездных билетов [7].

В 2022 г. резидент ОЭЗ «Технополис Москва» запустил в производство ряд оригинальных препаратов для лечения онкологических,

аутоиммунных и других заболеваний. Лекарства поступают в медицинские учреждения страны по государственным программам закупок. Совсем недавно (летом 2023 г.) в «Технополисе Москва» открылось еще одно предприятие, благодаря которому спектр препаратов будет расширен и увеличатся объемы их производства [6]. Выпуск таких лекарств имеет особое значение для населения в условиях экономических санкций. Важным для поддержания проекта является то обстоятельство, что Москва гарантированно будет осуществлять закупки производимых лекарств в течение семи лет. Стоит добавить, что в предшествующие годы развитие «Технополиса Москва» стало успешным во многом благодаря участию города.

Примечательно, что в зарубежных странах, например в США и Великобритании, технопарки начали образовываться на базе крупнейших учебных заведений. Вузы предоставляли земельные участки в аренду для получения дополнительных финансовых средств. В настоящее время, если обратиться к практике и России, и Москвы, технопарки на базе вузов имеют целью научное и инновационное развитие. Также такие технопарки помогают стартовать научным проектам небольших компаний, которым трудно самостоятельно привлечь внимание рынка к своим разработкам, и в этом смысле технопарки являются свое­образными «инкубаторами» для роста научно-технических кадров.

Развитие «Технополиса Москва» стало успешным во многом благодаря участию города

Сегодня важной составляющей работы российских технопарков является обучение. В технопарках получают новые компетенции представители различных категорий граждан. Технопарки также предоставляют возможность получить дополнительное профессиональное образование.

Огромное значение приобретает привлечение студентов определенных специальностей к участию в научных разработках технопарков. Более того, некоторые технопарки изначально создаются на базе крупнейших технических (и не только) вузов страны.

Стоит особо отметить технопарки, созданные в Москве, которые среди прочего направленно обучают детей новым технологиям, а также открывают новые возможности для участия студентов московских вузов в деятельности технопарков. Первый детский технопарк, созданный на базе вуза, – проектный центр «Детский технопарк» РГСУ – был открыт в 2018 г. Студенты и старшеклассники занимаются там научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью.

Недавно, в 2022 г., появился педагогический технопарк «Кванториум» Здесь проводятся практические занятия для студентов МПГУ в рамках их основной учебной программы. Технопарк, кроме того, организует курсы повышения квалификации для педагогических работников и многое другое.

Следует также отметить сотрудничество МГЮА имени О. Е. Кутафина с технопарком «Сколково». Партнеры взаимодействуют в сфере развития технологического предпринимательства и образовательных технологий. Благодаря сотрудничеству студенты вуза имеют уникальную возможность проходить стажировки в технопарке. Они участвуют в совместных мероприятиях, развивают также свои предпринимательские возможности.

Реализуется совместный образовательный проект МГТУ имени Н. Э. Баумана и Mail.ru Group. Проект представляет собой сочетание фундаментального инженерного образования и практической работы студентов под руководством сотрудников одной из крупнейших IT-компаний.

Студенты Университета Правительства Москвы вносят свой вклад в исследование законодательства о технопарках. В 2023 г. стартовал международный междисциплинарный проект «Формирование дорожной карты (методики создания и стратегии развития) технопарков на основе законодательства Респуб­лики Беларусь и Российской Федерации». Совместную исследовательскую деятельность вели студенты кафедры юриспруденции Университета Правительства Москвы и юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Опубликована статья, в которой был проделан сравнительно-правовой анализ статуса технопарка в законодательствах Республики Беларусь и Российской Федерации [2].

В 2024 г. студенческие исследования правового регулирования работы технопарков продолжаются в Университете Правительства Москвы при изучении курса «Предпринимательское право» и при подготовке выпускных квалификационных работ.

Технопарки Москвы стали в буквальном смысле площадкой для развития технологий и науки, вмещая предприятия, лаборатории и инфраструктуру. Они берут на себя просветительскую функцию, предоставляя молодежи возможность для практического знакомства с техническими, прикладными и точными науками. Они же служат основой для социально-гуманитарных исследований, превратившись в объект изучения будущих профессиональных юристов.

Информационные источники

  1. Федеральный Закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О промышленной политике в Российской Федерации». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Баковкина А. А., Дорняк К. И. Статус технопарка по законодательству Республики Беларусь и Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) // Взаимодействие правовых систем современности в целях устойчивого развития общества: Сборник научных статей, посвященный 45-летию юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. В 2 ч. Ч. 2 / ГрГУ им. Янки Купалы. Гродно: ГрГУ. С. 55–60.
  3. Дегтев Г. В. Инвестиционные проекты особой экономической зоны в условиях цифровой трансформации: опыт Москвы // Управление информационными ресурсами: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Минск, 2022. С. 74–76.
  4. Инвестиционным проектам. Меры поддержки // Инвестиционный портал города Москвы : [сайт]. URL: https://investmoscow.ru/business/tax-benefits-investment-projects (дата обращения: 02.01.2024).
  5. Сергей Собянин одобрил создание технопарков в сфере производства видеоконтента и создания инфраструктуры для фармкомпаний // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. 29.03.2023. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/9197050 (дата обращения: 17.01.2024).
  6. Собянин: В ОЭЗ «Технополис Москва» открыли новый фармацевтический комплекс // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. 21.08.2023. URL: https://www.mos.ru/news/item/105419073 (дата обращения: 17.01.2024).
  7. Шесть столичных площадок получили в прошлом году статус технопарков // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы [сайт]. 16.01.2024. URL: https://www.mos.ru/news/item/134273073 (дата обращения: 16.01.2024).

References

  1. Federal Law No. 488-FZ of 31.12.2014 (as Amended on 24.07.2023) “On Industrial Policy in the Russian Federation”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  2. Bakovkina A. A., Dornyak K. I. The Status of Technopark by the Legislations of The Republic of Belarus and the Russian Federation (Comparative Legal Analysis). In Interaction of Contemporary Legal Systems for the Goals of Sustainable Development of Society: Collection of Scientific Articles Dedicated to the 45th Anniversary of Grodno Yanka Kupala State University. In 2 parts. P. 2. (Pp. 55-60). Grodno: Yanka Kupala State University of Grodno Publ. (In Russ.).
  3. Degtev G. V. Investment Projects of a Special Economic Zone Under Digital Transformation: Moscow’s Best Practices In Management of information resources: materials of XVIIth International Scientific and Practical Conference. (Pp. 74-76). Minsk, 2022. (In Russ.).
  4. Support measures to Investment Projects. Moscow’s investment portal: [website]. Available at: https://investmoscow.ru/business/tax-benefits-investment-projects (accessed: 02.01.2024). (In Russ.).
  5. Sergey Sobyanin Approves Setting up Technoparks to Produce Video Content and Create Infrastructure for Pharmaceutical Companies. The Mayor and Government of Moscow official portal: [website]. 29.03.2023. Available at: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/9197050 (accessed: 17.01.2024). (In Russ.).
  6. Sobyanin: At Special Economic Zone “Technopolis Moscow” a New Pharmaceutical Complex Has Been Commissioned. The Mayor and Government of Moscow official portal: [website], 21.08.2023. Available at: https://www.mos.ru/news/item/105419073 (accessed: 17.01.2024). (In Russ.).
  7. Six Moscow Sites Have Been Assigned the Technopark Status. The Mayor and Government of Moscow official portal: [website]. 16.01.2024. Available at: https://www.mos.ru/news/item/134273073 (accessed: 16.01.2024). (In Russ.).