Практики развития современных руководителей образовательных организаций Москвы

Практики развития современных руководителей образовательных организаций Москвы

Для цитирования: Чистякова В. А. Практики развития современных руководителей образовательных организаций Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. 2023. № 4. С. 49–53.

В. А. Чистякова

Эксперт 1-й категории Центра методологии и разработки образовательных программ Управления обучения и развития персонала Университета Правительства Москвы

Система столичного образования стремительно трансформируется. Возрастает потребность в руководителях, которые владеют управленческими компетенциями на высоком уровне, способны быстро осваивать и внедрять в практику эффективные инструменты, решать задачи повышенной сложности. Чтобы сохранять продуктивность, руководителю необходимо постоянное саморазвитие. Университет Правительства Москвы совместно с Департаментом образования и науки города Москвы реализует ряд проектов по обучению и развитию руководителей и членов управленческих команд образовательных организаций, в том числе программу профессиональной переподготовки MPA «Управление в образовании». Участники, обучаясь, практикуются в решении задач трансформации, сложных, нестандартных ситуаций и в работе с командой. Уже в ходе обучения участники могут менять свою организацию к лучшему.

Developmental Practices for the Modern Leaders of Moscow Educational Institutions

V. A. Chistyakova

First Category Expert of the Center for Methodology and Elaboration of Educational Programs of Personnel Training and Development Department of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

The Moscow education system is rapidly transforming. There is an increasing need for managers who possess high-level management competencies, are able to quickly master and implement effective tools into practice, and solve problems of increased complexity. To remain productive, a manager needs constant self-development. Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, together with the City of Moscow Department of Education and Science, is implementing a number of projects for the training and development of managers and members of management teams of educational organizations, including the MPA “Management in Education” professional retraining program. Participants, while learning, practice in solving transformation problems, complex, non-standard situations and working with a team. Already during the training, participants are able to change their organization for the better.

For citation: Chistyakova V. A. Developmental Practices for the Modern Leaders of Moscow Educational Institutions. MMGU Herald, 2023, no. 4, pp. 49-53. (In Russ.).

 

Система московского образования в настоящее время переживает значительную трансформацию. На нее оказывают серьезное воздействие стремительное развитие технологий, планы по трансформации педагогического процесса, урбанизация и потребность в высоком уровне профессионализма в части управления образовательными организациями.

В настоящее время реализуется большая программа «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») [1]. в этой системе мы можем наблюдать нарастающее влияние стремительно развивающихся цифровых технологий, которые, в свою очередь, диктуют потребность в новых формах, технологиях и методиках обучения [5]. Одновременно инновационное развитие города, его цифровых платформ, порождает запрос на таких руководителей образовательных организаций, которые отличаются высоким уровнем профессионализма в сфере управления. Стоит отметить, что технологический прогресс вместе с новыми вызовами предлагает и новые решения.

Цифровизация — одна из главных тенденций в мире, и в отрасли образования она тоже занимает значительное место. Система образования в Москве характеризуется высоким уровнем инноваций [3], применяются современные образовательные технологии.

Глобализация и урбанизация, разрастание мегаполиса требуют пересмотра роли и функций директора образовательной организации. Образовательные организации становятся масштабными комплексами, с территориально разделенными зданиями, укрупняется штат управленческих, административных и педагогических команд.

Система образования претерпевает изменения во всем мире. Трансформационные процессы происходят и в столичном образовании. Современные образовательные организации все больше внимания уделяют роли педагогов в формировании личности учащихся.

Таким образом, развиваясь в русле стратегии московского образования, образовательная практика существенно усложняется [2]. Возникают новые образовательные продукты и решения, и руководителям образовательных организаций необходимо сохранять гибкость и быть готовыми знакомиться с инновациями и брать их в арсенал своих средств и техник обучения.

Образовательные организации сегодня становятся экосистемами. Для них требуется создавать и реализовывать прогрессивные образовательные программы

Рост влияния управленца приводит к пересмотру роли и функций директора образовательной организации. в отличие от прошлых лет, образовательные организации сегодня становятся экосистемами. Для них требуется создавать и реализовывать прогрессивные образовательные программы, обеспечивать бытовые и хозяйственные нужды, решать вопросы безопасности на новом уровне. в настоящее время в обучении преобладает продуктивный подход с фокусом на учащегося. Происходит направленное выстраивание диа­лога и сотрудничества со всеми участниками педагогического процесса. Такой подход требует более эффективного планирования и управления ресурсами, подталкивает к созданию и реализации программ по развитию команд. Для подобных задач требуются руководители, способные решать сложные задачи, проектировать собственные решения, развивать команды и вести их за собой. Высокий уровень профессионализма обеспечивает успех в выполнении вышеописанных задач, а непрерывное развитие управленческих компетенций позволяет добиваться отличных результатов в управлении.

Современная жизнь движется очень быстрыми темпами и требует постоянного саморазвития. в отрасли образования потребность в постоянном освоении нового, изучении готовых решений особенно актуальна. Создание и реа­лизация проектов развития — эффективный инструмент, который позволяет отвечать на сложные вызовы, опробовать и внедрять новые решения в отрасли.

В Университете Правительства Москвы реализуется ряд образовательных проектов, среди них — программа профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации «Специалист по государственному и муниципальному управлению — Master of Public Administration (МРА)», специализация «Управление в образовании». Программа разработана совместно с Департаментом образования и науки города Москвы и реализуется для директоров образовательных организаций и руководителей в сфере образования города Москвы [6].

Основная концепция программы: «Настрой систему для себя, для команды, для города». Руководители образовательных организаций наращивают свои компетенции для качественного и продуктивного влияния и управления на всех уровнях, от персонального до уровня мегаполиса.

В рамках программы участники развивают и шлифуют прежде всего управленческие навыки, создают коллаборации и проекты для повышения эффективности деятельности образовательных организаций. Архитектура программы предполагает множество форматов, которые позволяют расширить границы опыта и восприятия. Так, в рамках учебной практики директора образовательных организаций получают возможность окунуться в специфику других департаментов контура Правительства Москвы. Слушатели могут выявить схожую проблематику и взять в реализацию лучшие практики и решения коллег из параллельных отраслей. Практика позволяет увидеть, например, что значимо для других департаментов, какие возможности сотрудничества есть в части образования и управления.

В отрасли образования потребность в постоянном освоении нового, изучении готовых решений особенно актуальна

В рамках разработки проектных тем и создания проектов благодаря командному взаимодействию в программе директора создают инновационные эффективные решения для отрасли. Они могут обмениваться опытом с точки зрения как управления образовательными организациями разного масштаба и на разных территориях, так и подходов к образованию, воспитанию и управлению в разных специализациях образовательных организаций — от общеобразовательных школ до колледжей и домов творчества.

Участники обучения по программе MPA в Университете Правительства Москвы
Участники обучения по программе MPA в Университете Правительства Москвы
(фото предоставлено автором; 2023 г.)

 

Сегодня высокий уровень профессионализма обеспечивает выполнение вышеописанных задач, и подобного уровня можно достичь благодаря подходу, который заключается в непрерывном развитии управленческих компетенций.

На сегодняшний день накоплен огромный опыт практик обучения и воспитания в России и мире. Благодаря возможности кросс-культурного взаимодействия и обмена опытом между системами образования других стран московское образование может как перенимать лучшие практики, так и делиться ими. в частности, университет оказывает поддержку в развитии подобного взаимодействия.

Например, одно из ярких мероприятий — визит в рамках программы МРА «Управление в образовании» Чрезвычайного и Полномочного Посла Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка в Российской Федерации профессора Джаниты А. Лиянаге в Университет Правительства Москвы. Эта встреча продолжила серию встреч посла Шри-Ланки с руководством вуза и укрепила традицию сотрудничества университета со своим партнером для обмена опытом в сфере образования, начавшуюся в 2020 г. [4]. Несмотря на значительную территориальную удаленность, разницу в климате, географические и культурные различия, наши страны имеют много общего в части обучения детей и реализации образовательных программ: многонациональность, полиязычность и ряд других особенностей.

На встрече госпожа посол поделилась проблематикой и практиками не только как официальный представитель государства, но и как бывший руководитель в сфере образования — ректор Университета народной медицины Гампаха Викрамараччи. Хотя уровень грамотности в Шри-Ланке выше, чем во многих других южноазиатских странах (в 2020 г. он составил 92,38%), многочисленные кризисы и пандемия COVID-19 оказали серьезное влияние на систему образования. Несмотря на все сложности, образование в Шри-Ланке бюджетное на всех уровнях, включая университетский. На острове расположено примерно 11 тыс. школ, где обучается порядка 4 млн школьников, а соотношение учеников и учителей составляет 16,8 к 1.

Дж. А. Лиянаге, лекция для участников обучения по программе MPA, Университет Правительства Москвы, 2023 г.
Участники обучения по программе MPA в Университете Правительства Москвы
(фото предоставлено автором; 2023 г.)

 

В стране реализован масштабный переход на онлайн-обучение. Принимаются специальные меры по решению проблем, спровоцированных вызовами нового времени. в качестве примера можно назвать национальную программу «Лучшая школа — та, что рядом». Проект этого уровня направлен на создание положительного образа сельских школ и призван уменьшить время, требующееся детям и родителям, чтобы добраться до школы.

Важно иметь возможность обмениваться опытом, находить пути сотрудничества и партнерства, методы и инструменты для повышения качества и мотивированности обучения

Еще одна правительственная инициатива — программа страхования школьников «Шуракша». С 2014 г. в стране действует Национальный портал электронного обучения «E-таксалава» («Электронная школа»), предоставляющий равное образование для всех учащихся с учетом многоэтнического населения (на тамильском, сингальском и английском языках).

В конце выступления посла Шри-Ланки прозвучали вопросы из зала о популярных специальностях, особенностях формирования запросов на обучение от государства и перспективах трудоустройства выпускников. в завершение выступления Джанита А. Лиянаге выразила уверенность в том, что подобные встречи укрепляют отношения между странами, способствуют совместному развитию образовательных систем и обогащают опыт обеих сторон.

Вопросы образования — всегда обращение в будущее, это долгая и сложная инвестиция, не дающая быструю отдачу. Поэтому крайне важно иметь возможность обмениваться опытом, находить пути сотрудничества и партнерства, методы и инструменты для повышения качества и мотивированности обучения в других отраслях и на стыке отраслей. Это и многое другое удается реализовывать в рамках совместных проектов с Департаментом образования и науки города Москвы.

Информационные источники

  1. Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 № 450-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Далингер В. А. Российское образование в условиях интеграции национальных образовательных стандартов // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4. С. 37–38.
  3. Новинки московского образования // Медиатека Московского образования: [сайт]. URL: https://shkolamoskva.ru/novinki-22-23 (дата обращения: 25.10.2023).
  4. Посол Республики Шри-Ланка посетила Университет Правительства Москвы // Университет Правительства Москвы: [сайт]. 29.12.2021. URL: https://mguu.ru/posol-respubliki-shri-lanka-posetila-universitet-pravitelstva-moskvy (дата обращения: 25.10.2023).
  5. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Д. П. Платонова, Е. С. Абалмасова, С. К. Бекова [и др.]; под ред. Д. П. Платоновой, Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 318 с. (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы).
  6. MPA «Управление в образовании». Программа для директоров образовательных организаций и руководителей в сфере образования города Москвы // Кадровые сервисы Правительства Москвы: [сайт]. URL: https://talent.mos.ru/training/mpa-edu (дата обращения: 24.11.2023).

References

  1. Moscow Government Decree of 27.09.2011 No. 490‑PP “On Approval of State Program of the City of Moscow “Development of Education in the City of Moscow (“Metropolitan Education”)”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  2. Dalinger V. A. Education in Russia Under the Conditions of National Educational Standards Integration. Modern problems of science and education, 2006, no. 4, pp. 37-38. (In Russ.).
  3. New Items in Moscow Education. Mediatheque of Moscow Education: [website]. Available at: https://shkolamoskva.ru/novinki-22-23(aссessed: 25.10.2023). (In Russ.).
  4. The Ambassador of the Republic of Sri Lanka Visited the Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University: [website], 29.12.2021. Available at: https://mguu.ru/posol-respubliki-shri-lanka- posetila-universitet-pravitelstva-moskvy (aссessed: 25.10.2023). (In Russ.).
  5. Platonova D. P., Abalmasova E. S., Bekova S. K. [et al.], Platonova D. P., Kuz’minova Ya. I., Frumina I. D., ed., HSE, Institute of Education. Universitety na Pereput’e: Vysshee Obrazovanie v Rossii [Universities at a Crossroads: Higher Education in Russia]. Moscow: Publishing House of HSE, 2019. 318 p. (In Russ.).
  6. MPA “Educational Administration.” Program for Heads of Educational Institutions and Leaders in the City of Moscow Education Sphere. HR Services of Moscow Government: [website]. Available: https://talent.mos.ru/training/mpa-edu (accessed: 24.11.2023).

Другие статьи номера