Особенности образовательной системы Шри-Ланки

Особенности образовательной системы Шри-Ланки

Для цитирования: Лиянаге Дж. А. Особенности образовательной системы Шри-Ланки // Вестник Университета Правительства Москвы. 2024. № 1. С. 29–33.

Дж. А. Лиянаге

Чрезвычайный и Полномочный Посол Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка в Российской Федерации, профессор

Университет Правительства Москвы продолжает традицию сотрудничества с зарубежными партнерами. Это взаимодействие позволяет обмениваться опытом в области государственного управления и расширять содержание образовательных программ университета. Посол Шри-Ланки в России профессор Дж. А. Лиянаге рассказала в своем интервью журналу о современных проблемах, с которыми сталкивалась система образования Шри-Ланки в последние годы, и о решениях, предложенных правительством для повышения качества общего образования в стране. Описаны меры, позволяющие в характерных для государства условиях обеспечивать молодежь современными знаниями и компетенциями, воспитывать поколения социально активных граждан. Среди действующих проектов – национальная программа для сельских школ, телевизионная образовательная программа «Ненаса Рупавахини», образовательный портал «e-Таксалава», универсальное мобильное образовательное приложение «Ненаса». Посольство Шри-Ланки помогает ланкийским и российским вузам и школам налаживать отношения для партнерства в сфере развития образования.

Features of Sri Lanka’s Educational System

J. A. Liyanage

Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Democratic Socialist Republic of Sri Lanka to the Russian Federation, Professor

Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University is true to its tradition of making cooperation with foreign partners. This interaction makes possible the exchange of best practices in public administration and broaden the content of the University’s educational programs. Ambassador of Sri Lanka to the Russian Federation Professor J. A. Liyanage in her interview to the Herald shared her thoughts on the current problems that educational system of Sri Lanka has been facing in recent years, on solutions offered by the Government to raise the general level of education in the country. The measures are described that under of the specific conditions in the country allow to provide modern knowledge and competences to the young and to bring up generations of socially active citizens. Among active projects several ones named –
a national program for rural schools, TV educational “Nenasa Rupavahini” series, “E-Thaksalawa” learning platform, “Nenasa” universal mobile educational application. The Embassy of Sri Lanka helps Sri Lankan and Russian universities and schools to establish relations of partnership in the field of education.

For citation: Liyanage J. A. Features of Sri Lanka’s Educational System. MMGU Herald, 2024, no. 1, pp. 29-33. (In Russ.).

 

Как вы оцениваете влияние глобальных вызовов (технологических, демографических, социальных, экономических, политических) на систему образования Шри-Ланки?

Образование на Шри-Ланке в основном предоставляется на бюджетной основе на всех уровнях, включая высший. Школьников государство обеспечивает бесплатными учебниками и униформой. Согласно данным Департамента статистики Шри-Ланки за 2021 г., на острове примерно 11 тыс. школ, 4 млн школьников, 241 тыс. учителей, а соотношение учеников и учителей составляет 168 к 10.

Несмотря на то что уровень грамотности на Шри-Ланке выше, чем во многих других южноазиатских странах (в 2020 г. он составил 92,38%), и в сфере образования страна добилась равенства полов, текущие многочисленные кризисы и пандемия COVID‑19 оказали серьезное влияние на систему образования. Из-за пандемии молодежь в течение почти двух лет была лишена возможности обучаться очно. Одна из основных сложностей, вызванных антиковидными мерами, состояла в отсутствии возможности обеспечить всем учащимся дистанционный формат обучения, так как компьютеры, мобильные телефоны и цифровая инфраструктура доступны в разной степени детям из разных регионов страны и зависят от их места жительства. Например, некоторые школьники, проживающие в отдаленных локациях, почти либо совсем не имели доступа к Интернету, мобильным телефонам и ноутбукам. Соответственно, закрытие школ означало неравную доступность образования. Ланкийские учителя испытывали схожие сложности при дистанционной подаче учебного материала.

Едва Шри-Ланка справилась с названными трудностями и школы вернулись к сравнительно нормальной работе, как наступила весна 2022 г., начался экономический кризис, создавший новые препятствия для обучения. Поскольку многим детям в сельской местности приходится добираться до школ на транспорте, возросшая стоимость топлива очень негативно повлияла на посещаемость. Вследствие этого правительству пришлось на пару недель вновь закрыть школы в основных городах, и занятия проходили по возможности онлайн.

 

Принимаются ли специальные меры по решению проблем, спровоцированных новыми вызовами времени?

Правительство Шри-Ланки запустило ряд специальных проектов, направленных на совершенствование механизмов, систем и технологий в образовании. Например, национальная программа «Лучшая школа – та, что рядом» ориентирована на создание положительного образа сельских школ и призвана уменьшить время, требующееся детям и родителям на то, чтобы добраться до школы.

Еще одна инициатива правительства – схема страхования школьников «Суракша» (англ. Suraksha), нацеленная на увеличение посещаемости школ благодаря быстрому предоставлению медицинских услуг в случае болезни, травмы или наступления инвалидности, оказание поддержки в получении необходимого лечения в случае инвалидности. Проект охватывает учащихся всех школ Шри-Ланки.

В 2009 г. Министерство образования приступило к телевизионной трансляции образовательной программы «Ненаса Рупавахини» (англ. Nenasa Rupavahini), послужившей формой дистанционного обучения. Программа предназначена для того, чтобы повысить качество среднего образования в стране, увеличить полноту охвата населения, обеспечить качественными учебными материалами те школы, которые испытывают нехватку педагогического состава, а также чтобы знакомить учащихся из сельской местности с новыми технологиями, сразу применяя их на практике.

Следует добавить, что в 2014 г. правительство создало национальный портал электронного обучения (электронную школу) «e-Таксалава» (англ. e-Thaksalawa), обеспечивающий всем учащимся равные возможности в получении образования. Проект учитывает многоэтничность населения, говорящего на тамильском, сингальском и английском языках, географический охват и другие нюансы, которые нужно принять во внимание для обеспечения достойного уровня обучения. Подготовка материалов для «е-Таксалавы» осуществляется с привлечением учителей, работающих в государственных школах Шри-Ланки.

 

Как государство модернизирует образовательную систему, чтобы она соответствовала требованиям времени?

К сожалению, между образованием, производством знаний и экономическим развитием на Шри-Ланке существует серьезный разрыв. Несмотря на то что мы живем в обществе знаний, вклад образованных людей в экономику остается на низком уровне. Как правильно подчеркнул Министр образования Шри-Ланки, сохраняются серьезные пробелы в области развития компетенций и ориентации образования на профессиональные и социальные навыки, актуальные в XXI в. Экономическое развитие страны в основном зависит от тяжелого труда людей, окончивших школу, в то время как многие из тех, кто получил высшее образование, остаются частично занятыми или безработными. Необходимы реформы, которые позволят нивелировать избыточную учебную нагрузку на детей и исправить перекосы, возникшие из-за того, что процесс обучения сфокусирован в основном на подготовке к сдаче экзаменов и другим формам контроля знаний. Нужно срочно принимать меры по устранению различий в обеспечении школ ресурсами, включая квалифицированный педагогический персонал. Требуются реформы в системе управления на уровне как школ, так и системы образования в целом, чтобы повысить эффективность образовательного процесса и добиться высоких результатов в обучении.

Среди наиболее острых проблем, стоящих перед современной системой образования Шри-Ланки, – отсутствие четкого ответа системы образования на социально-экономические вызовы XXI в., слишком высокая учебная нагрузка для учащихся, недостаточная актуальность получаемого образования, неэффективное управление обучением и образовательной системой, неполный охват населения образованием и отсутствие высокого качества образования, отсутствие своевременного повышения квалификации персонала школ, неравномерное обеспечение учреждений ресурсами и необходимость в осуществлении энергичных и плодотворных реформ.

Для решения упомянутых вопросов Министерство образования Шри-Ланки разработало ряд предложений по реформированию общего образования в период с 2022 по 2032 г. Предложены внедрение новой образовательной политики во всех ключевых областях образования, реформирование содержания образования, организации процесса обучения, оценивания, построение четких карьерных треков, обучение с акцентом на приобретение навыков, введение новой классификации типов школ, их реорганизация и децентрализация, повышение внимания к стандартам качества школ и системе надзора, развитие Национального университета образования и Института повышения квалификации персонала и т. д.

 

Как воспринимают трансформацию в системе образования руководители образовательных организаций, педагоги, родители?

Учащиеся, учителя, директора, родители, администраторы и образовательные организации, а также работодатели крайне заинтересованы в реализации упомянутых реформ, поскольку они обеспечат последовательность образовательных программ и стабильность в распределении ресурсов, снизят нагрузку в сфере частного обучения, помогут студентам выбрать карьерный путь и приобрести новые профессиональные и жизненные навыки, дадут возможность большему числу учащихся поступать в продвинутые общие учебные заведения, благодаря финансовому и материальному обеспечению улучшат управление школами и т. д.

 

Какие цифровые технологии внедрены в образовательную среду?

Шри-Ланка стремится к тому, чтобы образовательная система имела гибкую современную структуру, развивая уже запущенные проекты, такие как восемь ранее упомянутых образовательных телеканалов «Ненаса Рупавахини» и образовательное мобильное приложение «Ненаса», интегрированное с Национальной системой управления обучающим содержанием «е-Таксалава». Шри-Ланка старается создать всеобъемлющую умную экосистему образования, которая будет включать телевизионные каналы, веб-систему управления учебным содержанием и образовательное приложение, совместимое с основными операционными системами, предоставляющее доступ к высококачественным учебным материалам, независимо от местонахождения ученика и его социально-экономического статуса.

Шри-Ланка стремится к тому, чтобы образовательная система имела гибкую современную структуру

Во время пандемии COVID‑19 учащиеся всех уровней образования были вынуждены прибегать к цифровым средствам для приобретения знаний. Считаю, что именно школьники больше всего пострадали от дистанционного обучения, поскольку немногие из них и даже не все учителя обладают компьютерной грамотностью. Доступ к компьютерному оборудованию и всестороннее развитие соответствующих навыков необходимы учащимся, чтобы они могли получить высококачественные образовательные услуги. Тренировку этих навыков должны проводить преподаватели, которые не только имеют опыт обучения пользованию компьютером, но и сами регулярно обращаются к компьютеру на уроках и включают работу с ним в учебную деятельность.

Учащиеся университетов в значительно меньшей степени пострадали от ограничений, связанных с COVID‑19. Тем не менее сложности цифрового обучения коснулись как студентов из малообеспеченных семей, так и тех, кто изучал предметы, подразумевающие практическую подготовку, – будущих врачей, инженеров и др. Кроме того, нельзя недооценивать важность общения с однокурсниками, личных бесед с преподавателями. По моему убеждению, несмотря на то что цифровые технологии могут способствовать улучшению некоторых аспектов обучения, ими невозможно заменить физическое присутствие обучаемого в классе независимо от его уровня образования.

 

Обучают ли ваши общеобразовательные организации универсальным навыкам XXI в., включая способность к эффективной коммуникации, умения работать в команде, быстро адаптироваться к изменениям?

Программы общего образования развивают общие знания, навыки (компетенции) и языковую грамотность, обеспечивают основу для обучения на протяжении всей жизни, для личного благополучия. Национальная комиссия по образованию Шри-Ланки сформулировала следующие задачи образования. Обучающийся должен понимать контекстуальное, концептуальное, теоретическое и прагматическое содержание предметной области, приобретать комплексы предметных и метапредметных навыков, позволяющих ему справляться с реальными проблемами и ситуациями, в том числе умения выстраивать коммуникацию, работать в команде и брать на себя лидерство, проявлять креативность, решать поставленные задачи, а также навыки управления, предпринимательства, информационно-коммуникационные компетенции и социальные навыки, навыки самопознания и развития индивидуальности, адаптируемость и гибкость, навыки укрепления ценностей и ценностного отношения, развития внутренних профессио­нальных стандартов, расширения кругозора, умение смотреть на мир с разных точек зрения, продолжать обучение в течение всей жизни и воспитывать в себе социально ответственную личность.

 

Существуют ли сегодня проблемы доступности образования на Шри-Ланке?

Как уже отмечено, образование на всех уровнях является бесплатным для всех граждан Шри-Ланки, и число ланкийских студентов, решивших продолжить среднее образование для сдачи экзамена A/L (эквивалента ЕГЭ в российской системе), неуклонно растет из года в год. Около 65% студентов, сдавших экзамен A/L, имеют право на поступление в вуз. Однако из-за ограниченного числа университетов (17 заведений под эгидой Комиссии по университетским грантам) места имеются только лишь примерно для 17% учащихся. Некоторые из оставшихся молодых людей поступают в частные или государственные технические и профессиональные институты или местные филиалы зарубежных частных или государственных университетов. Например, около 1 тыс. студентов со Шри-Ланки получают высшее образование в России и около 2 тыс. – в Беларуси. Соответственно, на Шри-Ланке увеличивается запрос (равно как и ощущается все большее социальное давление) на создание частных университетов и филиалов иностранных вузов по определенным направлениям подготовки.

Министерство образования Шри-Ланки, Комиссия по университетским грантам, а также многие другие учреждения Шри-Ланки упорно работают над повышением качества и доступности образования для ланкийских обучающихся. Посольство Шри-Ланки в Российской Федерации также уделяет особое внимание изыскиванию новых возможностей для школ и университетов Шри-Ланки. Только в течение 2023 г. посольство наладило 33 новых контакта для партнерского взаимодействия между вузами Шри-Ланки и России, семь – с университетами Беларуси, способствовало подписанию 14 меморандумов о взаимопонимании с российскими и белорусскими университетами. Посольство также сотрудничает с Министерством образования Российской Федерации для развития партнерских отношений на уровне школ. Со стороны Шри-Ланки в них участвуют как те школы, где уже преподается русский язык, так и те, которые хотят изучить возможность введения этого предмета в учебный план.

Дипломатия в сфере образования является ключом к успешным и долгосрочным дружественным отношениям между Шри-Ланкой и Россией. Наши страны, у которых так много общего, могут извлечь взаимную выгоду из такого сотрудничества.

Беседовала О. В. Горбулина

 

Университет Правительства Москвы реализует ряд проектов совместно с Департаментом образования и науки города Москвы. Среди них программа – профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», специализация «Управление в образовании». Программа предназначена для директоров образовательных организаций и руководителей в сфере образования города Москвы. Основная концепция программы: «Настрой систему для себя, для команды, для города».

Визит Чрезвычайного и Полномочного Посла Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка в Российской Федерации профессора Джаниты А. Лиянаге в Университет Правительства Москвы – яркий пример мероприятий, проводимых для слушателей программы МРА «Управление в образовании».

«Постоянный обмен практиками – ключ к развитию. Участники программы MPA «Управление в образовании» изучают лучшие кейсы в сфере образования, включая зарубежные, благодаря чему директора московских школ могут эффективнее решать сложные инновационные и трансформационные задачи, быстрее использовать новые управленческие навыки в своей работе. Уверена, что встреча с госпожой Послом позволит участникам программы расширить границы опыта и вдохновиться новыми идеями».

О. А. Полобок, начальник Управления обучения
и развития персонала Университета Правительства Москвы,
руководитель программы MPA «Управление в образовании»