Образовательное пространство города

Содержание номера

2023 № 4 (62)

Город XXI века

Университет в образовательном пространстве мегаполиса

Университетское образование, имеющее более чем тысячелетнюю историю, прошло путь от небольших объединений по научным интересам до важной отрасли интеллектуального производства, обеспечивающей приток высококвалифицированных специалистов на рынок труда. Сегодня система образования должна сохранять баланс между традиционными и инновационными методами обучения, постоянно отслеживать и внедрять в практику эффективные решения, опробованные участниками образовательного процесса. Университет Правительства Москвы реализует систему мер по повышению качества образования, обеспечивая подготовку управленческих кадров для всех отраслей городского хозяйства и социальной сферы Москвы. Динамичному качественному развитию университета способствуют привлечение преподавателей-практиков, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, тесное взаимодействие с органами власти и подведомственными им учреждениями, направленное позиционирование вуза в городском пространстве, создание и поддержание вузовского комьюнити.

В. Ю. Фивейский

Город XXI века

Дискурс благополучия: развитие образования в московской школе

За последние десять лет в московском образовании произошли кардинальные изменения, которые обеспечивают возможность школам оставаться действительно современными. Ключевые процессы, определяющие жизнедеятельность столичных образовательных организаций, создают для детей основу благополучия в нынешнем понимании этого слова. Отношение к содержанию термина «благополучие ребенка» изменилось, поэтому школы и колледжи перестраивают свои рабочие процессы так, чтобы отвечать запросам москвичей, имеющих детей-школьников. Сегодня родители заинтересованы не только в академических результатах, но и в безопасности, психологическом комфорте, возможности приобретения социального и культурного капитала ребенком в стенах школы. В Москве создана общая образовательная среда. Ее техническая база – цифровые платформенные решения, которые позволяют всем участникам образовательного процесса взаимодействовать друг с другом в онлайн-режиме. Родители могут осуществлять дистанционную координацию детей во время учебного дня. В Москве создана единая экосистема образования, включающая различные городские организации и учреждения, так что школа взаимодействует со многими партнерами, задействуя их в образовательном процессе.

А. А. Сурков

Город XXI века

Роль преподавателя и образовательная среда: новые вызовы времени

Образование сегодня — ключевое направление трансформации общества под влиянием цифровизации. Экспоненциальное развитие инновационных технологий, в особенности искусственного интеллекта, ведет к переосмыслению самой сущности обучения. Оно же создает множество новых возможностей для дальнейшего устойчивого развития образовательной системы. Весьма сомнительно, что искусственный интеллект сможет заменить жизненный опыт человека, педагога. Вместе с тем современному преподавателю необходимо быть в курсе новейших форматов и возможностей цифровых технологий применительно к образовательной среде. Для обучения как нынешнего поколения, так и будущих, требуются педагоги с новыми компетенциями. Под влиянием цифровой трансформации меняется спектр ролей преподавателя. Молодежь же приобретает навыки обучения в цифровой среде еще учась в школе, но это не снимает проблемы размытого представления о будущей карьере. По-прежнему одна из задач университетов — синхронизация запросов работодателей и контента образовательных программ.

И. П. Гладилина

Город XXI века

Университет, студент, преподаватель. Материалы круглого стола

В системе московского образования последние десять лет происходят большие изменения. Разительные перемены заметны в общем (школьном) образовании, в оснащении школ. Ощутима трансформация в сфере высшего образования, особенно начиная с 2020 г., когда университеты и академии столкнулись с проблемами локдаунов из-за пандемии COVID‑19. Мир меняется, и меняется сфера высшего образования – и инфраструктура, и сами люди, которые в ней работают и ее развивают. Перед вузами сегодня стоит много вопросов: готовы ли они своевременно отвечать на вызовы времени? Как трансформируются роль педагога и его отношения со студентами? Какие перспективы общественного и экономического развития нужно учитывать и какие риски следует предусмотреть? На круглом столе преподаватели и эксперты Университета Правительства Москвы обсудили главное в содержании работы университетского преподавателя сегодня, высказали свои мнения о месте цифровых технологий в его работе. Поговорили о необходимых изменениях в течение ближайших лет и в стратегической перспективе.

Теория и практика управления

Поддержка промышленности и предпринимательства как этап эволюции города

Во второй половине XX в. в мировых научных кругах стало все шире входить в обиход понятие «мегаполис». Сегодня ученые, социологи и политологи оперируют понятием «мировой мегаполис» в приложении к крупным городам, объединенным мультимодальными коридорами в мировую сеть ключевых центров деловой, инвестиционной, культурной и политической активности. На каждом следующем этапе развития городов необходимы смена стратегических парадигм и новый инструментарий управления. Столица России – один из крупнейших мировых мегаполисов планеты. На ее долю приходится более 25% национального ВВП. Нынешний этап развития Москвы ознаменован переходом на качественно новый уровень поддержки столичных промышленных предприятий и предпринимателей. Благодаря городским финансовым программам для малого и среднего бизнеса, управление которыми осуществляет Московский Фонд поддержки промышленности и предпринимательства, город продолжит продвижение вперед, сохраняя лидирующее положение в мировой экономической системе.

Н. А. Билашенко

Кадровые проекты

Практики развития современных руководителей образовательных организаций Москвы

Система столичного образования стремительно трансформируется. Возрастает потребность в руководителях, которые владеют управленческими компетенциями на высоком уровне, способны быстро осваивать и внедрять в практику эффективные инструменты, решать задачи повышенной сложности. Чтобы сохранять продуктивность, руководителю необходимо постоянное саморазвитие. Университет Правительства Москвы совместно с Департаментом образования и науки города Москвы реализует ряд проектов по обучению и развитию руководителей и членов управленческих команд образовательных организаций, в том числе программу профессиональной переподготовки MPA «Управление в образовании». Участники, обучаясь, практикуются в решении задач трансформации, сложных, нестандартных ситуаций и в работе с командой. Уже в ходе обучения участники могут менять свою организацию к лучшему.

В. А. Чистякова

Повышение квалификации госслужащих

Мотивация к обучению у взрослых

Мотивация к обучению является одним из ключевых факторов, влияющих на успешность процесса обучения. Весьма актуальна проблема мотивации для взрослых – слушателей образовательных программ. Мотивация к обучению у взрослых имеет большое значение для их личностного развития и профессионального роста. Не менее важна она и на социальном уровне, когда речь идет об обучении государственных служащих, поскольку от их профессионализма зависят качество управления городом, регионом, государством, его социально-экономическое развитие. Она может быть связана с желанием достичь успеха в выбранной сфере деятельности, потребностью в саморазвитии, в общении с интересными людьми, в расширении кругозора. Для эффективного построения процесса обучения важно учитывать специфические особенности обучаемых-взрослых – их жизненный опыт, сформированную самооценку, ожидания и ценностные ориентиры. Нужно создавать такие условия для обучения, которые будут способствовать развитию внутренней мотивации у взрослых, готовности стремиться к получению новых знаний ради своих личных интересов и профессионального благополучия.

А. С. Блинова

Наука и инновации

Культурное наследие парка Кусково: связь времен и поколений

Кусково – ныне музей-парк, а прежде усадьба, созданная по последней моде XVIII в., – привлекало и продолжает привлекать посетителей. При графе П. Б. Шереметеве усадьба с регулярным и пейзажным садами, парковыми павильонами и другими «затеями» достигла пика своего ландшафтного и архитектурного развития, став одним из лучших в России образцов садово-паркового искусства и прообразом будущих парков развлечений. В 1970-е и 1980-е гг. в Кускове проводились реставрационные работы, но их уровень был далек от того, который необходим ансамблю большой исторической и культурной ценности. В 2018–2020 гг. был разработан новый проект реставрации, согласно которому предлагалось восстановить внешний вид композиционно-планировочных элементов. Были проведены работы по научной реставрации Аллеи игр, Итальянского сада-игры «Малия», Воздушного театра, партера, Итальянского садика, розария, Огорода поваренных трав и др. При дальнейшем развитии усадебного парка будут восстановлены утраченные элементы – Бельведер, Китайский павильон, дорическая галерея.

О. В. Ганичева

Другие номера журнала

Контакты редакции

phone

+7 (495) 957-75-75

+7 (926) 206-49-04

mail
location

107045, Москва,
ул. Сретенка, д. 28, каб. 329

Татьяна Викторовна Карпова

Начальник сектора редакции журнала
KarpovaTV2@edu.mos.ru