Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Московский городской
университет управления
Правительства Москвы

ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ
ПРЕСС-ЦЕНТР
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
КАК ОПЛАТИТЬ ОБУЧЕНИЕ

Студент-историк: У московского метро много легенд, которые подстёгивают интерес людей

07.04.2017
– Вечерняя Москва
«ВМ» пообщалась с Александром Оджо — студентом, увлекающимся историей московского метро.

— Александр, с чего началось ваше увлечение метрополитеном?

— Я учусь на историческом факультете в Московском педагогическом государственном университете. В прошлом году у нас был предмет «Культура отечественной и новейшей истории». После лекций я начал собственные поиски и завел тематическую группу в социальной сети «ВКонтакте» «MetroRetro», в которой делюсь найденной информацией.

— У вас есть любимые станции метрополитена?

— Одна из самых любимых — «Площадь революции». Мало кто знает, но скульптуры, до которых люди очень любят дотрагиваться на счастье — рабочие, крестьяне, солдаты и моряки, — там стоят не в хаотичном порядке, а в хронологическом — с 1917 по 1937 год. Вообще, приметы и легенды подстёгивают любопытство людей, они начинают изучать город, узнавать, где они живут. Это хорошо работает и для туристов, и, могу сказать как педагог, для детей. Аналогичную цель — вызвать интерес — преследует и мой проект.

На станции «Пушкинская» мне нравятся люстры. Они очень напоминают те, которые висели во дворцах в пушкинскую эпоху. «Кропоткинская» интересна тем, что на ней освещение идет снизу вверх. От этого зал выглядит большим и светлым. Во всех странах метро построено так, чтобы пассажиры не понимали, что находятся под огромной толщей земли. Вообще, изначально «Кропоткинская» строилась как один из залов «Дворца советов» — огромного здания, которое должно было появиться на месте Храма Христа Спасителя.

— Расскажите о своей лекции «Исчезнувшие Сталины».

— В этой лекции я собрал интересные факты, связанные с тем, как дестабилизация отражалась на искусстве метро. После развенчания культа личности Сталина на XX съезде упоминания о нем убирали отовсюду. На «Добрынинской» в эскалаторном вестибюле есть любопытная мозаика. На ней изображены люди, несущие портрет Юрия Гагарина. Если присмотреться, можно заметить, что мозаику перекладывали. Станция была открыта в 1950 году, в это время Гагарин ещё был подростком. Изначально там был Сталин.

— Сталина совсем убрали из метро?

— В переходе на станции «Парк Победы» есть новый рисунок, на нем изображён силуэт Сталина на небольшой монете. Но это совсем свежая работа.

— В чем, по вашему мнению, глобальное отличие московского метрополитена от метро других городов?

— Я бывал только в метрополитенах Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Мне кажется, без кольцевой линии наша подземка не могла бы работать. Благодаря «кольцу» она справляется с огромным потоком людей. В метро Петербурга есть торговые палатки на самих станциях. В московском метро это невозможно себе представить — поток пассажиров намного больше.

— Как вы относитесь к современным станциям, их дизайну?

— Современные станции очень яркие — «Румянцево», «Саларьево». Их не перепутаешь ни с чем. Дизайнеры предлагают стилистические решения, которые быстро реализуются и не похожи друг на друга. Такую станцию уже не проедешь, слушая плеер. Жду с нетерпением, когда откроются новые ветки, их проекты очень впечатляющие.

Вообще, минималистичные станции начали строить уже в 1970-х и даже 1960-х — взять ту же «Первомайскую», на которой я живу, или «Юго-Западную», где находится мой университет. Вся отделка этих станций — кафель.

— А о таких советских, «утилитарных» станциях вы какого мнения?

— Это было нужно. Москва расширялась, чтобы связать жителей новых спальных районов с центром, нужно было строить новые станции. Простые дизайны было быстрее всего воплотить. «Юго-Западная» появилась ещё до того, как был построен сам район.

— В то же время, многие воспринимают метро как музей архитектуры под землёй…

— В пределах кольцевой линии, какую станцию ни возьми — это история. Сюда можно приводить людей на экскурсии. На мозаиках «Комсомольской кольцевой» показана история Великой Отечественной войны. Эта станция должна была стать воротами в Москву для людей, которые приезжают с трех вокзалов. Оформление должно было продемонстрировать им величие советского народа, победившего фашизм.

— Откуда вы берете информацию о метро?

— Существует большое количество книг и путеводителей. Мне очень нравится путеводитель «Московское метро» 1974 года издания. Оттуда я беру фотографии для группы. Есть много документальных фильмов, они появились в 1930-х годах. Ну и, конечно, форумы о метро, на которых много энтузиастов делятся друг с другом своими находками. Мне очень нравится музей метро, который сейчас находится на станции «Выставочная».

— Расскажите о себе, других своих интересах.

— Я учусь на четвёртом курсе Московского педагогического государственного университета на педагога-историка. Проходил стажировку в Правительстве Москвы по направлению «журналистика», недавно я возглавлял пресс-службу Московского отделения российского студенческого спортивного союза. Сейчас руковожу волонтерским центром в своём университете, буду волонтером на Кубке конфедераций 2017 года и, надеюсь, на Чемпионате мира по футболу.

Источник
Все информационные сообщения в СМИ о нас
МГУУ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
8 (495) 957 7575
info@mguu.ru
Москва, ул. Сретенка, д. 28
 ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ (ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ)
8 (495) 957 9132
priem@mguu.ru


    B  


© 1994–2017 Московский городской университет управления Правительства Москвы