УПМ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы

Чиновник нового типа: модель компетенций

06.11.2014
– Тверская 13

Расхожая фраза «кадры решают все» не так уж и банальна, когда речь заходит о работе государственного аппарата. Ведь во многом именно от чиновника зависит и успех проводимых реформ, и в конечном счете авторитет власти. Правительство Москвы совсем не случайно обращает особое внимание на повышение качества чиновничьих кадров. Еще 28 августа 2012 года в ходе заседания правительства Москвы мэр Сергей Собянин внес существенные изменения в указ о порядке подбора и назначения кадров в органы исполнительной власти столицы. Цель нововведений — привлечь к работе самых способных и эффективных работников.

«Сегодня мы зачастую сначала берем, а потом выясняем, на что они способны, — посетовал тогда градоначальник.
— Конечно, полностью избежать ошибок трудно, но следует повышать роль кадрового резерва и брать людей из него, а не со стороны».

Сейчас правительство Москвы пополняет свой кадровый резерв с помощью открытого конкурса, критерии участия в котором были разработаны в том же 2012 году, созданным по поручению Сергея Собянина Советом по кадровой политике. Между тем, несмотря на заметные положительные сдвиги в работе государственного аппарата столицы, мифы о «безынициативном чиновничестве» оказались живучими.

Как развенчать эти мифы? Об этом задумались в Управлении государственной службы и кадров правительства Москвы, попытавшись с помощью инфографики показать, на какие профессиональные компетенции делается сейчас ставка, как конкретно оценивается эффективность работы государственных служащих и с помощью каких методов повышается производительность труда московского чиновничества.

Конечно, сегодня с появлением МФЦ и городских порталов эффективность работы чиновников заметно повысилась, и здесь сыграл свою роль взятый на вооружение столичными властями конкурсный отбор государственных служащих.

— К участию в конкурсах сейчас привлекаются не только люди, уже работающие в системе государственной власти Москвы, но и специалисты разных сфер деятельности со всей России, — подчеркивает заместитель мэра — руководитель Аппарата мэра иправительства Москвы Анастасия Ракова.

Упрощает участие в конкурсе подача предварительной заявки и резюме в электронном виде вместо прежних бумажных талмудов, которые приходилось заполнять претендентам на должность. Мы уже отработали процедуру нового порядка подбора кадров на самом важном для москвичей звене — институте глав управ 125 районов города. Ведь это от них в первую очередь зависит жизнедеятельность районов, благоустройство дворов и парков, качество дорог. Конкурс на формирование глав управ проводится публично, и сюда приходят лучшие специалисты, прошедшие жесткий отбор. Это — открытый процесс. Сейчас вся информация о зачислении в кадровый резерв представлена на едином интернет-портале, предусмотрена подача документов в электронном виде.
Все это, несомненно, сказалось на качестве государственной службы, повысило эффективность работы чиновников всех уровней. И все же Управление государственной службы и кадров правительства Москвы считает необходимым развенчать оказавшийся весьма устойчивым миф о государственной службе — «чиновник правительства Москвы — безынициативный сотрудник, выполняющий исключительно приказы начальства». И тут на помощь пришла инфографика.

Итак, какова она, модель компетенций чиновника нового типа? Что должен уметь делать государственный служащий, какими знаниями и практическими навыками он должен обладать? Центр кадровой диагностики и развития персонала, созданный в 2011 году на базеМГУУ правительства Москвы, разработал единую модель компетенций чиновника. Она отражает основные корпоративные ценности правительства Москвы — ориентацию на клиентов, стремление решать задачи в правовом поле и действовать ради общественного блага, а не личных целей, желание вносить вклад в развитие города.

При отборе кандидатов и оценке личной эффективности государственного служащего ставка делается на такие приоритетные качества, как профессионализм, ориентация на результат, эффективная коммуникация, управленческие навыки и правосознание. Для оценки компетенций чиновника нового типа используют целый набор HR-инструментов — тестирование на умение анализировать большие объемы информации, на владение русским языком, компьютерными программами, на знание законодательства и на мотивацию. Используются деловые игры для изучения профессиональных и управленческих навыков, кейсы по планированию и управлению ресурсами, индивидуальные интервью.

Как сообщили в МГГУ, за три года оценочные мероприятия проведены для более 6 тысяч государственных служащих, а около 3 тысяч человек прошли опрос на полиграфе. Среди них — специалисты по государственным закупкам, главы управ и государственные служащие, претендующие на замещение руководящей должности. При этом обращается особое внимание не только на профессиональные навыки, но и на личные качества претендентов на чиновничьи должности.

В повышение качества управленческого персонала внес лепту и рейтинг государственных служащих, ставший хорошим способом оценки эффективности деятельности чиновника.
Напомним, что с 2013 года составляется ежеквартальный рейтинг по результатам работы руководителей органов исполнительной власти, ответственных за рассмотрение сообщений пользователей портала «Наш город». Оценивается качество и объем работы по подготовке и передаче ответов на жалобы горожан. При этом учитывается количество обработанных сообщений, а также нарушения со стороны органов исполнительной власти.
Здесь не забыт и материальный стимул: в зависимости от полученных результатов руководители премируются или депремируются. Размер премии для тех, кто вошел в ТОП-5 лучших управленцев, может быть увеличен на 15 процентов, а если они удерживают лидерские позиции в течение двух кварталов подряд, — на 30 процентов.

А для глав управ предусмотрен специальный рейтинг, который составляется раз в год.
В нем учитываются достижения управ по направлениям: благоустройство и содержание дворовых территорий, торговля и услуги, управление объектами жилищного фонда, строительство и взаимодействие с населением. Экспертную оценку выносят профильные органы исполнительной власти.
C 2012 года в столице используется уникальный метод — «Фотография рабочего дня». Такую масштабную работу по управлению временем в органах исполнительной власти раньше никогда не проводили, и эксперты отмечают — сегодня растет спрос на услуги Центра кадрового аудита, поскольку руководители уже кровно заинтересованы в повышении эффективности и производительности труда в своих коллективах.
По мнению социологов, такие исследования с элементами фотографии рабочего дня позволяют обнаружить и исключить из процесса «пожирателей времени», оптимизировать штатную структуру, устранить дублирующие функции, перераспределить обязанности между сотрудниками. Сегодня кадровый аудит с использованием современных HR-технологий проведен более чем в двадцати различных подразделениях правительства Москвы, сделано более тридцати информационно-аналитических отчетов с рекомендациями.

Управление государственной службы и кадров за последние три года доказало, что система работы с персоналом в правительстве Москвы изменилась. На работу в мэрию можно попасть точно так же, ровно как в любую другую структуру.

Единая процедура отбора для потенциальных кандидатов на управленческие вакансии максимально открыта и объективна, а при оценке чиновников применяются лучшие HR-инструменты. Отметим, что используемые при этом технологии взяты из бизнеса и адаптированы под потребности государственной службы. Москва, реализующая масштабные амбициозные проекты, заинтересована в привлечении чиновников нового типа. Сейчас город делает ставку на специалистов с мотивацией, стремлением к профессиональному росту, а главным критерием отбора стало не только умение, но и желание чиновника служить городу и людям.

Григорий САРКИСОВ

Источник

Источник
Все информационные сообщения в СМИ о нас