30.06.2014
В МГУУ Правительства Москвы прошла международная конференция «Лучшие практики обучения государственных служащих: от академизма к новаторству»
Признанные международные и российские эксперты в области государственного управления в течение двух дней делились уникальным опытом обучения государственных служащих в странах Европы и Азии, рассказывали о современных эксклюзивных методах образования, обменивались новейшими идеями и актуальными трендами в сфере государственного управления.
Это уже вторая подобная встреча московских и региональных кадровиков, организованная Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы и Московским городским университетом управления Правительства Москвы.
В этом году на конференцию приехали 48 руководителей кадровых служб из 23 субъектов Российской Федерации, а также работники кадровых служб органов исполнительной власти Москвы, крупных частных компаний, представители образовательных учреждений. Всего в конференции приняло участие более 130 человек.
Участники форума получили уникальную возможность узнать о последних тенденциях в обучении госслужащих в России и за рубежом «из первых уст», пройти «тест-драйв» инновационных образовательных форматов, посетив мастер-классы международных экспертов-практиков, и обменяться опытом с коллегами в неформальном режиме.
Первый день форума, 25 июня, был посвящен пленарным заседаниям. Спикеры из российских и зарубежных организаций, занимающихся обучением и оценкой деятельности государственных служащих, рассказывали о своих проблемах, решениях и удачных открытиях.
Джерри Арнотт, директор программы Civil Service Learning, стоявший у руля образовательной реформы в Великобритании, затронул очень актуальную тему дистанционного обучения. Из его доклада «Обучение и развитие на государственной службе Великобритании: тихая революция» слушатели узнали о существенных трансформациях в системе обучения британских госслужащих в последние годы. Г-н Арнотт поделился причинами глобальных изменений, рассказал о внедрённых инновациях и о том, как госслужащие могут обучаться на рабочем месте, имея доступ к электронным материалам, и проходить необходимые курсы по интернету.
Известный журналист Марк Завадский, ведущий эксперт по странам Азии, автор многочисленных публикаций в российских и зарубежных СМИ, основатель и генеральный директор компании Asia To Go Limited, поделился своими впечатлениями относительно государственной службы в Китае на примере Гонконга. Он рассказал о глубинных изменениях, которые претерпела китайская государственная система в XXI веке, о социальных переменах в обществе и о наиболее интересных тенденциях госслужбы последних лет. Новым витком в истории Китая стали отсутствие идеологии и «семейственности» на госслужбе, а также активная ротация кадров на должностях всех уровней. Кроме того, г-н Завадский подробно коснулся темы повышения квалификации и рассказал об инновационных методах обучения чиновников в городе Чанду (Китай), о месте идеологии в повышении квалификации государственных служащих, об известной программе обучения для руководителей, разработанной в Гонконге.
Продолжил обзор опыта стран Азии Ган Чин Хуат, заместитель директора крупной образовательной компании IDY Group и преподаватель Колледжа государственной службы Сингапура. Он поделился техниками обучения и развития сингапурских госслужащих, подробно описал этапы развития Колледжа государственной службы, структуру и философию обучения государственных служащих в своей стране. Особый интерес у слушателей вызвали рассказы об адаптации образовательных программ под разные уровни организационной иерархии.
{gallery}forum2014/day 1{/gallery}
Российский опыт обучения госслужащих был представлен в докладе Тимура Дьячкова, представителя администрации губернатора Санкт-Петербурга. Он осветил тему планирования образовательных программ для госслужащих. «Обучение должно иметь долгосрочный результат и четкую цель — зато с ним не стоит смешивать проблемы подбора персонала, которые эффективнее решать отдельно» — считает Тимур Дьячков. Решение, по его мнению, — постоянное дистанционное образование. Такой формат помогает поддерживать нужный уровень квалификации всех сотрудников и значительно экономит текущие расходы. Интересно, что качество дистанционного образования при этом остается на самом высоком уровне.
Объединил российский и международный опыт в своем выступлении Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок Московской школы управления Сколково. «Сегодня перед чиновниками высшего уровня стоит задача привлечения инвестиций, особенно в регионы. Актуальными становятся вопросы эффективности и отдачи от вложенных средств, создания и управления большими проектами развития, что требует умения работать в команде, владения навыками управления большими проектами и программами, работы на результат и выполнения KPI.
Всему этому можно и нужно учить», — рассказал г-н Конанчук.
Однако опыт мегаполисов существенно отличается от положения дел в регионах России. «Областным чиновникам приходится непросто. Им необходимо решать задачи улучшения качества жизни населения, привлечения инвестиций, повышения зарплаты бюджетникам и т.д. в условиях острого дефицита ресурсов, как людских, так и финансовых. Решение серьезных задач становится возможным только в кооперации с другими участниками — корпорациями, местным бизнесом, университетами, местным сообществом. Складывание таких схем партнерского взаимодействия — большая работа, которая часто требует перестройки привычных механизмов управления. Следовательно, требуется и совершенствование управленческих навыков региональных чиновников», — подытожил Денис Конанчук.
Александра Александрова, начальник Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы, и Александр Анапольский, начальник Управления исследований и разработок образовательных программ повышения квалификации МГУУ Правительства Москвы, представили совместный доклад «Создание инновационных учебных программ – опыт Москвы» про особенности и проблемы обучения чиновников Москвы. Их выступление было посвящено трудностям и поиску новых способов обучения московских госслужащих.
Главной сложностью Александра Александрова назвала формализм и консервативность в учебных вопросах: сотрудники ходят на тренинги без энтузиазма, «для галочки», а руководители не стремятся расширить кругозор своих подчиненных. Не совпадают цели программ, сроки обучения, городская реальность и теоретическое содержание академических курсов. Одно из успешнейших учебных решений Правительства Москвы – привлекать к процессу обучения практиков – тоже имеет слабые стороны: люди бизнеса не умеют преподавать, а прирожденным «учителям» обычно не хватает того массива опыта, который нужен, чтобы понять, как функционирует организм мегаполиса. Правительство Москвы сегодня занимается активным поиском и оттачиванием новых методик и форматов обучения. Эксперты МГУУ Правительства Москвы разработали такие успешные методики, как «Пирамида», «Ремейк» и «Изменение функционала». Эти программы «зажигают огонек» в глазах даже самых апатичных слушателей, а их динамическое теоретическое наполнение позволяет преподавателям не отставать от быстрой и насыщенной жизни управляемого города.
Ирина Неверова, директор программ Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, выступила с докладом «Управление эффективностью и результативностью деятельности органов государственной власти». Важно отметить, что конечным потребителем деятельности государственных институтов сегодня называют жителей города. Их удовлетворенность – это ключевой показатель успешности работы. Кроме того, присутствует множество внутренних нюансов: быстрота работы, экономическая целесообразность, четкость, надежность, статистическая проверяемость и др., с помощью которых оценивается каждый рабочий процесс. Г-жа Неверова подробно описала, как начинать оценку эффективности госструктур, какие существуют механизмы мотивации и стимулирования. Были затронуты и философские аспекты госслужбы: миссия чиновников, их система ценностей и приоритеты. Именно из них и складывается «пирамида эффективности», которая должна приводить к удовлетворению всех участников решения государственных проблем: от клиентов до исполнителей. Кроме того, в выступлении была упомянута интересная «формула Деминга», согласно которой правильно выстроенная система на 98% гарантирует успешное выполнение задач. Пути выстраивания совершенных рабочих систем не всегда очевидны, однако Ирина Неверова указала многие ключевые моменты, из которых они должны складываться: например, сокращение бюрократизма и дублирования, а также установление партнерских отношений.
{gallery}forum2014/day 2{/gallery}
Второй день конференции дал возможность участникам перейти от теории к практики и был посвящен мастер-классам.
Очень большой интерес у присутствующих вызвал мастер-класс Джерри Арнотта на тему: «Трансформируя наши подходы к обучению и развитию». Во время мастер-класса слушатели освоили серию шагов, направленных на эффективные преобразования в государственной службе. Подробно были рассмотрены пути преодоления возникших трудностей и препятствий. Такими становятся сложность системы обучения государственных служащих; проблема правильного использовани
я примеров из бизнеса; формирование инновационного подхода к обучению и образованию госслужащих в сложившейся системе образования госслужащих; трудность вовлечения всех возможных заинтересованных сторон в процесс трансформации; ошибки, возникающие при сборе, анализе и использовании информации. Все материалы были поданы с акцентом на возможности их использования в России.
Елена Гордеева, проректор по повышению квалификации МГУУ Правительства Москвы, и Марина Талан, начальник Управления обучения государственных и муниципальных служащих МГУУ Правительства Москвы, поделились своим опытом организации интерактивного обучения на мастер-классе «Интерактивные методы обучения в массовых программах».
Ган Чин Хуат провел мастер-класс «Развитие эффективных управленческих навыков на госслужбе». Во время мастер-класса слушатели узнали о способах развития лидерских качеств у сотрудников государственных служб Сингапура. Особое внимание было уделено работе с сотрудниками экономического сектора. Участники освоили конкретные практические инструменты для развития лидерских качеств, а по итогам мастер-класса смогли разработать план развития лидерских качеств для сотрудников своих организаций.
Форум завершился круглым столом по актуальным вопросам повышения квалификации государственных служащих и разрешения сложных ситуаций в обучении, где участники форума обменялись своими наблюдениями на основании практического рабочего опыта и поделились некоторыми выводами, которые удалось сделать по итогам форума.
Как отметили участники, в этом году программа конференции стала еще более насыщенной, были подняты многие актуальные проблемы современного государственного управления и подготовки государственных кадров. Особенную ценность представил блок обмена опытом с зарубежными коллегами. В целом подобные встречи необходимы для успешного развития сектора государственного управления на всех уровнях. Такую точку зрения высказало большинство участников форума. Именно в направлении активного международного сотрудничества и полноценного обмена опытом представляется продуктивным развивать дальнейшие отношения представителей государственной службы городов России.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы