СТОЛИЧНЫЕ ЧИНОВНИКИ БУДУТ «ИГРАЮЧИ» УЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ГОСУЧРЕЖДЕНИЯМИ И РАСПОРЯЖАТЬСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕНЬГАМИ
Не первый год и даже десятилетие существуют в мире игровые формы обучения.
В самых разных сферах. Психологи и педагоги считают такую форму вполне допустимым вариантом: причем не только для малышей, школьников или студентов, но и для взрослых.
Ведь дети и так непосредственны.
А взрослому человеку, который может быть скован условностями, дресс-кодом, субординацией и прочими ограничителями, иногда нужно создать такую обстановку, в которой он вновь раскроется, будет мыслить широко, сможет посмотреть на ситуацию под другим углом, впитать в себя необходимую информацию. Вот сегодня и придумали для московских госслужащих новую игру — в самих себя, только в улучшенном варианте. Программа этого игрового обучения разрабатывалась полтора года. По задумке авторов, она позволит прошедшим обучение эффективнее управлять и распоряжаться бюджетными средствами.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Большинство психологов и педагогов считают игровые элементы в обучении, лечении и т. д. весьма эффективным методом, как бы ни ухмылялись скептики. Понятно, что для хорошего результата сам человек, который решил повышать свою квалификацию посредством игры, должен отнестись к этому серьезно, понимать, что такая игра — не забава, что это можно рассматривать как повышение профессионального опыта и от него ждут отдачи, исполнение ролей и т.д. Такие игры на научной основе сгруппированы в три вида — символические, имитационные и исследовательские.
Ученые считают, что в ходе учебной игры развиваются лучшие деловые качества — активность и целеустремленность, продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, вера в собственные силы. При этом с дидактической точки зрения такое обучение не противопоставляется традиционному, не противоречит существующим ныне педагогическим теориям и вполне может считаться одной из форм интегрированного обучения.
Можно говорить о том, что игровое обучение — форма учебного процесса в условных ситуациях, цель которого заключается в усвоении общественного опыта в знаниях и навыках.
ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Его черты и признаки свойственны образовательным и воспитательным процессам в Древних Афинах, а это VI-IV века до нашей эры. Уже тогда организовывались для учащихся дискуссии, импровизации, спортивные состязания.
В современной истории игровое обучение получило новый толчок в XX веке, когда бурно развивались деловые игры и так называемый эдьютейнмент (образовательное развлечение). В России игровое обучение развивалось волнообразно — в 30-е годы XX века, а потом в 60-е. С тех пор оно присутствует и в отечественной системе обучения и воспитания. Специалисты всего мира активно используют деловые игры и эдьютейнмент и сейчас, в XXI веке.
Игра, предложенная сегодня столичным менеджерам, называется «Управление ресурсами госучреждений». Она создана в Московском городском университете управления Правительства Москвы.
— Программа одной такой игры рассчитана на два дня, — проинформировали в пресс-службе университета. — В данном игровом обучении могут принять участие госслужащие и сотрудники бюджетных учреждений столицы (например, заместители руководителя по экономике). Приходить сюда можно по желанию. Если наш опыт принесет положительные результаты, его можно будет распространить и в других регионах страны.
По информации организаторов, в двухдневной программе игрового обучения участвуют несколько руководителей государственных учреждений разного уровня. Некоторые из них в процессе игры становятся менеджерами других подразделений, что позволяет им увидеть изнутри работу партнеров и в дальнейшем принимать решения с учетом полученной информации. Цель участников игры — распределив ролидолжности, решить все задачи и быстрее других команд выполнить госконтракт. При этом не должно быть нареканий к качеству работы.
Такое обучение без отрыва от производства должно положительно влиять на кадровую ситуацию в контрактной системе. Ведь многие эксперты сегодня говорят, что в этой сфере еще ощущается голод на настоящих профессионалов. Традиционное обучение сегодня существует в рамках вузовской подготовки управленцев, функционируют различные курсы, однако еще не всегда и не везде можно похвалиться высокопрофессиональным штатом в сфере закупок. А для государственной муниципальной сферы качественная подготовка кадров особенно важна, потому что речь идет о расходовании бюджетных средств разного уровня. И необходимо, чтобы оно было прозрачным и эффективным. Достигается это наличием подготовленных специалистов.
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
— Разработанная специалистами игра полностью воспроизводит работу какой-нибудь бюджетной организации, — пояснили в пресс-службе Московского городского университета управления Правительства Москвы. — Участники должны сами определить, как управлять персоналом и проводить госзакупки. Дальше специальная программа вычислит последствия их выбора и всей игровой управленческой деятельности. Участники смогут увидеть буквально в процессе игры, как одно маленькое управленческое решение может повлиять (в лучшую или худшую сторону) на работу всей организации.
В Главном контрольном управлении города Москвы (Главконтроль) отмечают: игра придумана без выраженной отраслевой специфики, поэтому под-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ходит под любое направление работы столичного правительства. А для оценки результатов состязаний применяются реальные стандарты Главконтроля, только в данном случае несколько упрощенные.
— В игре учтен многолетний опыт нашего ведомства по контролю за эффективным расходованием бюджетных средств и осуществлением закупок, — говорит начальник Главконтроля Евгений Данчиков. — Проект игрового обучения уже стартовал. Участники могут оттачивать свое мастерство, совершенствовать методы стратегического управления учреждением. Мне особенно импонирует то, что результаты своей деятельности в игре участники смогут увидеть сразу. В обычной жизни это, как правило, происходит лишь в долгосрочной перспективе.
Думается, возможность увидеть результат своей деятельности здесь и сейчас — это эффективная мера воздействия на сознание обучающегося чиновника, поскольку если сработал он неэффективно, то не сможет скрыть свое поражение, свой непрофессионализм или равнодушие, сослаться за давностью на нерадивость кого-то другого.
— Сегодня руководитель бюджетного учреждения должен быть одновременно и хозяйственником, и политиком, и маркетологом. — Это мнение и.о. ректора Московского государственного университета управления Правительства Москвы Василия Фивейского. — Ведь ему надо уметь многое: правильно составлять финансовый план, эффективно расходовать государственные средства, уметь заработать внебюджетные деньги, работать над имиджем организации, правильно мотивировать персонал, учитывать интересы жителей столицы.
Собственно, чиновник любого ранга и должен работать на интересы населения, интересы горожан — будь то пенсионер, бизнесмен, многодетная мать или учитель. А для этого нужны полная казна, грамотные менеджеры, ответственность и неравнодушие. Может быть, игровая форма обучения и позволит избавиться некоторым чиновникам от этого самого неравнодушия. Ведь игра как раз и построена на эмоциональном всплеске при максимальной адаптированности к современной реальности и специфике государственной службы.
Автор: Ирена Татонова