16.05.2018
Как управлять городом: студенты учатся сити-менеджменту с помощью настольной игры
Студенты Правительства Москвы строят новые города, создают инфраструктуру, продвигают проекты и решают важнейшие управленческие задачи. Правда, пока в форме игры. Ребята совместно с преподавателями вуза разработали уникальную настольную игру «Горсовет», где каждый может примерить на себя роль топ-руководителя и сити-менеджера.
Главными создателями и разработчиками проекта стали Никита Лобанов и Никита Грачев, учащиеся II и III курса направления подготовки «Управление социально культурным развитием мегаполиса». Идея зародилась у ребят во время организации образовательного выезда для студентов «Маяк», который прошел с 23 по 25 февраля.
«Чтобы не перегружать ребят лекциями и мастер-классами, мы решили разбавить программу игрой. Но не для того, чтобы занять время, а чтобы чему-то научить. В итоге было решено разработать кейс-игру с принятием управленческих решений и элементами градостроения», — рассказал Никита Лобанов.
Ребята начали упорно работать над идеей, в запасе до выезда у них оставался месяц.
«Мы буквально жили в университете все это время. Наш день начинался с обсуждения идей и заканчивался проработкой множества нюансов. Все ребята из студсовета стремились нам помочь. В процессе работы мы еще раз убедились, что ради стоящей идеи люди абсолютно разных предпочтений могут объединиться», — поделился Никита Грачев.
Самым сложным оказалось разработать первый этап, придумать интересные, но реальные кейсы. Ребята не раз прибегали к помощи преподавателей кафедры экономики городского хозяйства и жилищного права. На создание игры ушел месяц кропотливой работы.
Стань мэром собственного города
Формат игры — настольный. Участникам дается специальное полотно, фишки и карточки-жетоны, которые обозначают каждую из сфер: здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство и так далее. Игра рассчитана на 7 человек, но число участников можно и увеличить при желании. Она состоит из трех блоков, на прохождение каждого уходит от 2 до 3 часов. Выигравшая команда приобретает статус столицы.
В первом блоке участники выстраивают собственный жилой округ, распределяют данные им людские ресурсы по секторам, иными словами, по районам города. Игроки решают связанные с этим задачи, за что получают баллы. Например, министрам культуры необходимо развивать туризм. Для этого они определяют какая инфраструктура больше всего привлекает туристов.
На втором этапе округ становится центром города. Теперь ребята должны составить программу его развития на год, назначить мэра и разделиться на министров по различным сферам. Именно они садятся за стол переговоров, обсуждая развитие своих городов. На каждый ход дается новый вопрос для обсуждения. Например, у вас в городе начинается промышленная забастовка, что будете делать: начнете переговоры с главой забастовки или разгоните при помощи силовых методов? Важно верно выстроить стратегию действий.
Последний этап — публичная защита проведенных в городе преобразований, а также программы по дальнейшему развитию.
Каждый министр и мэр города выступают отдельно, представляя отчет по работе в своей сфере. Им задаются вопросы по спорным моментам. В конце выделяется лучшая команда, которой и присуждается почетный статус столицы.
Первый прогон
Первый прогон игры среди студентов прошел успешно. По словам организаторов, ребята с радостью и интересом приняли в ней участие. Оганес Маданян — студент II курса направления подготовки «Управление городским хозяйством» — поделился своими впечатлениями:
«Игра мне очень понравилась. Она представляет собой занимательную стратегию, в которой нужно построить свой собственный город с прилежащей инфраструктурой. Я был мэром на одном из этапов, помогал ребятам решить проблемы, возникающие в сфере культуры, здравоохранения, образования. Игра очень захватывает, и вместе с тем ты начинаешь понимать, насколько бывает непросто принять то или иное управленческое решение. Это очень интересный и необычный опыт. Всем советую попробовать».
Сами разработчики считают, что у их идеи большой потенциал. Они планируют развивать и дорабатывать игру, а возможно, и предложат стажерам Правительства Москвы провести совместное состязание.
«Версию можно назвать пилотной, доработка будет происходить во всех аспектах, присутствующих в игре. Некоторые вещи мы доработаем, а некоторые просто сделаем еще лучше. Я думаю, все получится», — прокомментировал Никита Грачев.
Мнение специалиста
Создание игры было бы невозможно без участия преподавательского состава университета. Рассказывает Ольга Горанова — заместитель заведующего кафедрой экономики городского хозяйства:
«Вместе с ребятами мы корректировали кейсы, чтобы они имели варианты правильного и неправильного управленческого решения. Отрабатывали игру на практике: студенты были ведущими, а преподаватели — „игроками“. После проведенной игры советовали, что стоит поменять и исправить, рассказывали, какие отрасли экономики надо обязательно включить в игру, подсказывали, как организованы взаимосвязи между секторами экономики».
По словам преподавателя, главная цель игры — приобрести первичные практические навыки сити-менеджмента.
«В процессе игры ее участники развивают системное мышление, ведь оно так необходимо при управлении городскими проектами. Учатся искать баланс интересов населения и органов власти, оттачивают управленческие навыки», — подчеркнула Ольга Горанова.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы