25.10.2018
Личный контакт преподавателя со студентами или все-таки обучение онлайн? Каким должно быть образование будущего, обсудили в Университете Правительства Москвы
II Международная научно-практическая конференция «Имена московской науки и образования» прошла в Университете Правительства Москвы 18-19 октября. Мероприятие состоялось в рамках XIII Московского фестиваля NAUKA 0+. За два дня в нем приняли участие около 100 преподавателей и студентов столицы. Они вспомнили историю Университета, обсудили инновационные практики государственного управления столицы и представили, каким будет образование будущего.
В 2019 году Университету Правительства Москвы исполняется 25 лет. На заседании круглого стола, посвященного истории учебного заведения, преподаватели вспомнили тех, кто стоял у истоков его создания. В первую очередь — Татьяну Ужва, которая возглавляла Университет с 2002 по 2007 год.
«5 лет Татьяна Викторовна была ректором нашего университета. Она стояла у самых истоков его создания и вложила в эту работу невероятно много сил. За рекордно короткое время благодаря ее напряженной работе из института повышения квалификации наше учебное заведение стало Университетом», — отметил Василий Глущенко, научный руководитель Университета Правительства Москвы.
В этот же день, 18 октября, в рамках конференции прошла дискуссионная панель «Инновационные практики государственного управления: развитие науки 0+ 2018». Участники обсудили, какие цифровые технологии в управлении мегаполисом активно внедряются сегодня в Москве. Подняли также тему развития инновационного потенциала сотрудников организаций, а также, поговорили об инновационных кадровых проектах столицы.
Ряд масштабных HR-проектов реализуются в Москве при участии Университета Правительства Москвы. Среди них — профессиональная технология оценки персонала под конкретную должность, используются современные форматы обучения, включая дистанционное, разработана HR-аналитика.
Завершающим мероприятием 19 октября стал научно-методический семинар «Образование для города будущего: новые методики обучения, вовлечения и развития». Своим мнением о роли преподавателя в современном университете, а также смогут ли со временем обучающее видео, вебинары и другие онлайн-курсы полностью заменить живые лекции, поделился Алексей Александров, проректор по учебной и научной работе Университета Правительства Москвы:
«Благодаря развитию цифровых технологий, преподаватель больше не является первым и, тем более, единственным „носителем“ информации для студента. Процесс, начатый книгопечатанием, продолжается: студент работает с бесконечным множеством ресурсов. В том числе, с электронными обучающими курсами. Однако именно педагог, учёный может пригласить студента к сотрудничеству — совместной научно-практической деятельности, чего никогда не сможет сделать видеоролик. Кроме того, преподаватель является методистом — он единственный человек, который может помочь учащемуся пойти по непростой дороге освоения профессиональных компетенций. Он активный, живой участник диалога, который просто невозможен с техникой. В нашем университете студент может подойти к любому преподавателю и получить самую подробную консультацию. Все современные технологии — в том числе и электронные — лишь инструментарий, который может способствовать диалогу студентов и преподавателей, но не может его подменить».
Тезис о том, что преподаватель давно перестал быть просто источником информации, поддержал и Алексей Киличенков, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России новейшего времени ФАД ИАИ РГГУ:
«Мы не источник информации, мы — источник знания и носители опыта. Но стоит признать, что фокус внимания сейчас смещается именно на практические занятия, а не лекции. Здесь преподаватель может предложить следующие эффективные модели обучения: мастер-класс и организацию сотрудничества на семинаре. Каждое учебное занятие должно быть событием! Для этого я уже давно использую методику проблемных вопросов. Смысл в том, что на семинаре или уроке формулируется вопрос, который представляет собой проблему. Решая ее, студенты рассуждают и получают новые знания, учатся чему-то, а не просто слушают. Высший пилотаж — когда вопрос возникает сам, его формулируют студенты. Мы должны признаться себе, что наша роль меняется. Мы не можем оставаться и прятаться за кафедрами и читать наши конспекты, мы должны быть в гуще и стать одним из участников этой дискуссии. Также немаловажно создавать среду доброжелательности. Если вы появляетесь в аудитории, вам должны улыбаться. Если этого нет, значит, есть проблема».
Елена Полушкина, заместитель директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, отметила, что в некоторых регионах сдвиг к электронным лекциям — необходимость:
«В крупном городе можно говорить об участии конкретного человека в школьном процессе, а что делать регионам, где порой не найти необходимого педагога в школу? Поневоле возникает вопрос, что должна поменяться модель школы, и в какой-то степени она будет электронной, без участия живого человека — вебинары, видеоконференции. Тренд на сдвиг на электронные лекции необходим».
Всего в мероприятиях участвовали порядка 100 человек. Среди приглашенных гостей и спикеров конференции были представители таких ведущих вузов и академических институтов, как РАНХиГС, МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ, МГЮА, РГСУ, ФГБОУ ВПО РГУТиС, ИМЭМО РАН.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы