14.01.2021
Адаптивное образование и онлайн-курсы: как медики больницы в Коммунарке обучались в МГУУ в период пандемии
В 2020 году врачам пришлось сдавать самый сложный экзамен в своей жизни. Пандемия потребовала от них не только мобилизации моральных и физических сил, но и актуализации всего опыта и знаний, которые они приобрели за годы работы. Непрерывное обучение важно во многих профессиях, но для врачей оно особенно необходимо, ведь от их владения передовыми практиками зависят жизнь и здоровье людей. Рассказываем, как в этот непростой период удалось организовать обучение столичных медицинских работников.
С начала пандемии Городская клиническая больница № 40 в Коммунарке приняла более 14 тысяч пациентов с диагнозом «COVID-19». Заработав раньше запланированного срока, медицинский центр был перепрофилирован из онкологического стационара в клинику для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией. За считанные дни в корпусах были развернуты дополнительные койки, появились «красные» зоны, шлюзы и санпропускники.
Фото А. Великжанин. Москва 24
Как и врачи по всему миру, московские медики столкнулись с проблемой слабой изученности новой инфекции и отсутствия протоколов по борьбе с пандемией коронавируса. Медперсоналу необходимо было в кратчайшие сроки научиться работать в условиях постоянного стресса, организовывать рабочее время так, чтобы помочь максимальному количеству заболевших, выстраивать доверительные отношения с пациентами и их родственниками.
Руководству медицинского центра в Коммунарке предстояло в сжатые сроки подготовить команду, которая смогла бы справиться с нахлынувшим потоком заболевших. В ее состав вошли врачи и медицинские сестры с разными навыками, уровнем образования и понимания проблем пандемии, рассказывает Денис Проценко, главный врач больницы № 40.
Главный врач больницы № 40 в Коммунарке Денис Проценко рассказал об образовательной программе МГУУ Правительства Москвы и как курсы повышения квалификации отразились на работе медперсонала
Для подготовки единой команды, а также чтобы справиться со множеством новых задач, появившихся с началом пандемии, Университет Правительства Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы подготовил программу развития наиболее востребованных в период пандемии профессиональных навыков врачей и медицинских сестер. Сотрудники Центра развития здравоохранения Университета провели три стратегические сессии, в которых приняли участие более 80 ключевых сотрудников больницы: заведующие и старшие сестры клинических отделений, заместители главного врача, главная медицинская сестра. В ходе консультаций с экспертами отрасли были определены наиболее актуальные и полезные медперсоналу темы занятий, удалось собрать кейсы из практики врачей и медицинских сестер, вызывающие трудности и требующие разъяснения.
Денис Проценко отмечает, что обучение шло не в рамках абстрактной программы, а с учетом обратной связи и живых вопросов, которые были у управленческой команды. Занятия проводились в смешанном формате с использованием вебинаров и удаленного обучения. Ключевым отличием программы от курсов прошлых лет стал перевод обучения в онлайн. По словам Дениса Проценко, медработники Коммунарки отмечали удобство и высокую эффективность этого нового для них формата. Всего же за 10 месяцев в Коммунарке программу прошли более 670 медиков.
Софья Сандурская. «Агентство городских новостей Москва»
В одном из модулей — «Бережливые технологии в медицинской организации» — врачи и медицинские сестры ежедневно делились опытом друг с другом, чтобы затем использовать его для улучшения своей работы. Одной из насущных проблем для пациентов была сложность в различении медиков в одинаковой защитной форме, респираторах и очках. В ходе занятий у врачей Коммунарки родилась идея ввести цифровые маркеры на форме медиков — красный для заведующих отделением, зеленый для врачей и желтый для медицинских сестер. Для пациентов подготовили памятки, которые помогали различать, кто есть кто.
В ходе программы были составлены 32 инициативы по совершенствованию процессов: в больнице появились парковки для передвижного оборудования, а склады и сестринские посты организовали по технологии бережливого пользования 5S, которая создает комфортную рабочую среду за счет упорядоченного хранения вещей.
Обучение на дистанционных курсах занимало от 20 до 100 минут, в зависимости от начального уровня подготовки слушателей. По словам директора Центра развития здравоохранения Университета Правительства Москвы Константина Царанова, программа обучения получилась гибкой и максимально полезной для участников: «Нам удалось добиться практичности за счет трех процессов — адаптации программы под коллектив конкретной медицинской организации, конкретную группу слушателей и индивидуальные особенности каждого. В среднем это позволило сэкономить 50% времени аудитории. Адаптивная система дистанционного обучения позволяла определить, кто из слушателей хорошо знал материалы курса, а кому нужно было больше времени, чтобы подтянуть знания. В первом случае задания не повторялись, но если материал надо было закрепить, то он давался повторно с учетом „кривой забывания“ вплоть до успешного освоения. Таким образом, одни слушатели проходили все 4 модуля за 20 минут, а другим на это мог понадобиться час».
Константин Царанов отметил, что модули образовательной программы позволили быстрее получить недостающие знания и сформировать необходимые навыки тем медработникам, которые были дополнительно приняты в штат в период пандемии коронавируса. Речь идет о навыках коммуникации с родственниками пациентов, о вопросах заполнения листков нетрудоспособности, инфекционной безопасности. Слушатели получили навыки, помогающие выстроить сотрудничество с пациентом и выйти из конфликтной ситуации. Итоги тестирования показали, что в результате обучения компетентность специалистов по теме курсов выросла до 98,9%.
Программа обучения медперсонала продолжает совершенствоваться, опыт врачей и медицинских сестер используется в создании новых курсов. В 2021 году Университет Правительства Москвы продолжит разработку актуальных занятий. Также в планах — создание Библиотеки сложных кейсов в управлении медицинской организацией с вариантами решения и поддержка внедрения бережливых технологий, а также развитие команд других стационаров.
Софья Сандурская. «Агентство городских новостей Москва»
Университет Правительства Москвы имеет многолетний опыт разработки и проведения образовательных программ для медицинской сферы. Среди них программа MPA — программа профессиональной переподготовки в сфере государственного управления, которая, по сути, стала стандартом обучения руководителей медицинских организаций в Москве. За 7 лет ее прошли более 250 главных врачей государственных клиник.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы