22.12.2015
Московским госслужащим рассказали о результатах исследования Всемирного банка и опыте государственных закупок Италии
Уже третий год подряд в МГУУ Правительства Москвы декабрь становится месяцем встречи с международными экспертами в области государственных закупок. Прошлые два круглых стола с московскими специалистами проводила Федерика Салиола (руководитель проекта Всемирного банка). В этом году традицию продолжила Таня Госсейн (координатор программ специальных инициатив Всемирного банка в сфере закупок). А Анжела Руссо (начальник Департамента международного сотрудничества Центрального закупочного органа Италии — Consip) поделилась итальянским опытом организации закупочной деятельности.
Международная кооперация в сфере правового регулирования закупок дает возможность делиться накопленным опытом, отметил вначале встречи заместитель заведующего кафедрой УГМЗ МГУУ Правительства Москвы Николай Акимов.
«У нас сегодня есть уникальная возможность узнать о лучших мировых практиках, услышать результаты проекта „Сравнительный анализ систем государственных закупок“, — подчеркнул Николай Акимов. — 19 октября 2015 года Всемирным банком официально представлен отчет „Сравнение систем государственных закупок 2016“. Исследование осуществляется на примере крупных деловых центров. Москва — одна из первых деловых столиц, принимающих активное участие в проекте с момента начала его реализации в 2013 году. Мы постарались максимально объективно и полно показать, как развивается и регулируется система госзакупок в России. Представили достижения в продвижении электронных систем, благодаря которым открываются широкие возможности для свободного участия малого и среднего бизнеса в закупках. Россия в исследовании Всемирного банка получила высокие результаты».
Глобальный проект по сравнению госзакупок различных стран мира стартовал два года назад. Его цель — изучить международный опыт, сделать процесс госзакупок прозрачным и снизить барьеры для бизнеса. В 2015 году в исследовании приняли участие 77 стран. Это в семь раз больше, чем в пилотном проекте прошлого года.
Данные для исследования собирались с конца 2014 по март 2015 года. Анкеты охватили более 150 вопросов в сфере государственных закупок. Ответы и их оценка были объединены в следующие тематические разделы: подготовка заявок, подача и оценка заявок, заключение и исполнение контракта, доступность механизма обжалования и информирования о противоправных действиях, процесс рассмотрения жалобы в органе первого уровня.
Таня Госсейн особо отметила, что процедура обжалования в России с точки зрения учета интересов участников организована на высоком уровне по сравнению с другими странами Большой двадцатки. В нашей стране жалобу можно подать бесплатно в контролирующий орган, тогда как в некоторых других государствах стоимость обжалования может достигать 37 % от цены контракта.
По результатам оценки страны были разделены Всемирным банком на пять групп, при этом в пятой группе оказались участники с наивысшими баллами. Как отметил Николай Акимов, Россия по всем показателям находится в «топовых» группах — на одном уровне с такими странами, как США, Великобритания, Сингапур.
«В следующем году мы планируем провести исследование в 189 странах, — поделилась Таня Госсейн. — Это почти все страны мира. Мы стараемся совершенствовать нашу методологию и постоянно консультируемся с представителями экспертного и делового сообщества. Нам очень важно знать, не нарушается ли на практике законодательство и соблюдаются ли в каждой стране нормы международного права в этой сфере. Я очень рада, что в России был принят Федеральный закон № 44, он внес множество улучшений в российскую систему закупок».
Также представитель Всемирного банка сообщила, что с 2016 года система оценки изменится: страны больше не будут разделены на группы (в зависимости от результатов оценки по рассматриваемым критериям). Будет составлен единый международный рейтинг. Все государства попадут в один список, получив одно из 189 мест. Результаты будут опубликованы на официальном сайте Всемирного банка.
Анжела Руссо, представитель Центрального закупочного органа Италии, рассказала об инновациях в области государственных закупок своей страны. После реформы 2000 года эту работу от лица Министерства экономики и финансов ведет госкомпания Consip.
«Одна из причин, почему мы решили провести реформу — это та, что государственные органы закупали все время у одних и тех же поставщиков, у тех, кто находился рядом или продавал дешевле, — говорит начальник Департамента международного сотрудничества Consip Анжела Руссо. — Это было несправедливо. Чтобы была конкуренция, мы решили создать электронную систему. Любое предприятие теперь может подать заявку на торги из любой точки страны. Также было решено, что от имени Министерства экономики одна компания (то есть мы) будет заниматься внедрением электронного портала, объявлением торгов, приемом заявок и отчетов, выбором победителя».
По словам Анжелы Руссо, Consip является лучшим примером открытости и прозрачности в Италии, так как вся документация по госзакупкам опубликована на их сайте и доступна онлайн. Кроме того, перед тем, как объявить торги, Consip советуется с антимонопольными органами, чтобы узнать, смогут ли конкурировать малые поставщики с крупными компаниями в каждом отдельно взятом случае. Также для представителей малого бизнеса в Италии существуют бесплатные тренинговые программы.
Доклад госпожи Руссо вызвал бурное обсуждение. На вопрос, какие критерии выбора победителей существуют в Италии, она ответила, что раньше всегда побеждал поставщик с наименьшей ценой. Но затем, в Consip поняли, что следует отдавать предпочтение лучшему соотношению цены и качества. И теперь специально созданный экспертный отдел, который дает рекомендации в отношении выбора лучшего товара.
Вопросы коснулись и технической стороны дела. Один из слушателей спросил, какую платформу использует официальный портал Consip. Анжела Руссо ответила, что изначально они ее арендовали, но поняли, что это дорого, и Правительство выделило денег на разработку собственного программного обеспечения.
Также начальник Департамента международного сотрудничества ответила на вопросы о количестве людей в штате, региональных филиалах Consip и особенностях итальянской системы закупок. Все участники получили исчерпывающую информацию и возможность сравнить зарубежный опыт с российской практикой.
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы