23.10.2014
Развенчиваем миф о госслужбе №3: «Чиновник Правительства Москвы – безынициативный сотрудник?»
Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы развенчивает третий миф о госслужбе: «Чиновник Правительства Москвы – безынициативный сотрудник, выполняющий исключительно приказы начальства». Данные в инфографике помогут разобраться, на какие профессиональные компетенции делается ставка, как оценивается эффективность работы госслужащих и с помощью какого метода повышается производительность труда.
Модель компетенций чиновника нового типа
Что должен уметь делать госслужащий, какими знаниями и практическими навыками он должен обладать? Центр кадровой диагностики и развития персонала, созданный в 2011 году на базе МГУУ Правительства Москвы, разработал единую модель компетенций чиновника. Она отражает основные корпоративные ценности Правительства Москвы: ориентацию на клиентов; стремление решать задачи в правовом поле и действовать ради общественного блага, а не личных целей; желание вносить вклад в развитие города.
При отборе кандидатов и оценке личной эффективности госслужащего ставка делается на такие приоритетные качества, как профессионализм, ориентация на результат, эффективная коммуникация, управленческие навыки и правосознание. Для оценки компетенций чиновника нового типа используют целый набор HR-инструментов:
— тестирование на умение анализировать большие объемы информации, на владение русским языком, компьютерными программами, на знание законодательства и на мотивацию;
— деловые игры для изучения профессиональных и управленческих навыков;
— кейсы по планированию и управлению ресурсами;
— индивидуальное интервью.
За три года оценочные мероприятия проведены для более 6 000 госслужащих. Порядка 3 000 человек прошли опрос на полиграфе. Среди них специалисты по госзакупкам, главы управ и госслужащие, претендующие на замещение руководящей должности. Особенно тщательно оценивается такая профессиональная компетенция, как правосознание. Использование детектора лжи позволяет выявить коррупционные риски: во время теста госслужащим задают вопросы, связанные с незаконным получением крупных вознаграждений или личной корыстной заинтересованностью.
Рейтинг как способ оценки эффективности деятельности
С 2013 года составляется ежеквартальный рейтинг по результатам работы руководителей органов исполнительной власти, ответственных за рассмотрение сообщений пользователей портала «Наш город». Оценивается качество и объем работы по подготовке и передаче ответов на жалобы горожан. При этом учитывается количество обработанных сообщений, а также нарушения со стороны органов исполнительной власти:
1. Несвоевременное размещение ответа на портале.
2. Несоблюдение сроков выполнения работ.
3. Несоответствие ответа фактическому положению дел.
4. Отправление ответа на доработку по одной и той же причине два и более раз.
5. Размещение на портале недостоверной информации об устранении проблем.
6. Отсутствие информации, которую необходимо размещать в обязательном порядке в соответствии с регламентом.
7. Недостоверность или неполнота сведений, размещенных на портале.
В зависимости от полученных результатов руководители премируются или депремируются. Размер премии для тех, кто вошел в ТОП-5 лучших управленцев, может быть увеличен на 15%; если они удерживают лидерские позиции в течение двух кварталов подряд, то на 30%. И на столько же премия может быть снижена для тех, кто занял пять последних мест или оказался в числе худших дважды за полгода.
А для глав управ есть еще один рейтинг, который составляется раз в год. В нем учитываются достижения управ по пяти направлениям: благоустройство и содержание дворовых территорий, торговля и услуги, управление объектами жилищного фонда, строительство и взаимодействие с населением. Экспертную оценку выносят профильные органы исполнительной власти. Например, Департамент торговли и услуг изучает, как работали управы по направлению «Торговля и услуги». Один из ключевых показателей – мнение жителей, полученное при соцопросах и через интернет-портал «Наш город». Жители помогают оценивать, насколько эффективно и оперативно чиновник решил ту или иную проблему. Рейтинг позволяет решать вопрос некомпетентности и стимулировать управы к повышению качества работы.
От процесса к результату
Работа чиновника – это бесконечный процесс? Для изучения рабочего времени госслужащих с 2012 используется уникальный метод – «Фотография рабочего дня». Такую масштабную работу по управлению временем в органах исполнительной власти раньше никогда не проводили. Сегодня спрос на услуги Центра кадрового аудита растет. Руководители заинтересованы в повышении эффективности и производительности труда в своих коллективах.
Исследования с элементами фотографии рабочего дня позволяют обнаружить и исключить из процесса «пожирателей времени», оптимизировать штатную структуру, устранить дублирующие функции, перераспределить обязанности между сотрудниками. На сегодняшний день кадровый аудит с использованием современных HR-технологий проведен в более 20 различных подразделениях Правительства Москвы, сделано более 30 информационно-аналитических отчетов с рекомендациями.
Управление госслужбы и кадров за последние 3 года доказало, что система работы с персоналом в Правительстве Москвы изменилась. На работу в мэрию можно попасть ровно так же, как в любую другую структуру. Единая процедура отбора для потенциальных кандидатов на управленческие вакансии максимально открыта и объективна. При оценке чиновников применяются лучшие HR-инструменты. Технологии взяты из бизнеса и адаптированы под потребности госслужбы.
Сегодня Правительство Москвы предлагает участвовать в реализации масштабных проектов. Ставка делается на специалистов с мотивацией, стремлением к профессиональному росту, желанием служить городу и людям.
Скачать инфографику «Миф о госслужбе №3»
Также по теме:
Все новости Университета Правительства Москвы