Новые подходы к кадровой политике, практически полностью охватившие реальный сектор экономики, начинают применяться и в сфере государственного и муниципального управления. 21 октября 2014 года Госдума рассмотрела ряд законопроектов, касающихся прохождения чиновниками государственной службы.
Единая база вакансий
Сразу во втором и третьем чтениях были приняты изменения в законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Отныне информация о вакантных должностях государственной гражданской и муниципальной службы будет размещаться на едином федеральном портале государственной информационной системы в области госслужбы – gossluzhba.gov.ru. При этом если муниципальное образование не имеет возможности самостоятельно разместить информацию о своих кадровых потребностях, это должен будет сделать орган государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится соответствующий муниципалитет.
Изменения в законе прокомментировал порталу profiok.com член комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. «Речь идет о совершенствовании механизма конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, – пояснил эксперт. – Теперь на официальном сайте государственной информационной системы (ГИС) будет размещаться информация не только о кадровых вакансиях государственных органов, но и органов местного самоуправления».
Анатолий Выборный уверен, что нововведения положительно скажутся на кадровой работе муниципалитетов. «Данные законодательные новеллы крайне важны. Прежде всего, они повысят транспарентность кадровой работы органов местного самоуправления. Такой подход позволит повысить качество отбора кадров для муниципальной службы, предоставляя равный доступ к информации о кадровых потребностях всем соискателям. Кроме того, более эффективно будет работать механизм противодействия коррупционным проявлениям при отборе кандидатов в муниципальные служащие», – подчеркнул парламентарий.
Многоуровневая проверка профессиональной пригодности
Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подготовленный Минтрудом РФ, также был рассмотрен Госдумой 21 октября. Часть положений законопроекта была принята в первом чтении.
Так, приняты поправки, касающиеся обязательного прохождения испытательного срока при замещении должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, а также подробно прописан механизм расторжения контракта в случаях, когда чиновник не проходит испытание.
Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Татьяна Блинова, комментарий которой размещён на сайте ведомства, считает, что внесение изменений в закон позволит «расширить возможности использования испытательного срока в качестве одного из инструментов современной системы отбора кадров на гражданскую службу и, следовательно, повысить уровень и качество управления».
Предлагаемые Минтрудом поправки к закону предусматривают также введение трёхуровневой системы требований к квалификации чиновников и кандидатов на замещение подобных должностей. Базовый уровень, обязательный для всех, предполагает свободное владение русским языком (грамотность и навыки устной речи), отличное знание основ законодательства и уверенное владение компьютером. Функциональный уровень соответствия чётко фиксирует необходимое образование, соответствующее должности (не только уровень образования, но и специализацию). И, наконец, чиновник должен соответствовать специальным требованиям к квалификации, необходимым для замещения конкретной должности.
По мнению Татьяны Блиновой, такой подход к оценке квалификации сотрудников «способствует обеспечению их адаптации к условиям гражданской службы, что будет благотворно влиять на качество управления».
Установка на клиентоориентированность
Нормативное регулирование кадровых вопросов на государственном уровне определяет основной вектор кадровой политики в стране, однако конечный результат и качество работы чиновников во многом зависят от инициатив муниципальных органов власти.
Так, мэрией Москвы разработана своя система требований к компетенциям городских чиновников. Оценку в Центре при Московском городском университете управления в обязательном порядке проходят все потенциальные кандидаты на работу в московском правительстве или те, кто рассчитывает на повышение должности. Эксперты оценивают не только лидерские качества московских чиновников, но и их владение современными информационными технологиями, способность работать с большими объёмами информации, навыки командной работы. Соискатели на целый ряд должностей проходят обязательную проверку на полиграфе.
Комментарий profiok.com
Опираясь на опыт ИНЭС в подготовке кадрового резерва руководителей предприятий, в том числе, высокотехнологичного сектора (ОПК, ТЭК), заметим, что квалификационные требования, какими бы актуальными они ни были на момент принятия соответствующего нормативного акта, устаревают быстрее, чем разрабатывается и внедряется отвечающая им система оценки и формируются программы повышения квалификации.
Проводить постоянную работу с кандидатами, непрерывно актуализировать их знания и профессиональные компетенции, развивать личностный потенциал и управленческие качества позволяет только наличие обновляемого и пополняемого кадрового резерва. Иными словами, кадры для стратегически важных должностей нужно методично и целенаправленно готовить. Подобный подход, на наш взгляд, принесёт гораздо более эффективный результат, чем поиск необходимых кандидатов через интернет – пусть даже и с солидным перечнем всех необходимых требований к соискателю.
Кроме того, как отметил в интервью портале profiok.com директор департамента административной и законопроектной работы Министерства энергетики РФ Владимир Смирнов, «причастность к решению государственных задач, возможность влиять на политику в соответствующих сферах деятельности, сформировали особый вид мотивации – реализация личностью социальной ответственности перед обществом». Мотивация такого рода тоже не формируется в один день, именно поэтому эффективным решением кадровых вопросов представляется постоянная и кропотливая работа с молодёжью в целях формирования работоспособного и перспективного кадрового резерва государственных служащих, отвечающего требованиям времени.