Университет
Правительства
Москвы


12.03.2013

Эффективный вуз vs эффективное образование…

И.о. ректора МГУУ Правительства Москвы Андрей Марголин и заместитель руководителя Управления государственной службы и кадров Василий Фивейский приняли участие в рабочей сессии, посвящённой обсуждению практических рекомендаций по разработке нового рейтинга вузов, поручение о котором в июле 2012 г. дал Президент Российской Федерации. Подобные сессии проводятся на регулярной основе на базе Московской школы управления СКОЛКОВО. Помимо представителей высших учебных заведений в эту работу включились консультанты ЮНЕСКО и практически все известные разработчики университетских рейтингов, а также некоммерческие организации, продвигающие концепцию высшего образования, ориентированного на нужды общества.

Какие же критерии лежат в основе оценки эффективности современного вуза? Стоит ли безоговорочно принимать за аксиому, что эффективными могут быть только крупные учебные учреждения? С одной стороны, примеры объединения нескольких региональных вузов в одну сеть широко представлены на Западе, что казалось бы подтверждает правильность выбранной стратегии по укрупнению образовательных учреждений, которую выбрало российское Министерство образования. С другой стороны, есть пример Массачусетского технологического института, который, оставаясь сравнительно небольшим региональным американским вузом, готовит элитные кадры и десятилетиями занимает лидирующие позиции в международных рейтингах технических учебных заведений.

В своем выступлении на сессии Андрей Марголин подчеркнул, что крупный вуз, в котором обучаются тысячи студентов, еще не гарантия качественного образования. «Рейтинговать надо не вузы, а образовательные программы» — таким был основной тезис его выступления.

Кроме того, при составлении рейтингов необходимо учитывать не только очевидные, но и неочевидные критерии. «Если стоимость обучения в бакалавриате составляет 15 тысяч рублей в год, то такую программу можно закрывать без всякой комиссии Рособрнадзора, так как элементарный расчет показывает, что такая сумма не покрывает даже заработную плату преподавателей, не говоря уже о других затратах. Другой возможный критерий – соотношение студентов, обучающихся в очном и заочном форматах. В среднем, в негосударственных вузах студентов-заочников в 6 раз больше обучающихся по очной форме. Доказывать же тот очевидный факт, что качество образования на очной форме обучения несоизмеримо выше, чем при заочной форме, думаю, не следует» — отметил в дискуссии, завязавшейся вокруг критериев рейтингования, Андрей Марголин.

Справка: В рейтинг World University Rankings на 2012-2013 учебный год вошли 400 вузов, которые оценивались экспертами по 13 различным критериям.Первое место в списке занял Калифорнийский технологический институт (США), второе и третье места разделили Оксфордский (Великобритания) и Стэндфордский (США) университеты. На четвертой и пятой строчках рейтинга – Гарвардский университет (США) и Массачусетский технологический институт (США). В первую десятку вошли еще три американских и два британских вуза. Лучший российский вуз – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова – занял 216-е место. Остальные российские вузы не преодолели отметку 200.



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы