Университет
Правительства
Москвы


23.05.2018

Финалисты конкурса «Мегаполис XXI века – город для жизни» рассказали о своем видении развития столицы

В Университете Правительства Москвы подвели итоги финального тура II конкурса исследовательских и проектных работ «Мегаполис XXI века — город для жизни». В нем приняли участие 148 учащихся из 49 школ и колледжей Москвы и Московской области. На конкурс они представили 95 работ. В итоге финалистами стали 10 человек. Со своими докладами ребята выступили во время круглого стола 17 мая.

С приветственным словом к участникам обратился научный руководитель Университета Правительства Москвы, доктор экономических наук, доктор военных наук, профессор Василий Глущенко. Он отметил возросший интерес к конкурсу со стороны образовательных учреждений Москвы и Московской области и привел статистику. В 2016/2017 учебном году было прислано 64 работы от 24 учебных заведений, расположенных в 9 административных округах Москвы. В конкурсе 2017/2018 учебного года приняли участие 49 школ и колледжей, расположенных в 11 административных округах столицы и трех городах Московской области. На первый тур было представлено 95 работ от 148 участников. Авторы десяти из них получили приглашение выступить на круглом столе со своими проектами.

Василий Глущенко также подчеркнул актуальность взаимодействия Университета, школ и колледжей по выявлению талантливой и ответственной молодежи. В будущем именно этим ребятам предстоит активно участвовать в развитии страны, в том числе в качестве государственных служащих, подготовкой которых уже почти четверть века профессионально занимается Университет Правительства Москвы.

Завершая свое выступление, Василий Глущенко зачитал присутствующим несколько выдержек из благодарственных писем Мэра Москвы об уровне подготовки студентов и слушателей в Университете Правительства Москвы и пригласил финалистов в будущем поступать в наш вуз.

Модератор круглого стола, доктор экономических наук, профессор Марина Погудаева представила собравшимся экспертов, которые принимали участие в оценке конкурсных работ. Среди них были глава управы Нагатино-Садовники Сергей Федоров и кандидат биологических наук, заведующий отделом дендрологии Главного ботанического сада РАН Сергей Рысин. Всего в мероприятии приняли участие около 100 человек.

Тематика работ школьников была самой разной: экологическое состояние города, утилизация отходов, вопросы трудоустройства, доступность городской среды, реорганизация городских пространств, туристическая привлекательность города, альтернативные источники энергии.

При оценке конкурсных работ учитывалось: глубина раскрытия темы, ясность, последовательность изложения; умение работать с источниками и литературой; обоснование актуальности проекта; наличие в работе выводов по теме исследования; обоснование социальной или экономической эффективности проекта; значимость рассматриваемых проблем для Москвы; наличие в работе конкретных примеров из практики управления городом.

Так как конкурс проводился среди трех возрастных групп (5–7 классы, 8-9 классы, старшеклассники и учащиеся колледжей), вначале возможность выступить была предоставлена самым младшим участникам.

Первым с докладом на тему: «Промышленные зоны города: реорганизация в интересах горожан и развития экономики» выступил семиклассник Артем Челушкин (ГБОУ «Школа № 2090»). Он рассказал о поиске оптимальных путей реорганизации промышленных зон столицы на основе проектов, реализованных в нашей стране и за рубежом. Доклад был хорошо аргументирован, сопровожден интересными слайдами. На примерах из отечественных и зарубежных решений были рассмотрены различные варианты встраивания новой архитектуры в существующую историческую промышленную застройку. Было отмечено, что цель использования бывших промышленных территорий — сохранение баланса между историей и современностью, который приводит к городскому разнообразию. С чрезмерно большими изменениями будет утерян исторический характер мегаполиса. В то же время без изменений города будут становиться непривлекательными и нефункциональными. Завершая доклад, Артем подчеркнул, что только комплексная реконструкция территорий, на которых находятся неиспользуемые промышленные здания, может решить вопросы функционально пустых зон, при этом возможны различные варианты: деловая или жилая застройка, создание зеленых зон.

Виктория Минкина (МГОУ СОШ № 9 г. Пушкино) представила работу «Мы в Красной книге Москвы и в Красной книге Московской области. Мы рядом с тобой. Узнай о нас!». Она обосновала выбор темы для своего проекта, рассказала о результатах своего социологического опроса. В процессе работы над проектом было проведено анкетирование школьников и взрослых в возрасте от 23 до 40 лет и старше 41 года. Целью опроса был сбор и анализ данных об информировании населения о редких и исчезающих видах растений и животных. В результате выяснилось, что люди мало знают об этом. Для решения этой проблемы докладчик предложила интересный социальный проект — размещение информации о редких и исчезающих видах на бумажных носителях: билетах, транспортных картах, квитанциях. Выступление Виктории Минкиной заинтересовало приглашенных экспертов, которые задали вопросы о критериях выбора опрашиваемых лиц и о социальном эффекте от предложенных мероприятий.

Завершающим выступлением в возрастной группе 5–7 классов стал доклад Артема Ермакова (ГБОУ «Школа № 2065») на тему: «Умный пешеходный переход к школе». Он предложил оригинальное решение вопроса обеспечения безопасности на пешеходных переходах, основанное на использовании датчиков, работающих на оптическом или звуковом эффекте Доплера. В итоге световые сигналы перед глазами и громкие звуковые сигналы позволят предупредить пешеходов о надвигающейся опасности. Предложение, по мнению докладчика, актуально для с лиц ограниченными возможностями или учеников, которые торопятся переходить через дорогу, но при этом не снимают наушники или одежду, уменьшающую обзор, а также для улучшения жизни в мегаполисе, чтобы жителям и гостям было проще ориентироваться на дороге с плотным и интенсивным движением. Для визуализации предлагаемого решения подготовлена 3D-модель и снят видеоролик с авторским пояснением.

Артему были заданы вопросы, в том числе и главой управы Нагатино-Садовники. Они касались актуальности предложенных мер, т.к. есть четкие предписания правил дорожного движения о скоростном режиме в городе. Выяснилось, что для школы, в которой учится Артем, данная тема очень актуальна: не все водители четко соблюдают скоростной режим на нерегулируемом переходе рядом со школой.

Далее было заслушано три доклада в возрастной группе 8-9 классов. Михаил Лебедев (ГБОУ «Школа № 293») представил доклад «Некоторые особенности создания зеленых крыш в Москве». Помимо слайдов, Михаил продемонстрировал свой макет разноуровневого здания с зеленой крышей. Были предложены различные решения по ассортименту древесных и травянистых растений, что послужило поводом для ряда вопросов со стороны экспертов, в том числе от кандидата биологических наук, заведующего отделом дендрологии Главного ботанического сада РАН Сергея Рысина и кандидата сельскохозяйственных наук, доцента кафедры городского хозяйства и жилищного права Ольги Дмитриевой.

Экономические расчеты, которые касались реализации проекта, в докладе представлены были, но слушателей заинтересовало, кто будет ухаживать за растениями. Данный вопрос поступил от заместителя заведующего кафедрой экономики городского хозяйства и жилищного права, кандидата экономических наук, доцента Ольги Горановой.

Сразу два докладчика, девятиклассники Александр Михайлов и Анна Ломидзе из ГБОУ «Школа № 1423», представили совместный проект «Уборка листьев: за и против». Было подчеркнуто, что от правильной уборки листьев во многом зависит экологическая ситуация в городе, что, в свою очередь, прямым и косвенным образом влияет на здоровье горожан. Докладчики дали научно обоснованную оценку пользы и вреда данной процедуры, провели небольшое социологическое исследование, к которому привлекли учеников своей школы и их родителей. Была поставлена задача ознакомить общественность с правилами уборки листьев в Москве. В ходе работы над проектом были проведены исследования физических и химических свойств почвы, изучено действие противогололедных реагентов на городскую почву. По аналогии с порталом «Активный гражданин» было проведено голосование в старшей школе по вопросу уборки листьев. Доклад девятиклассников получил положительную профессиональную характеристику от экспертов.

Докладом Николая Малыхина (ГБОУ «Школа «Интеграл») на тему: «Профессии будущего: современные тренды на рынке труда» завершились выступления среди возрастной группы учащихся 8-9 классов. Он сделал акцент на роли искусственного интеллекта в вытеснении некоторых профессий и о своем видении востребованных профессий через 40 лет. Николай поделился с аудиторией результатами анкетирования, которое он провел среди одноклассников. Он изучал их представления о профессиях будущего.

Доктор психологических наук, профессор Университета Правительства Москвы Константин Вайсеро спросил о соотнесении проведенного докладчиком исследования с атласом новых профессий, подготовленным Агентством стратегических инициатив. Отвечая на данный вопрос, докладчик обратил внимание на схожее с АСИ видение проблемы, но особо подчеркнул, что многие участники его соцопроса очень слабо представляют себе профессии будущего, поэтому необходимо проводить просветительскую работу со школьниками.

В группе финалистов среди старшеклассников и учащихся колледжей было представлено четыре доклада. Эдвард Акопян (ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева) представил работу «Недостаток парковочных мест у детских медицинских учреждений в г. Москве». В ней был дан хороший обзор различных зарубежных и отечественных вариантов технической организации парковок, аргументирована необходимость создания парковочных мест около детских медучреждений. Практические материалы, в том числе расчеты, были сделаны под определенную площадку около одной из московских детских поликлиник, но предложенные меры по ее созданию вызвали дискуссию среди слушателей, т.к. парковка предлагалась платная. Эксперт конкурса Константин Вайсеро подчеркнул, что необходимость в парковках есть, но родители привозят больных детей, и поэтому проект должен быть социальным: нехорошо заставлять платить людей, которые оказались в сложной ситуации. Участники круглого стола подчеркнули актуальность темы парковок в мегаполисе, в том числе около лечебных учреждений, но предложили продумать варианты организации около них бесплатных парковок.

Кристина Максимова (ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева») выступила с докладом «Оценка экологического состояния Лефортовских прудов органолептическим методом и с помощью фенотипического биоиндикатора кресс-салата». Она подчеркнула актуальность избранной темы, т.к. Лефортовский парк — это зеленый рекреационный островок города, исторический и природный памятник архитектуры и садово-паркового искусства, построенный в начале XVIII века. Было отмечено, что пруды — сбалансированная экосистема, в которой действуют механизмы самоочищения. Это естественное состояние биологического баланса водоемов может быть нарушено как в результате их естественного старения, накапливания органики, так и в результате интенсивного загрязнения водоема органическими веществами и питательными (биогенными) элементами. В результате проведенного исследования был предложен ряд мер по сохранению и восстановлению водоемов в черте Москвы.

Особый интерес вызвал, в первую очередь у представителей кафедры экономики городского хозяйства и жилищного права, доклад Всеволода Милютина (ГБОУ «Школа № 1798») на тему: «Альтернативный способ получения электрической энергии в быту». Школьник предложил в многоэтажных домах применить гидрогенератор для получения электрической энергии, работающий от канализационных вод. Докладчик подчеркнул, что помимо мощных гидрогенераторов, используемых гидроэлектростанциями для промышленных нужд, возможно их применение в планировке жилого дома. Фактически была представлен готовый к внедрению проект энергосбережения. Вопросы со стороны экспертов касались количественных показателей экономии электроэнергии, некоторых особенностей технической реализации предлагаемого устройства.

«Благоприятен ли город Домодедово Московской области для жизни молодой семьи?» — тема доклада Анны Федосеевой (МАОУ «Домодедовская СОШ № 2»). Заявленная проблема была рассмотрена под различным углом зрения: приняты во внимание такие факторы, как стоимость жилья, наличие развитой инфраструктуры, возможности для трудоустройства и получения высшего образования в самом городе Домодедово, расстояние до столичного мегаполиса. Анна проинформировала участников круглого стола о результатах своего социологического исследования, проведенного среди жителей Домодедово, и поделилась выводами. Было отмечено, что в ее городе развитая инфраструктура, благоприятная экологическая обстановка, ведется активное строительство культурных, развлекательных и спортивных центров, современных жилых кварталов, большое внимание уделяется молодежи и молодежной политике. Таким образом, отметила в заключение школьница, город Домодедово готов встретить молодые семьи Москвы и Московской области и предоставить им все условия для развития и комфортной жизни.

Уровень представленных проектов свидетельствует о том, что у подрастающего поколения формируется гражданская позиция, они активно предлагают конкретные решения для развития Москвы.

По итогам финального тура конкурса «Мегаполис XXI века — город для жизни» дипломами 1, 2 и 3 степени награждены:

— среди учащихся 5-7 классов:

  1. Артем Челушкин (ГБОУ «Школа № 2090»), работа «Промышленные зоны города: реорганизация в интересах горожан и развития экономики» (руководитель — Матвеева Мария Александровна, педагог-организатор);
  2. Виктория Минкина (МБОУ СОШ № 9 г. Пушкино), работа «Мы в Красной книге Москвы и в Красной книге Московской области. Мы рядом с тобой. Узнай о нас!» (руководитель —Шукурова Вера Игоревна, учитель биологии);
  3. Артем Ермаков (ГБОУ «Школа № 2065»), работа «Умный пешеходный переход к школе» (руководитель — Вершинин Антон Васильевич, учитель информатики);

— среди учащихся 8-9 классов:

  1. Михаил Лебедев (ГБОУ «Школа № 293»), работа «Некоторые особенности создания зеленых крыш в Москве» (руководители — Суетин Максим Игоревич, учитель биологии и географии; Александрова Елена Сергеевна, учитель русского языка);
  2. Александр Михайлов, Анна Ломидзе (ГБОУ «Школа № 1423»), работа «Уборка листьев: за и против» (руководитель — Шелуханова Ирина Николаевна, учитель химии);
  3. Николай Малыхин (ГБОУ «Школа «Интеграл»), работа «Профессии будущего: современные тренды на рынке труда» (руководитель — Ушакова Алевтина Германовна, учитель математики);

— среди старшеклассников и учащихся колледжей:

  1. Всеволод Милютин (ГБОУ «Школа № 1798»), работа «Альтернативный способ получения электрической энергии в быту» (руководитель — Богданова Татьяна Владимировна, учитель физики);
  2. Кристина Максимова (ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева»), работа «Оценка экологического состояния Лефортовских прудов органолептическим методом и с помощью фенотипического биоиндикатора кресс-салата» (руководитель — Неделько Вера Анатольевна, учитель биологии и географии);
  3. Анна Федосеева (МАОУ «Домодедовская СОШ № 2»), работа «Благоприятен ли город Домодедово Московской области для жизни молодой семьи?» (руководитель — Попова Тамара Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе); Эдвард Акопян (ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева), работа «Недостаток парковочных мест у детских медицинских учреждений в городе Москве» (руководитель — Лобанова Ольга Владимировна, учитель физики).

Их научные руководители были отмечены благодарностями за подготовку победителей конкурса. Участники конкурса, не занявшие призовые места, получили сертификаты.

Жюри высоко оценило представленные на конкурс проекты и отметило глубокие знания школьников в области естественных, социальных и гуманитарных наук, а также наличие собственного мнения по теме исследования и умение аргументировать свою точку зрения. Завершая работу круглого стола «Мегаполис XXI века — город для жизни», Марина Погудаева и Василий Глущенко пожелали ребятам успехов в учебе, пригласили их на мероприятия для школьников, проводимые в Университете, и поблагодарили педагогов — научных руководителей конкурсных работ.

Помимо участия в заседании круглого стола, учащиеся образовательных учреждений Москвы и Московской области побывали на экскурсии по Университету. Ее провели члены студенческого совета. Гости смогли сфотографироваться в стенах вуза и посмотреть фильм об Университете, снятый нашими студентами.

В проведении круглого стола оргкомитету большую помощь оказали студенты-волонтеры: Анастасия Ахременко, Юлия Калинина, Ева Кристкова, Евгений Лопаткин, Мария Московцева, Юлия Страшненко, Роман Сурков, Юлия Хафизова, Анастасия Хилько. Их работу координировала специалист по учебно-методической работе Екатерина Дмитриевна Перминова.



Также по теме:


Все новости Университета Правительства Москвы