МГУУ


Управление государственной
службы и кадров
Правительства Москвы




Университет
Правительства
Москвы


30.04.2020

Как помочь себе развить творческую идею

Как воспитать в себе креативность и получить поток творческих идей? Как проявить себя, чтобы в режиме самоизоляции не впасть в уныние? Способами и методиками поделилась с нами на вебинаре в рамках проекта «Делаем офис мобильным» психолог, бизнес-тренер, психотерапевт в области психодрамы Ирина Телегина.

 

Разберем для начала, что такое творчество и креативность. Творчество — процесс создания чего-то нового с привнесением туда своей личности. Креативность — способность к творчеству, гибкость и нестандартное мышление. Есть линейные техники креативности, которые позволяют манипулировать информацией для выработки новых идей. И интуитивные техники — они демонстрируют, как находить новые идеи с помощью эмоций и воображения.

Креативность может достигать разных уровней. На первом уровне мы можем действовать по шаблону и видим предмет для его прямого назначения. Например, кружка — тара для чего-то. На втором уровне можем достраивать идеи новыми элементами. Предмет по-прежнему остается предметом для прямого назначения, но мы начинаем придумывать ему дополнительные элементы. Например, к кружке добавляем дополнительный отсек для фруктов или резинку, чтобы было не горячо. И, наконец, третий уровень креативности — когда мы смотрим на предмет или идею совершенно с другой стороны.

Сделаем упражнение? Американский юморист Роджер Прайс придумал картинки-загадки. Посмотрите на картинку — что вы на ней видите?

Солнце? Небоскребы и солнце — вид снизу? Любимый ответ автора — это четыре слона, которые нюхают апельсин.

Известный гитарист Фрэнк Заппа разместил друдл на обложке своего диска. Что вы здесь видите?

Стрелу? Гору? Автор друдла объяснял: это корабль, который приплыл слишком поздно, чтобы спасти тонущую колдунью. Позоже? Мы видим нос корабля и только острый колпак шляпы на воде.

Цитата: «Взрослый творческий человек — это ребенок, который выжил». (Урсула Ле Гуин).

Техники и методы креативности от эксперта

  • Техника «Герой / Антигерой». Подумайте, как бы эту задачу решил ваш герой или антигерой: какой-то персонаж, который вас вдохновляет или, наоборот, отталкивает.
  • Техника «Инверсия». Переворачиваем задачу наоборот. Например, не «менеджер ищет клиентов», а «клиенты ищут менеджера». Как это, что тогда и что для этого нужно?
  • «Техника хаоса». Собирайте банк идей! Например, Александр Пушкин нарезал из бумаги карточки для идей, писал идею и складывал в вазу. В свободное время он доставал из вазы бумагу с заголовком, вспоминал все об этом объекте или явлении и писал текст. Рандомно выберите что-то из банка идей и посмотрите, как эта идея сможет подойти к решению сегодняшней задачи.
  • Метод определения диапазона. Прикрепите на лист противоположные стикеры: на одном напишите «самый банальный способ решения задачи», на другом — «самый безумный способ решения задачи». И запишите идеи под каждым стикером. Можно выбрать еще несколько шкал: например, «самый дешевый способ решения задачи» и «самый дорогой способ решения задачи». В конце соединяем наши решения, берем условный центр и работаем с ним.
  • Метод фокальных объектов. Поставьте изучаемый объект в фокус внимания. Возьмите три совершенно случайных объекта, не имеющих никакого отношения к первому объекту. Напишите по три ярких характеристики к этим трем случайным объектам. Теперь соедините свойства случайных объектов с первым объектом. В этих новых сочетаниях ищите идеи.
  • Техника «Теории Решения Изобретательских Задач» от Генриха Альтшуллера. Этот способ делится на две части. Воспользуйтесь техникой фантограммы: вместо свойств возьмите функции объекта — для чего предназначен, где применяется, как эксплуатируется и так далее. Используйте технику «функция без объекта». Подумайте, как оставить эту функцию без объекта или без его части?
  • Техника «Морфологический анализ» от швейцарского астронома Фрица Цвикки. Составьте таблицу, где перечислите все основные элементы объекта исследования, подумайте, какие у них могут быть параметры и характеристики. Напишите все варианты форм, размеров, материалов и аксессуаров, которые могут быть. Не отсеивайте никакие варианты, пока не завершите работу. Выберите самые интересные решения.

Важно!

    • Ставьте интересные цели для креатива.
    • Задайте себе квоту идей в день.
    • Фокусируйтесь на чем-то определенном.
    • Пишите и рисуйте от руки. Не переводите все идеи в цифровой формат — письмо от руки улучшает креативность.
    • Ищите, что вас стимулирует и вдохновляет.
  • Вводите ограничения по времени с наградой в конце.
  • Верьте в себя.

Что почитать по теме:

  • «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» — Остин Клеон.
  • «Как люди думают» — Дмитрий Чернышев.


Также по теме:


Все новости МГУУ